Есть мнение

Необходимость теологического образования в современной России

29 октября 2016

Конец XX века ознаменовался для России огромными политическими и социокультурными изменениями. Например, окончание холодной войны и открытие железного занавеса содействовали большей открытости нашей страны к восприятию новых идей. Именно поэтому Россия в настоящее время переживает духовно-нравственный кризис, который является отражением глубинных процессов, происходящих в социокультурной сфере. Россия утратила официальную идеологию, значительную часть нравственных и духовных идеалов, разрушилась система управления, в функции которой входило воспитание молодежи. Основанием для сложившейся ситуации послужило то, что в последние десятилетия всему миру, в том числе и России, в качестве образца государственного устройства предлагался деидеологизированный либеральный стандарт, суть которого заключается в установлении приоритета потребительских интересов над нравственными и религиозными ценностями. Либеральная модель не только не содействует сглаживанию противоречий в области государственно-конфессиональных и этноконфессиональных отношений, но и, по большому счету, обостряет их.

Политический и социально-экономический кризисы способствовали разобщению общества, его расколу по социальному и этноконфессиональному признаку. Это, в свою очередь, вызвало активизацию архаических ментальных стереотипов и ритуально-символических элементов культур, представленных в России. Атрибутами посттоталитарной культуры стали бинарная структура восприятия и оценка мира («свой-чужой», «хороший-плохой»), агрессивность, страх перед переменами, негативное восприятие демократических преобразований и психологическая неготовность к ним. Поэтому, современность диктует необходимость переосмысления сложившейся системы ценностей, сформировавшейся в процессе становления западной цивилизации и навязывающейся остальному миру в процессах глобализации. В этих условиях необходимо формирование новых культурных доминант и подходов становления гражданской культуры, отвечающих современным реалиям и основанных на традиционных ценностях.

Хотелось бы отметить, что наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является образование. Следовательно, важнейшим шагом на пути к обеспечению духовной безопасности РФ является принятие всесторонних мер по развитию системы духовного образования. В отрыве от духовно-нравственных и религиозных традиций, этнических особенностей народов невозможно формировать мировоззренческие аспекты личности. Религия народа, с которой позиционирует себя современный молодой человек, непременно оказывает влияние на личностные качества, поведение, социальную адаптацию. Поэтому, теологическое образование, направленное на духовное обновление России, гарантирует обеспечение безопасности развития личности, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, воспитание патриотизма и гуманизма. Теологическое образование также позволяет повысить культурный и научный потенциал страны путем нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению религиозного экстремизма, сепаратизма, и, вызванных ими социальных межэтнических и межрелигиозных конфликтов, а также терроризма на религиозной почве. Образование является важнейшим конструктором общества, так как именно образование является тем механизмом, благодаря которому культурные достижения транслируются от одного поколения к другому. В течение длительного времени теология оставалась тем ядром, вокруг которого формировалась вся система знания. Поэтому, не случайно именно в 90-е годы XX столетия в ответ на потребности социальной практики рождается современное российское теологическое образование. В кризисные периоды развития общества стремление к образованию является своеобразной инстинктивной силой, в значительной степени благодаря которой кризисные явления преодолевались. Так что потребности современного общества в формировании нового социокультурного, духовного потенциала  совершенно очевидны. Современное российское общество не формируется заново, а восстанавливается, именно поэтому необходимо опираться на традиции, восстанавливать все лучшее из своего исторического прошлого. Следовательно, очевидна значимость теологического образования для дальнейшего общественного развития и восстановления общественных структур, традиционных для России. Это касается всех сторон общественной жизни: и социально-политической, и хозяйственно-экономической и культурно-образовательной, т. к. основы мировоззрения, ценностные ориентиры закладываются в большей степени в семье и школе, университете. Полноценное восстановление структур гражданского общества невозможно без наличия специалистов в области религиоведения, межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений, не скованных традицией философской критики религий.

Недостаточное взаимодействие религиозных организаций и государства в сфере образования может само являться причиной этнических и межконфессиональных проблем. Сегодня очень важно понимать, что религиозный экстремизм процветает в первую очередь из-за религиозного невежества. Традиционное понимание религии и религиозной культуры приближает к просветлению, святости, но не к бандитизму и жестокости. Поэтому, прежде всего, важно устранить религиозную неграмотность не только в сфере государственного управления и образования, что представляется возможным только лишь при наличии хорошо подготовленных  кадров: педагогов, экспертов, консультантов в области религиоведения, прекрасно владеющих тонкостями вероучений, основных конфессий России.

