Есть мнение Статьи Главная тема

Телевизионщики о Троцком: Революции и нам ты - не дЕмон

18 ноября 2017
В дни празднования 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции «Россия» разразилась сериалом «Демон революции», а Первый канал - сериалом «Троцкий», а уж документальных проектов и фильмов и вовсе было не счесть. Вместо трезвого разбора, почему революция стала возможной, полк врагов народа с подачи создателей данных сериалов пополнился нетривиальными экземплярами — Львом Троцким (он же Лейба Бронштейн) и Александром Парвусом (он же Израиль Гельфанд). Раскрытие псевдонимов для подобных ходов — непременный атрибут хорошего тона.

     В дни празднования 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции «Россия» разразилась сериалом «Демон революции», а Первый канал - сериалом «Троцкий», а уж документальных проектов и фильмов и вовсе было не счесть. 

     Вместо трезвого разбора, почему революция стала возможной, полк врагов народа с подачи создателей данных сериалов пополнился нетривиальными экземплярами — Львом Троцким (он же Лейба Бронштейн) и Александром Парвусом (он же Израиль Гельфанд). Раскрытие псевдонимов для подобных ходов — непременный атрибут хорошего тона. 100-летие революции вдохнуло новую жизнь в этих замечательных людей. Последние лет двадцать корневое событие прошлого века ТВ вообще старалось не замечать, а тут вдруг прозрело. Объединяет разные полотна одно — главным героем переворота, потрясшего мир и определившего направление развития всего 20 века, назначен Парвус. Не следует, однако, думать, что на экране белеет Парвус одинокий. Он «белеет» вместе с немцами, на чьи деньги и совершаются все отечественные безобразия. Именно в тени гиганта-коммерсанта вызревают такие титаны мысли и российской социал-демократии, а позднее большевизма и коммунизма, как Троцкий, Ленин и Сталин.

     После просмотра фильма понимаешь, что деградация коснулась не только части молодёжи и большей части власти. Деградация накрыла плотной пеленой значительную часть творческой интеллигенции и тех, кто себя к ней причисляет.

     Поразительно низкий уровень культуры и исторических, а вкупе с ним всех гуманитарных знаний процветает. В фильме показываются известные всем вещи, которые умело подаются с максимально чернушечной стороны. Ежу, как говорится, понятно, что любому политику для организационных действий нужны деньги. Вопрос тут в том, на что на что они тратятся и, насколько политик продолжает оставаться самостоятельным. Политиков необходимо судить по результатам их правления. Впрочем, то, что можно поставить Ленину в вину во время гражданской войны тоже найдётся. Это в частности то, что при полной взаимной неприязни между Троцким и его ставленником Фрунзе и такими героями Гражданской войны, как Григорьевым и Махно, Ленин, как авторитетный лидер, не способствовал замене Фрунзе на эффективных организаторов и переговорщиков типа Сталина или Орджоникидзе. Последние умели находить со всеми общий язык, куда как лучше некоторых твёрдолобых революционеров. Глядишь, не было бы восстаний Григорьева-Тютюнника, Токмакова-Антоновых и Нестор Махно не выступал бы то на стороне РККА, то против неё.

     Мнение Ленина всегда принимали в расчёт, строили политику исходя из его наличия и его интересов. Он вообще изрядную часть фильма занимается тем, что отшивает всяких умников, которые хотят использовать его влияние. Одним из умников был Парвус, только вышло наоборот: он хотел использовать Ленина, а в итоге Ленин переиграл его и сам использовал влияние Парвуса для своих уже целей.

     Давайте не будем забывать, что фильм художественный. Это всегда допущение. Мы же не предъявляем писателю Дюма претензии, что «Ришелье был не таким»! Потому что мы и так знаем, что он был «не таким». И мы понимаем, что учить историю по книгам Дюма — это глупо. Но почему-то очень хотим учить историю по художественным фильмам. Всем советую почитать сочинение Кардинала Ришелье "Политическое завещание, или Принципы управления государством" и двухтомный "роман-эхо" Александра Бушкова "Д'Артаньян - гвардеец кардинала".

