Колонка редакции Новости

Недостаточно выявить и развить юные таланты, необходимо найти им применение на родине

29 октября 2016

В конце сентября в московских школах с 3 по 10 класс пройдет тестирование детей на одаренность. Проведет его Городской ресурсный центр одаренности, созданный в 1997 году при Московском психолого-педагогическом университете.

Высокая одаренность, гениальность — это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. По мнению специалистов, современные методики достаточно объективно оценивают уровень и интеллектуальных, и творческих способностей. Результаты исследований в этой области показывают, что людей с уровнем способностей выше нормы — около 10%, а в группу с очень высоким уровнем одаренности входят около 0,5%. А вот данные выдающегося российского генетика В. П. Эфроимсона: одаренность выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Но если количество гениев столь незначительно, стоит ли тратить государственные деньги и на их выявление, и на особое обучение, что и ставится целью указанного тестирования?

Стоит, заявляет Виктория Юркевич, директор Ресурсного центра. Интеллект, творческие способности — главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. Существует эффективная система обучения одаренных детей и в Израиле, причем, она является государственным секретом. В США создана такая действенная система поощрения и развития одаренности, что неслучайно так называемая «утечка мозгов» направлена в основном в сторону Соединенных Штатов. А некоторые страны, например Сингапур, пытаются воспитать «лучшую нацию на свете», сделав теорию воспроизводства интеллектуальной элиты своей национальной идеей.

Но для того, чтобы система обучения одаренных детей эффективно работала, необходима диагностика талантов. И, действительно, программы обязательной диагностики всех детей на признаки гениальности существуют в 47 государствах, разработаны и специальные методики, и шкалы оценки. По этим шкалам, российские школьники дают отличные показатели в начальной школе, разделив пальму первенства с Сингапуром и Гонконгом, средние - в средней школе, чрезвычайно низкие - в старшей. Уменьшение количества талантливых детей с возрастом крайне тревожно, ведь поддержка молодых гениев является единственным надежным способом воспроизводства интеллектуальной элиты нации. Существуют теории неравенства наций и уровня их благосостояния в связи с высоким или низким общим IQ населения. По этому показателю Россия с индексом IQ=96 находится на 26-27 месте. Те эксперты, кто видит зависимость уровня благополучия страны от интеллектуального потенциала ее граждан, считают разработку специальных программ по выявлению одаренных детей и их внедрение необходимым.

Но после выявления юных талантов встает проблема их специализированного обучения, которое предусматривало бы определенные индивидуальные возможности для каждого одаренного ребенка в отдельности, включающие особую программу в рамках общей школы или специальной, ведение такого ребенка специальным преподавателем, сотрудничающим с предметниками, особое расписание и еще массу проблем самого разного плана.

В научной психологии различают два типа одаренности: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, энциклопедичностью знаний. Люди второго, творческого, типа обладают, прежде всего, нестандартностью мышления, они не принимают преподносимых знаний на веру, до всего хотят дойти своим умом. У них не только иначе устроен мозг, но и по-другому организована личность. Творческие способности обязательно предполагают повышенный интеллект, зато интеллектуалы могут вовсе не обладать творческими способностями. Но каким бы типом не обладал юный гений, нельзя забывать, что прежде всего он – ребенок, и ребенок особенный, со своими личностными проблемами. Ведь дарование в первую очередь замечают взрослые, а дальше начинается сложный для ребенка процесс: его сравнивают с другими детьми, его выделяют, его хвалят, что вызывает негативное отношение со стороны сверстников. Взрослым важно понимать, что сравнивать детей друг с другом нельзя, это приводит к разобщению детского коллектива, конфликтам, дракам. Одаренный ребенок сталкивается с этим больше, чем какой-либо другой! А еще существует безрадостная статистика: в профессии преуспевают только 2-3% тех, кто в детстве считался чудо-ребенком. И человек мучается этим «синдромом бывшего вундеркинда», не оправдав ни свои ожидания, ни ожидания родителей и окружения. Часто это выражается в депрессии, повышенной агрессии, потере интересов или даже заканчивается самоубийством. А катастрофическое падение показателей степени одаренности (см. выше) к окончанию школы предполагает наличие значительного числа таких несчастливцев.

Но существуют и внешние по отношению к таланту проблемы. Это, прежде всего, квалификация и личность преподавателя. Значение этой проблемы доказывает необычный эксперимент на основе тестирования умственных способностей учеников, проведенный еще в 1968 году американскими исследователями Р. Розенталем и Л. Якобсоном в США. По окончании теста они намеренно ввели в заблуждение учителей, представив им случайно выбранных и ничем не выдающихся детей как одаренных. А через год повторное тестирование показало реальное улучшение показателей интеллекта этих учащихся. Ученые сделали вывод, что именно усилия и отношение педагога определяют возможности для развития способностей ребенка. И ключевой задачей становится именно образование и подготовка учителей. Неподготовленные учителя часто не только не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам, но иногда просто враждебно настроены по отношению к выдающимся детям.

К тому же обучение одаренных детей — дело не только чрезвычайно ответственное, но и дорогое. Это «штучное производство». Необходимо не только гораздо больше специально подготовленных учителей (предметное обучение вводится с первого класса), но и небольшие классы, и хорошее экспериментальное оборудование для занятий по физике и химии, типография, медицинская служба с разумно организованными кабинетами релаксации. И это список можно продолжать…Но здесь нельзя перегибать палку в сторону комфорта, ведь нет ничего вреднее для одаренных детей (и вообще детей), чем излишний комфорт. Неслучайно, в самой элитарной в мире школе «Итон» в Англии существуют весьма спартанские условия. Школы для одаренных должны строиться на идее развивающего дискомфорта.

И, наконец, главное. Необходимо создателям будущего страны после окончания обучения сформировать такие условия, которые их бы устроили и они не захотели бы «перебегать» к конкурентам. Ибо нынешняя практика высшей школы показывает, что любой талантливый студент отслеживается, и крупные корпорации типа Boeing, начиная со второго-третьего курса, оказывают этим студентам финансовую поддержку, рассчитывая в дальнейшем привлечь их к работе.

По мнению экспертов, «новость о тестировании детей протягивает логическую нить между обещанным инновационным будущим страны и потенциальными его создателями». «Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо», — сказал великий философ Дидро. Будем надеяться, что благородная задача создания «ворот дворца» для выявленных одаренных будущих создателей инноваций окажется российскому государству по плечу.

Комментарии 2

<p>
Большинство родителей давно видит своих детей (даже не вундеркиндов) в государстве с менее устоявшейся (тоталитарной) политической системой.
</p>
<p>
Большинство родителей давно видит своих детей (даже не вундеркиндов) в государстве с менее устоявшейся (тоталитарной) политической системой.
</p>