Национальная кухня как этнический маркер чувашей Башкортостана

Чуваши - это один из народов Поволжья и Урала. Предками чувашей являются тюркские племена Булгар, пришедшие в По­волжье в VII-VIII веках из северокавказских и приазовских сте­пей. На территории Поволжья они активно взаимодействовали с местными финно-угорскими племенами, в том числе ассимилируя некоторые из них. Самоназвание чувашей, по одной из версий, восходит к названию одного из племен, связанных с булгарами, - Сувар. В 1551 году чувашские земли вошли в состав Российского государства [6, с. 200].

Чуваши расселены на территории всего Поволжья и Приура- лья. Но первые их поселения относятся не раньше, чем к началу XVII в. Наиболее массовая (семьями, целыми селениями) мигра­ция имела место в XVIII веке. Основными причинами, вызвав­шими миграцию чувашского народа на край Европейской Рос­сии - Башкортостан, были отсутствие свободной земли, усиление феодального гнета на своей Родине, а также насильственная хри­стианизация [6, с. 200].

На сегодняшний день представители чувашского народа про­живают на всей территории Башкортостана, в том числе и на за­паде республики, в частности, в Туймазинском и Белебеевском районах. Всего проживает около 4 тыс. представителей (или 1,6% всего населения) [4]. Несмотря на высокую степень ассимиляции народов среди доминирующих по количеству татар и башкир, многие из них продолжают следовать традициям своей культуры. Более всего это проявляется в гастрономии.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что чува­ши являются важными факторами в этнических процессах, про­исходящих на территории Российской Федерации и Республики Башкортостан. Изучение этнических групп и наций необходимо для эффективного функционирования такого многонациональ­ного государства, как Российская Федерация. Нам необходим системный подход к развитию этносов и наций, поиск путей и средств разрешения национальных и этнических противоречий, возникающих в обществе, и, наконец, более глубокое понимание культуры этноса.

Целью исследования является анализ традиционной пищи чувашского этноса, подвергающегося активной ассимиляции с татарами и башкирами. Задача - проанализировать повседневную и праздничную пищу чувашского народа. Исследование будет ка­саться Туймазинского района Республики Башкортостан.

Материалами для написания работы послужили полевые опросы в районах компактного проживания чувашей - в Туйма- зинском районе. Информаторами выступили люди старшего поко­ления в возрасте от 50 до 70 лет: Кузьмина Зоя Пантелемоновна, Корнилова Ольга Николаевна и др.

Питание чувашей как земледельческого народа издавна строи­лось больше на растительных продуктах. Хлеб, различные злаки, бобовые, овощи были основными продуктами, которые употре­бляла большая часть населения. Однако в повседневной пище все же чувствуются тюркские и кочевые корни, поскольку главным блюдом для чувашей является суп в его различных вариациях. Его можно было подавать как на праздничный стол с различными мяс­ными и овощными добавками, так и для повседневного употре­бления. Супы были как постными, так и мясными, все зависело от достатка. Мясо, в основном говядина и баранина, а также птица, употреблялось в пищу по праздникам. Повседневная еда ничем не отличалась от праздничного разнообразия. Как в прошлом, так и сегодня она остается невзыскательной и непритязательной.

Чуваши не начинали свою праздничную трапезу без одного из главных национальных блюд - хуплу [2]. Это круглый боль­шой пирог из пресного теста. Начинка у хуплу была сложная, со­ставная: первый слой состоял из каши или мелко раскрошенного картофеля, второй - из мелко нарезанного мяса, третий -из тонко­го слоя жирного мяса или сала. Его разрезание предоставлялось самому уважаемому члену семьи или гостью.

Обязательным блюдом является также ароматный шурпе [2] - мясная похлебка из баранины, говядины и свинины. Как и раньше, так и сейчас ее готовят во время убоя скота из субпродуктов: го­ловы, ног, внутренностей с добавлением специй, крупы, лука и пр.

Традиционным деликатесом чувашей считается шартан [4] - колбаса, которую в большие праздники делали из жирного мяса. Для этого чуваши брали тщательно промытый овечий или бара­ний желудок, набивали его мелко нарезанным сырым мясом с большим количеством жира. Затем, положив его на сковородку, они несколько дней запекали шартан в печи. Готовый шартан хра­нился в прохладном месте. Его подавали ломтиками. Чтобы шар­тан хранился дольше, мясо слегка подсолили. Иногда, когда не было мяса, в суп клали кусочки шартана.

Ритуальное значение имели йава [7, с. 310] - древний вид печенья без начинки в форме шариков диаметром 2-3 см, изго­товленные из любой муки, кроме ржаной. Для пышности в тесто добавляли немного кислого молока и сливочного масла, если это было необходимо, тесто подслащивали. Его подавали к чаю, и го­сти угощались им. Также считалось торжественным и ритуаль­ным блюдом.

Традиционные напитки включали пиво - сара [3]. Оно изго­тавливалось из ячменного или ржаного солода на пивных дрож­жах и имело разную крепость: для повседневного употребления было слабым, для праздничного стола - хмельным. В каждой де­ревне была одна или несколько солодовых овинов. Немногие до сих пор сохраняют традиции домашнего пивоварения.

Поскольку чуваши находились в поликультурной среде, на их кухню оказывали влияние не только русские традиции, но и башкирские и татарские. Это проявилось в появлении некоторых заимствованных блюд и напитков: вареников, кваса, в широком употреблении конины, разнообразие использования молочных продуктов и др. Однако до сих пор многие рецепты традиционной чувашской кухни не забыты, их можно встретить, прежде всего, за праздничными и обрядовыми столами, семейными трапезами. Бо­лее того, именно знакомство с национальной кухней, проникнове­ние ее отдельных элементов, способствует повышению интереса к иной культуре. Таким образом, национальная идентичность не забывается и передается из поколения в поколение.

 

Список использованных источников и литературы

I. Источники: полевые материалы автора.

Информаторы:

1. Псела Вера Павловна, 1962 г. рождения, г. Туймазы, Туймазинский район;

2.  Кузьмина Зоя Пантелемоновна, 1960 г. рождения, г. Туймазы, Туймазинский район;

3.  Корнилова Ольга Николаевна, 1949 г. рождения, г. Туймазы, Туймазинский район;

4. Население Башкортостана [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Башкортостана (Дата обращения: 10.04.2020).

II. Литература:

5. Жуковская Н.Л. Национальная кухня. - М., 1998. - С. 203-204.

6. Петров И.Г. Чуваши // Народы Башкортостана: Историко­-этнографические очерки. - Уфа, 2002. С. 200-202.

7. Чуваши / ред. В.П. Иванов, А.Д. Коростелев. - М., 2017. 654 с.

 

Автор: Сираева А.И., студентка 2 курса направления подготовки «История» ИИГУ БашГУ (Уфа).

Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 210-214.

Добавить комментарий