Есть мнение Молодёжная редакция Новости

Некоторые аспекты правовой незащищенности инвалидов по зрению

24 июня 2018

Среди огромного списка проблем, активно решаемых Российской Федерацией в области социального комфорта, развития и справедливости очень сложно (или практически невозможно) выделить наиболее приоритетные сферы т.к. называемые «болевые зоны». Это связано со многими факторами, обсуждение которых выходит за рамки данной статьи. Отметим лишь, что наименее обсуждаемыми и особенно острыми остаются вопросы, связанные со статусом инвалидов и пожилых граждан нашей страны.

Сегодня речь пойдет о существующих комплексных проблемам инвалидов по зрению и слабовидящих лиц преклонного возраста.

За последние годы было сделано немало усилий по подготовке инфраструктуры (в том числе учреждений культуры) к обслуживанию инвалидов по зрению и слабовидящих, что приближает наше общество к утвержденным общепризнанным принципам построения безбаръерной среды. Для того чтобы проверить реальное положение дел в период с сентября по декабрь 2017 года 158 волонтеров, экспертов и юристов, дна добровольной основе объеденились с благотворительным фондом «Единое сердце» и провели исследование, состоящее из четырех позиций:

1. Выборочный опрос инвалидов/лиц преклонного возраста во всех округах Москвы, Московской области

2. Мониторинг аналитических отчетов муниципальных служб и организаций субъектов Российской Федерации, а также публикаций на тему нарушений прав инвалидов.

3. Анализ 760 судебных дел и практик, связанных с участием инвалидов.

4. Получение обратной связи от Всероссийского общества слепых, Российской государственной библиотеки для слепых в виде интервьюирования.

Результаты оказались крайне неутешительными, и вызвали откровенное удивление. Кратко отразим результаты работы, представив их в двух микроблоках: I Общая обработанная статистика. и II Состояние российской библиотечной инфраструктуры.

I Общая обработанная статистика.

1. Количество обращений и жалоб на обман незрячих граждан, как потребителей услуг продолжает расти. (Подтверждается практика роста умышленных преступлений, совершающихся против незащищенных групп населения).

2. Все меньше незрячих умеет читать шрифт Брайля. (Это связанно с откровенно слабой политикой в области книжного образования незрячих, недофинансированием библиотек, недостаточным библиотечным фондом, слабым вниманием к нуждам незрячим, отсутствием мотивации, специальных семинаров и.т.д)

3. Качество инфраструктурных объектов, направленных на помощь незрячим ежегодно снижается, а их целесообразность ставится под вопрос. ( За последние три месяца было идентифицировано более 1031 случая неправильного размещения табличек для незрячих, информационных баннеров. Очень часто они были не продуманы технологически и их содержание не поддавалось прочтению).

4. Только 2% из 100% опрошенных знали свои права, 13% знали, где искать информацию, 4% разбирались в Федеральных Законах. При этом все опрошенные подтвердили, что не имеют доступа к печатным вариантам нужных им Федеральных законов. Что уж говорить о «широком спектре» доступной для чтения литературы.

5. Как минимум каждый второй из опрошенных сталкивался с нарушением своих прав, но при этом не знал процедуры обращения в соответствующие органы власти для решения возникших проблем.

II Состояние российской библиотечной инфраструктуры.

Казалось бы, что ситуацию должны исправить соответствующая инфраструктура. Но и здесь все оказалось не так просто.

Во-первых, реформирование библиотечного обслуживания, продолжает сопровождаться сокращением библиотек, сотрудников и библиотечных ставок.

Во-вторых, как показали отчеты, постоянный отток населения из неперспективных населенных пунктов, вкупе со сложной социальной и демографической ситуации, а также миграционные процессы внутри страны обессмысливает работу специальных учреждений.

