Национальные диаспоры и страны исхода

Возможность использования национальных диаспор для оказания выгодного Российской Федерации влияния на ситуацию в странах исхода зависит от нескольких факторов. 1) Величина диаспоры. Чем больше диаспора, чем больше шансов ее использовать для оказания влияния на ситуацию в стране исхода. Небольшая диаспора просто не в силах оказать серьезное влияние на страну исхода; 2) Степень интеграции диаспоры в экономическую и политическую жизнь России. От данного фактора зависит степень лояльности данной диаспоры принимающему государству, желание идти навстречу его требованиям, в том числе - в плане оказания влияния на страну исхода; 3) Интенсивность контактов диаспоры со страной исхода. Чем интенсивнее данные контакты, тем легче оказывать влияние; 4) Наличие определенных организаций диаспоры, культурных автономий. Руководителей подобных организаций необходимо использовать в первую очередь.

Если переходить к конкретике, то видно, что диаспоры можно разделить на несколько категорий: 1) выходцы из стран СНГ и Балтии. Как правило, работа с ними облегчается их многочисленностью и наличием прочных связей со странами исхода; 2) диаспоры европейских стран. Они довольно малы и работать с ними достаточно сложно; 3) выходцы из азиатских стран. Они численно довольно представительны, но через них обычно трудно проводить влияние на страны исхода.

Многое зависит также от общего климата, сложившегося в ходе взаимодействия между конкретной страной и РФ. Наличие неразрешенных конфликтов осложняет использование диаспор, ибо они выдвигают свои собственные претензии - и часто сами пытаются проводить интересы стран исхода в России. В частности, угрозу безопасности России на Дальнем Востоке может представлять неконтролируемый рост китайской диаспоры на территориях, которые Китай рассматривает как "временно утраченные". Несмотря на прекрасные взаимоотношения России и Китая сегодня, уже завтра мы можем столкнуться с проблемой ползучей "китаизации" нашего Дальнего Востока.