Не смотря на это, мировая и отечественная тенденция развития современного образования имеют ярко выраженную прагматическую направленность. Тем не менее, все чаще социальный заказ родителей российских школьников имеет духовно-нравственную направленность. В отечественном образовании имеет место явная тенденция получить в итоге учебно-воспитательного процесса, прежде всего, личность духовно зрелую, а не только владеющую суммой знаний, умений и навыков.

Религиозное образование и просвещение должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса, ведущего к высокому культурному уровню. Знание основ вероучения традиционных для России религий дает гарантии взаимопонимания, сохраняет и укрепляет межнациональные и межкультурные отношения, связывающие всех граждан России. Эта область связана с обеспечением духовной безопасности, усилением созидательных процессов в обществе. Хочется сказать, что главной конечной целью учебно-воспитательного процесса, наряду с адаптацией в социуме, успешной реализацией потенциала личности, определенного багажа знаний и навыков является духовная, нравственная личность, обогащенная традициями своего народа и страны.

Следует отметить, что на самых разных уровнях все отчетливее позиционируется необходимость создания единой «вертикали» системы теологического образования в России. Такая система призвана эффективно связать и обеспечить взаимосвязь всех видов религиозного обучения – начальных и воскресных школ, средних и средних профессиональных медресе, институтов и университетов, научных центров. Именно такая система должна обеспечить молодым поколениям россиян знание собственных религиозных традиций, создать условия для формирования гуманистического мировоззрения и толерантности и стать альтернативой прагматизации, американизации российской молодежи.

В настоящее время теология только возвращается в образовательное пространство России. Под теологией, как направлением подготовки высшего образования в России сегодня понимается светское религиозное образование. По своему содержанию теология имеет много общего с духовным образованием, так называемым богословием, но его задачи и функции иные. Теологическое образование не ставит своей целью подготовку священнослужителей, его цели носят преимущественно просветительский и научный характер, направленный на формирование подготовленных кадров в области межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений.

Поэтому именно сегодня, когда происходит процесс интеграции российской системы образования в европейскую и мировую, развитие отечественного теологического образования и науки приобретает особую важность, так как является необходимым условием конкурентоспособности российского гуманитарного знания.

Хотелось бы также отметить, что при определении места и роли национально-религиозного фактора формирования личности в процессе образования следует считаться с особой ситуацией в области религиозного образования России. Она характеризуется двумя тенденциями: 1) интенсивным проникновением в образование и воспитание элементов западной культуры и поведенческих норм и 2) реакцией на агрессивную экспансию «Запада» полным замыканием в рамках собственной традиции, неприятием любых форм межкультурного сотрудничества и взаимодействия.

Развития событий по любому из этих вариантов желательно избежать. Хотелось бы надеяться на возможность сохранения и возрождения культур народов путем умелого сочетания настоящего и прошлого в истории каждого народа с лучшими традициями других народов.

Следовательно, развитие поликонфессионального теологического образования будет содействовать созданию преемственности в области науки и образования, сформированных традиционными конфессиями в условиях атмосферы мира и сотрудничества в России. Подготовка теологов является эффективным средством, препятствующим распространению псевдохристианских сект, фундаментализма в исламе и других антиобщественных и антигосударственных объединений.

Поэтому, религиозное образование и просвещение должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса, ведущего к высокому культурному уровню. Знание основ вероучения традиционных для России религий дает гарантии взаимопонимания, сохраняет и укрепляет межнациональные и межкультурные узы, связывающие всех граждан России. Эта область связана с обеспечением духовной безопасности, усилением созидательных процессов в обществе. В отрыве от духовно-нравственных и религиозных традиций, этнических особенностей народов невозможно формировать мировоззренческие аспекты личности. Религия народа, с которым позиционирует себя современный молодой человек, непременно оказывает влияние на личностные качества, поведение, его социальную адаптацию. Таким образом, теологическое образование, основной целью которого является формирование духовной безопасности России, с большой долей вероятности гарантирует воспитание здорового общества, где будут сохраняться и укрепляться традиционные нравственные ценности, воспитываться патриотизм. Теологическое образование прямо или косвенно позволяет повысить научный и культурный уровень страны через нейтрализацию условий, спoсобствующих возникновению сепаратизма, религиозного экстремизма, и, вызванных ими межрелигиозных и межэтнических конфликтов, а также терроризма на религиозной почве.

Комментариев пока нет