Национальная политика Российской Федерации

29 октября 2016

 

После распада Советского Союза одной из центральных проблем его правопреемницы – Российской Федерации - стала национальная политика. Появившиеся еще при Союзе проблемы межнациональных отношений в постсоветский период приобрели особую остроту. Начавшиеся с открытых сепаратистских тенденций, они и сейчас сохраняют определенный “болезненный”, неурегулированный, статус. Это можно проследить в современной политической повестке: создании “Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года”, Совета при Президенте по национальной политике, планировании Федеральной Целевой Программы по национальной политике, по кадровым перестановкам, по предложению отменить прямые выборы высших должностных лиц в республиках и т.д. Так, проблемы национальной политики страны всегда тем или иным образом связаны с вопросами государственной целостности, безопасности, отношением федеральных и региональных элит и долгосрочным стратегическим планированием. В 1991 году – второй раз после 1917 г. - произошло коренное изменение пространства функционирования этнополитических и этноконфесиональных факторов, а также полностью изменилась государственная система. Особенности этих изменений во многом заложили фундамент дальнейших преобразований на ближайшие несколько лет. Откровенно руссоцентристская политика советского государства в годы Второй мировой войны сильно пошатнула доверие между национальными элитами и русскими. В советский период можно отчетливо проследить смену различных моделей национальной политики. В ней были стадия позитивной дискриминации, стадия восхваления русских как “первых среди равных”, а также стадии коренизации, русификации, руссоцентризма и ассимиляции. Это, с одной стороны, метод реализации национальной политики как “заигрывания с элитами” и децентрализации, использовавшийся Б.Н. Ельциным до начала 2000-х годов, и метод “закручивания гаек” и централизации, который реализуется с приходом к власти В.В. Путина. Возвращаясь к советской национальной политике, следует отметить, что протестный потенциал национальных движений за всю историю СССР был чрезвычайно высок (особенно в 1917, 1922-1930, 1942-1943, 1950-1970 и 1980-е гг.) На территории государства фиксировались активные сепаратистские настроения, которые начинали позднее трансформироваться в требования отделения от СССР или бунт против присоединения к нему. Многие советские народы противоборствовали центру в попытках наладить их жизнь в единой стране, поэтому в период Второй мировой войны среди коллаборационистов доля представителей этнических меньшинств составляла около 78%. Главная заслуга СССР в области национальной политики, по мнению большинства исследователей, заключалась в том, что он дал представителям различных национальностей возможность осознания себя как отдельных общностей. Во многом именно благодаря политике коренизации, русификации, руссоцентризма и ассимиляции в национальных сообществах зародилось понимание себя и стремление “отстроить” собственную идентичность, отталкиваясь от “другого”. Помимо этого советское государство при всех совершенных промахах и перегибах в области национальной политики, иногда принимавших форму террора и депортации, сильно помогло этническим меньшинствам в восстановлении культур, традиций и языков. Немалое значение для развития национального самосознания имел и национально-территориальный принцип разделения страны. Советский период помог национальным меньшинствам осознать себя и свои потребности и в дальнейшем действовать согласно собственным целям и убеждениям, зачастую стремясь к отделению и суверенитету. Таким образом, за все время существования СССР партийной номенклатурой не был выработан и реализован общий проект национальной политики, который можно было бы претворить в жизнь в столь большом союзном государстве. После 1991 года руководством Российской Федерации для сохранения территориальной целостности и поддержания хороших отношений между центром и республиками, оставшимися в составе уменьшившейся в размерах страны, заново стали предприниматься попытки строительства национальной политики. Наиболее важными для понимания национальной политики 1990-х гг. являются две связанные друг с другом тенденции – сепаратизм и кризис идентичности. Источником первого в свое время выступала национальная элита, чье поведение отчасти определялось собственными чаяниями, отчасти – запросами коренного населения этнических регионов, что зачастую в дальнейшем приводило к требованию суверенитета. Кризис идентичности, в свою очередь выразился в том, что после распада СССР у жителей постсоветского пространства пропала возможность определять свою идентичность как советскую, а новая идентичность к тому моменту не сформировалась. Таким образом, идентичность поначалу стала весьма разрозненной, а затем с трудом менялась на слабую двойственную (гражданин Российской Федерации и вместе с тем  представитель какой-либо нации), или тройственную – этническая идентичность, республиканская идентичность и российская идентичность. Помимо двух указанных важных явлений – сепаратизма и кризиса идентичности, - следует также отметить, что начало 1990-х годов было уникальным моментом разрушения старой политики и выстраивания новой, в котором присутствовали одновременно и существенная свобода принятия решений и сильные риски в плане сохранения целостности государства. В этот период в Российской Федерации произошло первое внедрение в жизнь различных “моделей” государственной национальной политики, которые послужили теоретической и практической основой для попыток формирования новой национальной доктрины и межнациональных отношений. Новый государственный подход 2000-х годов отличался от концепции 1996 года тем, что национальная политика вместо фрагментарной направленности на погашение конфликтов стала ориентироваться на выработку единой государственной линии. По мнению некоторых исследователей, после проведения реформы федеральных округов, к 2010 году национальная политика из превентивной стала превращаться в целостную. После периода 1990-х годов, когда субъекты федерации получили значительную политическую силу, самостоятельность и выступали весомыми акторами национальной политики, в 2000-е годы было инициировано обратное действие по “закручиванию гаек”, ослаблению и подконтрольности национальных элит и пресечению возможности возникновения у них самостоятельности. После первого десятилетия новой власти (2000-2010), примерно к концу 2011 - началу 2012 года, федеральному центру стала очевидна потребность страны в дальнейшем регулировании национальной политики. Именно к этому времени относятся учреждение Государственного совета по национальной политике и разработка “Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года”. Период с 2000-х по 2013 г. не решил насущных вопросов российской национальной политики. Множество действий, во многом были направлены на изменение ситуации, сложившейся в отношениях “центр – регионы” к началу 2000-х годов. За десятилетие с лишним, российские власти от децентрализации власти вернулись к централизации власти, исправляя отдельные политические решения прошлого руководства. Но единая государственная линия по национальной политике так и не была выработана.


Комментариев пока нет