Есть мнение

Наемники и проблема нарушения суверенитета и прав человека при их использовании.

29 октября 2016

В последние годы активная подрывная деятельность наемников и вооруженных формирований наемнического типа на территории суверенных государств заставила многих задуматься об эффективности существующих подходов для противодействия им, как на государственно-правовом уровне, так и в рамках  крупной надгосударственной структуры - Организации Объединенных Наций[1]. Эта тема вызывает большое число дискуссий на проходящих международных форумах, официальных и неофициальных встречах глав государств,  поскольку затрагивает базовые вопросы и принципы политической и экономической независимости, территориальной целостности, равенства суверенитетов, право народов на самоопределение, право на свободу выбора и защиту в предвоенных ситуациях, вооруженном конфликте или организованном насилии, обозначенные со времени принятия 26 июня 1945 года Устава Организации Объединенных Наций[2]. Деятельность наемников занимает многоуровневою проблемную плоскость, и не оставляет безразличным ни один регион мира. В XXI веке наемники также стали излюбленной темой средств массовой информации, и оценка их деятельности в свете последних событий на Африканском континенте, наполнена рядом ошибочных представлений и популярных стереотипов.

В попытках решить проблему деятельности наемников, человечество столкнулось с трудностями различного характера, которые в силу дифференцированных подходов и идеологических концепций, на ранних этапах не были идентифицированы как деструктивные, и тем или иным образом встали на пути к достижению прогресса в этой области. В частности, отмечается неспособность международного сообщества выработать общую позицию и стратегию по вопросам создания системы превентивных мер, позволяющих на раннем этапе выявлять присутствие наемников в том или ином регионе, вовремя пресекать их преступную деятельность, направленную  против прав человека и его свобод, а так же против посягательств на суверенитет и территориальную целостность государства-жертвы. В качестве основных и труднопреодолимых «барьеров для выработки общей позиции» выступают все еще неразрешенные вопросы об уголовной ответственности Частных Военных Компаний [3] и их работников, четкая формулировка основных терминов и положений, затрагивающих деятельность наемников, а также необходимость принятия всеми странами-членами ООН Международной  конвенции  о  борьбе  с  вербовкой,  использованием, финансированием и обучением наемников.[4]

Немаловажную роль в разрешении вопроса о соблюдении и поддержании существующих деклараций и договоренностей, принятых в активно развивающемся международно-правовом поле, по вопросам пресечения деятельности наемников и закреплении права народов на самоопределение, играет Организация Объединенных Наций. В этом международной надгосударственном институте, существуют подсистемы, органы-комитеты, которые также играют важную роль в разрешении противоречий, связанных с деятельностью наемников. Это:

-        Третий Комитет Генеральной Ассамблеи.[5] Третий Комитет является одним из шести комитетов Генеральной Ассамблеи, учрежденной уставом ООН 1945 года. Этот вспомогательный орган ООН разбирает социальные, культурные, гуманитарные вопросы. На основе докладов и рекомендаций Третьего Комитета по повестке, Генеральная Ассамблея принимает резолюции. Они не имеют официальной силы, однако они принимаются голосованием государств-членов и таким образом отражают взгляды международного сообщества. Считается также, что они являются убедительным доказательством практики, способствующей формированию обычного права.

-       Комиссия международного права ООН[6]. Созданная резолюцией номер 174 ГА в 1947 году[7] и состоящая из членов, имеющих особый авторитет в международно-правовой области, она выполняет важнейшие функции по кодификации и улучшению международного права. С момента создания, организация работает над кодексом преступлений против человечества и изучает вопросы, связанные с наемнической деятельностью. С точки зрения КМП «наемник» - лицо, не имеющее отношение к национальной армии, существующее для совершения агрессии против суверенных государств, с целью дестабилизировать легитимно установленную в них власть или осуществление подрывной деятельности против национально-освободительных движений, либо для усиления сепаратистских настроений в обществе.

Вместо того чтобы сражаться за своё собственное государство или просто проходить службу в специализированном роде войск, наемники предлагают свои услуги правительствам и разного рода группам в других странах за существенное материальное вознаграждение. Некоторые «солдаты удачи» говорят о том, что побудительным мотивом их деятельности является не извлечение прибыли, а скорее цели альтруистического, религиозного, гедонического, идеологического характера. Однако при любых обстоятельствах, нанимающий их субъект гарантирует за выполнение работы денежную плату или вознаграждение за возможность сражаться и совершать нападения в отдельном регионе или государстве, в ходе конфликта, к которому субъекты имеют непосредственное отношение.