В-третьих, пропасть в вопросах недофинансирования комплектования библиотечных фондов, запредельно низкое комплектование правительственными документами, федеральными законами и подзаконными актами, неудовлетворительное состояние и информационное устаревание документного фонда библиотек продолжает нарастать. Число списаных старых книг, не подлежащих восстановлению растет экспоненциально.

Кроме того, материально-техническое обеспечение библиотек оставляет желать лучшего. А важнейший в условиях построения «Цифровой экономики» процесс компьютеризации сельских библиотек идет медленно, что препятствует удовлетворению информационных запросов населения.

Ну и наконец, самой главной проблемой для большинства библиотек субъектов остается логистика: снижение интереса к чтению и высокий процент списания вместе с недофинансированием ведет к закрытию передвижек и пунктов выдачи литературы. При этом собственный транспорт имеют лишь единичные, крупнейшие центральные библиотеки.

Бремя всех издержек и вопросов по выходу из сложившейся ситуации несправедливо легло на плечи оставшихся библиотек.

Исходя из сложившейся ситуации, руководство Благотворительного фонда «Единое сердце» приняло решение разработать комплексную целевую программу «Защита прав незрячих и слабовидящих граждан России 2020», состоящую из трех подпрограмм:

«Право без границ», направлена на обеспечение основных фондов библиотек субъектов федерации ключевой правовой литературой (Федеральных Законов).

«Детство без границ», направлена на обеспечение незрячих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей краткими методическими документами, которые помогут им адаптироваться к внешней среде и успешнее пройти социализацию.

«Сильные духом», направлена на создание программных продуктов для ускоренной интеграции незрячих и слабовидящих; повышение технологической обеспеченности и оснащенности библиотек; разработки учебных пособий и планов действий для педагогов, специалистов и госслужащих, работающих с инвалидами по зрению всех возрастов.

В 2018 году Фонд получил грант Президента Российской Федерации (фонд президентских грантов) в размере 462 900 рублей по проекту «Право без границ», и тем самым был дан старт реализации первой подпрограммы. В рамках действующего гранта была поставлена задача в срок до 30 июня 2018 года разработать макеты, подготовить к печати и распространить пять федеральных законов рельефно-точечным шрифтом брайля в количестве не менее 225 штук. Учитывая запрос со стороны Российской государственной библиотеки для слепых, в рамках гранта были выбраны следующие адаптированные федеральные законы:

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

- Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Указанную литературу любезно согласилась отпечатать команда профессионалов с долгой историей и собственными традициям из Частного учреждения «Издательско-полиграфического Объединения «ЧТЕНИЕ», всероссийского общества слепых. Из-за особой технологии изготовления брайлевских книг, которая предполагает выплавку медных пластин в качестве трафаретов для плотных бумажных листов книги, цена на один экземпляр закона, в зависимости от размера и количества томов, варьировалась от 1000 до 3000 рублей. Это – серьезная проблема для подобных изданий. Более того, для «проверки на ошибки» требуется ручная корректура, что представляет собой крайне затратный и трудоемкий процесс настоящих специалистов своего дела.

Согласно проекту, изначально предполагалось распространить 225 выпущенных экземпляров многотомных законов только по г. Москве и Московской области. Однако Фонд принял решение (и мы уверены, что оно правильное) грамотно распределить издания, насколько это возможно, по субъектам федерации. (Ленинградская, Псковская, Курская, Ярославльская, Владимирская, Волгоградская Нижегородская, Тульская, Тверская области, Республики Чечня и Татарстан).

Уже сегодня более пятидесяти тысяч незрячих и слабовидящих получили доступ к актуальной правовой информации через центральные библиотечные фонды России.

При этом нельзя забывать, что проблема не решается лишь распространением книжных изданий. Важно продолжать движение к большей системности, четкому определению потребностей сторон и внимательности к актуальным мировым тенденциям и практикам в деле обеспечения инвалидов всеми необходимыми благами и инфраструктурой. 


Комментариев пока нет