Есть мнение

Направления профилактической работы в области противодействия экстремизму

12 декабря 2016

В процессе противодействия экстремистской и террористической деятельности на территории Российской Федерации правоохранительные органы, как главные субъекты обеспечения национальной безопасности, работают по факту совершения правонарушения. В настоящее время силовые структуры, органы власти, общественные организации и образовательные учреждения сориентированы на проведение комплекса профилактических мероприятий, нацеленных на снижение количества лиц, привлекаемых к уголовной и административной ответственности по «экстремистским» статьям. Профилактика экстремизма и терроризма представляет собой систему определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется и представляет собой своевременное и оперативное реагирование на девиантные и деликвентные позывы экстремистской и террористической направленности в обществе.

Эффективная профилактика должна быть тесно связана с комплексом диагностических мероприятий. Прежде чем разрабатывать профилактическую стратегию, необходимо выяснить, что именно необходимо профилактировать и чему противостоять? В качестве основного инструмента диагностики и профилактики экстремизма и терроризма вполне подходит разработанная коллективом лаборатории социально-политических исследований при ООО «Экспертно-аналитическое агентство «Авгур» (заведующий лабораторией - Шиллер В. В.) весной 2015 года концепция регионального мониторинга экстремистских настроений и проявлений в молодежной среде и успешно зарекомендовавшая себя при анализе массовых настроений в среде учащейся молодежи. В настоящее время в рамках практической реализации мониторинга было проведено уже 4 волны замеров, охвативших период с весны 2015 до осени 2016 гг. и демонстрирующих динамику спадов и подъемов экстремистских настроений в молодежной среде.

По завершению диагностических работ можно переходить к выработке профилактической стратегии. Выступать агентами профилактических мероприятий могут как представители общественности, так и образовательные учреждения, органы власти и силовые структуры. По нашему мнению профилактика должна осуществляться по линии информационных методик в сочетании с элементами запретительного характера.

В силу того, что определяющее значение при формировании экстремистских взглядов и настроений имеет контент социальных сетей, то, в первую очередь, необходимо работать с ним. В случае если на площадке конкретной группы имеется материал, включенный в Федеральный список экстремистских материалов, то оформляется жалоба в Роскомнадзор с указанием названия, адреса группы, названием запрещенного контента, с обозначением порядкового номера в Федеральном списке. Роскомнадзор после проверки фактов, изложенных в обращении, ресурс блокирует. Если имеется контент, содержащий признаки экстремизма, но отсутствующий в Федеральном списке экстремистских материалов, то необходимо обратиться с заявлением в прокуратуру с целью проверки данного ресурса на предмет нарушения закона «О противодействии экстремистской деятельности».

После работы с группами и размещенными на их страницах ресурсами, необходимо проводить комплекс профилактических мероприятий с отдельными представителями молодежной среды и коллективами. Основным методом профилактики здесь является информирование путем молодежных аудиторий через чтение лекций, проведение семинаров и тематических круглых столов об основном содержании антиэкстремистского законодательства с приведением примеров привлечения к ответственности правонарушителей из молодежной среды, изложением исторически достоверной информации, разрушающей сложившиеся в массовом сознании стереотипы о деструктивности классического ислама, а также позитивной деятельности Гитлера и его соратников в период существования Третьего Рейха. Подобная информация должна ретранслироваться с опорой на материалы Нюрнбергского трибунала и труды маститых историков – специалистов в области истории гитлеровской Германии.

В качестве примера можно привести следующий сюжет, связанный с циркулирующей в коллективном сознании нациориентированной молодежи установкой, согласно которой мифом является то, что Гитлер считал славян низшей расой, а на самом деле никакой дискриминации в отношении славян со стороны гитлеровцев никогда не было и быть не могло. Публичная ретрансляция этой установки попадает под действие ст. 354.1 УК РФ, поскольку она отрицает факты, установленные приговором Международного военного трибунала.