Сегодня наемники вышли на новый уровень и оказываются во всё большей связи с группами, занимающимися торговлей наркотиками в странах Азии, Африки и Америки, транспортировкой людей в Средней Азии и других регионах, переброска и  продажа оружия воюющим сторонам, особенно в период Арабской весны[8] в странах Лиги Арабских Государств[9], охрана полезных ископаемых. Зачастую наемники предлагают свои услуги в качестве военных специалистов, разрабатывают собственные методы ведения боевых операций, обладающих большей эффективностью с военной точки зрения, по сравнению с регулярными войсками. Таким образом, они не связывают или не ограничивают себя установленными нормами международного права, включая соблюдение прав человека и международного гуманитарного права[10]. Это очень важно для нанимающих их субъектов, поскольку регулярные войска могут не подчиниться приказам, противоречащим международному гуманитарному праву. Государства и транснациональные корпорации нанимают «солдат удачи» для того, чтобы не подвергать риску и опасности жизнь своих служащих и частного персонала, использовать их военный опыт, эффективность, профессионализм и отсутствие сдерживающих барьеров, а также для того, чтобы скрыть свое участие в тех или иных конфликтах.

Выделим ряд факторов, которые способствуют привлечению наемников в данный регион или страну.

А) - Вооруженный конфликт

Он может быть как международного плана, так и внутреннего.  Является главным побудительным стимулом к вербовке. Услуги наемников особенно актуальны, когда заказчику, посредством внешних сил, необходимо элиминировать институты воюющего государства изнутри.

Б) - Политическая нестабильность

Отсутствие долгосрочной политической стабильности порождает появление вооруженных оппозиционных групп, а также приводит к тому, что политические партии и вооруженные силы в большей мере склонны к применению военных средств, для стабилизации внутренней ситуации. Политическая нестабильность также заставляет не чувствующих себя в безопасности глав государств и их приспешников окружать себя личной охраной первого порядка.

В) - Политика сегрегации и экономическая отсталость.

Политика сегрегации, которая увеличивает разрыв между социальными группами, только усугубляет ситуацию.  С экономической точки зрения, бедность и отсутствие финансовой безопасности способствует росту привлекательности наемничества как варианта трудоустройства, и привлекает нелегальные военные организации к финансированию подобных способов заработка в регионе, поставляя оружие, экипировку, средства связи и. т. д.

Г) - Интересы третьих сторон  и заработная плата.

Нередко большое значение имеют интересы третьих сторон (Государства, Транснациональные Корпорации, бандформирования и.т.д.), особенно интересы финансового характера. Наемничество является очень прибыльным занятием, как для вербовщиков, так и для поставщиков рабочей силы, включая торговцев оружием, которые в общей сложности получают выгоду в том случае, если конфликт будет длиться бесконечно долго. Транснациональные компании, особенно компании, занимающиеся эксплуатацией и добычей природных ресурсов в политически нестабильном или территориально незащищенном регионе, могут также поощрять присутствие наемников, используя их либо для охраны своих предприятий, либо для поддержки вооруженной группы, которая лучше всего служит интересам данной компании.

Решение проблемы наемничества является сложной задачей. Несмотря на достигнутый прогресс международным сообществом по осуждению наемнической деятельности и урегулированию спорных вопросов, связанных с нарушением прав человека и территориальной целостности государств, существует множество барьеров. Главные из них – различное видение ситуации, её интерпретация, предлагаемые подходы и методы решения назревших антагонизмов государствами-членами ООН. Ряд жизненно важных  вопросов по-прежнему не решен. И ситуация еще больше усугубляется появлением новых форм наемнической деятельности. Сутью проблемы, с которой сталкивается международное сообщество, является переход от его заявлений осуждающего плана, к конкретным мерам противодействия, которые могут наиболее эффективным образом регулировать и нивелировать негативные последствия. Первым и необходимым шагом явилось принятие и вступление в силу Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников[11]. Несмотря на определенную критику в ее адрес, данный документ создал крепкий фундамент по преследованию преступников и открыл новые горизонты сотрудничества между государствами.

На сегодняшний день поставлена задача дальнейшего обсуждения вопросов, которые остаются нерешенными. Отсутствие каких-либо инициатив не должно помешать осуществлению на раннем этапе уже подготовленных мероприятий. Чем быстрее механизм запускается в действие, тем быстрее можно получить нужный результат, которые может быть задействован в борьбе с негативными воздействиями на суверенов со стороны наемнической деятельности, а также для защиты прав народов и сохранения государственной целостности и независимости.

[3] Коновалов И.П., Валецкий О.В. Эволюция частных военных компаний. 2013. – 136 с.

 

Комментарии 2

<p>
В статье поднятт очень важный вопрос!
</p>
<p>
В статье поднятт очень важный вопрос!
</p>