    Ленин в фильме прямым текстом говорит немцам: «Учтите, мы с вами — враги, и даже не потому, что сейчас воюем, а по фундаментальным причинам: вы хотите падения России, а я — её процветания».

    Миронов сыграл роль Ленина просто гениально! Это вообще первый кинематографический Ленин, которого интересно смотреть. Очень глубоко вошёл в образ, очень умного политика сыграл. И при этом — живого человека! Самые удачные сцены в фильме (в фильме про якобы Парвуса) — это эпизоды, где Ленин общается с поэтом-дадаистом Кристианом Сара. Это даже описывать нет смысла, это надо просто видеть. Ибо шедеврально сыграли оба. При том, что у поэта формально роль эпизодическая. Но он просто уделывает Ф.Бондарчука (который не по фамилии, а по глубинной сути не Бондарчук, а просто Фёдор). Впрочем, Фёдора там все уделывают, начиная с того же Миронова, который сумел своего персонажа вывести на главную роль, хотя Парвуса по хронометражу показывают больше.

     Второй сериал описывать сложнее. Трудно писать об этом как о фильме, потому что это трудно считать это фильмом. Это плод чьего-то больного сознания.

    Это не фильм, это полнейшая абсолютная шизофрения. Там вообще какой-то паноптикум - сборище психов. Вот в одном из эпизодов Ленин берёт Троцкого за грудки, свешивает его с балкона террасы, и толкает речь на тему «разожму руки — и не будет тебя ни как человека, ни как политика, пошёл вон, холоп». Конец цитаты.

    И это Ленин, великий прагматик, умный и расчётливый политик. Нет, такого быть точно не могло. Переговоры лидера партии путём хватания за грудки и угроз выбросить с четвёртого этажа — скажите, ну что это как не дурдом? И даже не в переносном смысле!

    Сталин там вообще каким-то тупым и агрессивным животным показан.

    В фильме не то что приятных и интересных людей нет — там вообще людей нет! Только полный набор сумасшедших.

   Это уже, простите, рафинированное опускание России как таковой, потому что там безумны все: и царские власти, и революционеры, и сам Троцкий одержим миллионом безумий. Мне вообще сложно понять, как можно было такой фильм замыслить и снять. Это же такое надо в голове носить и держать, чтобы потом накопить его, и выплеснуть смачными помоями в кадр. А ведь кто-то же ещё всё это пропустил!

    Это же кто-то всерьёз писал такой сценарий. А потом кто-то по нему снимал. А потом кто-то это всё одобрил и решил показывать. Тут даже не вопрос, как можно настолько страну ненавидеть, а вопрос, как можно настолько обезуметь в этой ненависти. И ведь опять же — это не красивые слова про «обезуметь», это реальное описание того, что показано в кадре. Тут прямо по фильму можно диагноз ставить!

   Допустим, мизантропское произведение великого писателя, не принявшего революцию, Ивана Бунина «Окаянные дни» не вызывает желания говорить про безумие. Потому что здоровый человек писал, пусть и через призму своих эмоций. А вот «Троцкий» — это именно плод безумия. И не в смысле ругани или литературных преувеличений. Не может здоровый психически человек такое снимать! Это же просто видеть надо — это же такой запредельный маразм! Извращение на извращении, доктор Фрейд отдыхает! Кстати, в фильме очень много Фрейда, но Троцкий его уделывает — во всех смыслах. И в первую очередь — по извращённости.

   Нет, как говорил Озеров про хоккей, такой фильм нам не нужен. В очередной раз возникает резонный вопрос: почему не сделать тему госфинансирования фильмов и спектаклей открытой с голосованием за сценарии в интернете. Глядишь, голосуя раз в год, и отработав схему на фильмах и спектаклях, и до цифровых выборов, которые предлагают блогеры и общественно -политические активисты Дмитрий Крайнов и Олег Бегов, дойдём.

Комментариев пока нет