Обращение к материалам Нюрнбергского процесса, опубликованных в рамках серии «Юридическая литература» в 2 томах в 1954 году и в 8 томах в период 1987-1999 гг., предоставляют в наше распоряжение значительное количество фактов, опровергающих псевдоисторические утверждения анализируемого текста.

В 5 томе материалов Нюрнбергского процесса говорится о том, что «Проводя политику геноцида, нацисты ставили перед собой задачу уничтожения одних народов, «биологического ослабления» других, онемечивания третьих. ….» (Нюрнбергский процесс. Том. 5. М., «Юридическая литература», 1991. С. 71.). «Что же касается славянских народов, то предлагалось онемечить лишь их незначительную часть, остальных же выселить за Урал или уничтожить..» (Нюрнбергский процесс. Том. 5. М., «Юридическая литература», 1991. С. 72.). Для реализации этого решения еще в октябре 1939 года Гитлер на совещании командования вермахта ставил задачу: «После предполагаемого поражения СССР должно последовать истребление славянского населения в таких масштабах, что физическое уничтожение евреев следует рассматривать лишь как эксперимент для подобных кампаний в будущем» (Нюрнбергский процесс. Том. 5. М., «Юридическая литература», 1991. С. 73.).

Озвученная Гитлером задача, направленная на физическое уничтожение славянских народов, была непосредственно связана с их восприятием как неполноценных и потому подлежащих физическому уничтожению. Помощник Главного обвинителя от СССР Л. Н. Смирнов, выступая в феврале 1946 года на заседании Международного военного трибунала, привел следующий факт: «Обвиняемый старший ефрейтор германской армии Рецлав Рейнгард, прошедший обучение в отдельном батальоне «Альтенбург» на следствии показал: … На курсах даже было организовано несколько лекций руководящих чиновников германской тайной полевой полиции, которые прямо утверждали о том, что народы Советского Союза, и в особенности русской национальности, являются неполноценными и должны быть в подавляющем большинстве уничтожены, а в значительно своей части использованы немецкими помещиками в качестве рабов» (Нюрнбергский процесс. Том. 5. М., «Юридическая литература», 1991. С. 87.).

Доведение этой информации до молодежных аудиторий, разделяющих в своей немалой части подобные установки, скорректировало бы систему их взглядов и представлений, оградив от роковых ошибок и статьи 354.1 УК РФ.

В качестве еще одного направления профилактической работы можно выделить информационную работу через создание видеороликов антиэкстремистской и антитеррористической направленности с последующим размещением на ютубовском канале. Определенный опыт уже имеется у лаборатории социально-политических исследований при ООО «Экспертно-аналитическое агентство «Авгур», имеющей свой канал на ютубе, на котором размещаются созданные сотрудниками ролики: https://www.youtube.com/channel/UCacEOoJ3bfxOF03cqTyk4-Q . Созданные ролики распространяются также посредством социальной сети «ВКонтакте» и тематических интернет-сайтов. В планах создание видеороликов, посвященных административной ответственности за публичное демонстрирование нацистской символики, символики запрещенных экстремистских организаций, изготовлению, хранению и распространению экстремистских материалов, а также истории некоторых популярных экстремистских символов и деятельности крупных экстремистских и террористических организаций.

Подводя итоги необходимо отметить, что направления профилактических мероприятий должны включать в себя как обращение с запросами в Роскомнадзор для блокировки групп, содержащих запрещенный контент, так и информационное противодействие, содержащее информацию о нормативно-правовой базе, регулирующей антиэкстремистскую деятельность общественных организаций, органов власти и силовых структур, информирование, направленное на разрушение или корректировку ключевых позиций экстремистских идей (героизация и оправдание преступлений Гитлера, представления о полноценных и неполноценных нациях и проч.), а также съемку видеороликов антиэкстремистской и антитеррористической направленности.

Комментариев пока нет