Молодёжная редакция

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

20 августа 2018

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших и эффективных средств повышения качества подготовки специалистов, способных творчески применять в профессиональной деятельности последние достижения научно-технического прогресса. Она направлена на:

- развитие творческого и аналитического мышления обучающихся, индивидуальных способностей, исследовательских навыков и научной интуиции;

- расширение научного кругозора студентов (в первую очередь, в области теоретических основ изучаемых дисциплин);

- повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

- привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

- умение аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты.

Научно-исследовательскую работу студентов можно условно разделить на учебно-исследовательскую в рамках тематики научно-исследовательской работы кафедры и университета (подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ с последующей апробацией на конференциях разного уровня и публикацией в сборниках научных трудов, журналах РИНЦ и перечня ВАК) и внеучебную (научно-технические студенческие кружки; участие в подготовке заявок на гранты, конкурсы проектов; участие в круглых столах; хоздоговорных работах).

Необходимость усиления внимания к организации и проведению системной научно-исследовательской работы студентов, как на уровне кафедр, так и на уровне ВУЗа в целом обоснована также Министерством образования Российской Федерации, причем в документах указано, что воспитание творческой активности и проведение научно-исследовательской работы студентов (НИРС) должно осуществляться на всех курсах любого ВУЗа.

Требования государственного образовательного стандарта высшего образования к усилению доли самостоятельной работы студентов (до 50% от общего количества часов, отведенных на каждую дисциплину) в образовательном процессе обусловлены объективной необходимостью в активизации познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов.

Привлечение молодёжи к научно-исследовательской деятельности становиться необходимым фактором обучения в высших учебных заведениях для полноценного освоения профессиональных компетенций. Невозможно привлечь к такой деятельности большую массу студентов (при поддержании на должном уровне качество исследований) путём «командо-распределительной» системы. Очевидно, необходимо применять более прогрессивные и гибкие методы для мотивации студентов занятием наукой.

Рассмотрим меры помогающие вовлечь студентов в научную жизнь, на примере инициатив реализуемых Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства. За развитие студенческой и молодежной науки в университете отвечает помощник проректора по научной работ; созданы и успешно функционируют «Совет молодых учёных университета» и «Студенческое научное общество». Все вместе они формируют, формализуют и реализуют предложения по мотивации студентов к занятию научной деятельности.

Естественно, что одной из самых эффективных мер, является материальное поощрение студентов, аспирантов и молодых учёных. Оно может осуществляться через материальную помощь по итогам семестра либо ежемесячной премией за особые услуги (выигранный конкурс, олимпиада и т.д.). Студенты и молодые учёные, показывающие отличные успехи в учёбе и активно участвующие в научной деятельности, руководством ВУЗа выдвигаются на соискание именных стипендий отраслевого (Российского союза строителей), регионального (Главы города, Главного федерального инспектора и т.д.) и федерального (стипендии Правительства и Президента РФ). Помимо них существуют и дополнительные повышенные внутривузовские стипендии, выплачиваемые сверх обычной ежесеместровой (награждается до 10 % студентов университета, обучающихся на бюджетной основе).

Научно-исследовательская деятельность подразумевает участие в различных конкурсах и грантах, часть средств которых идёт на поощрение грантополучателя. Среди таких программ следует отметить «У.М.Н.И.К.» (рассчитана на 2 года с финансированием 360 000 рублей в год); «С.Т.А.Р.Т.» (развитие уже внедрённой в производство научной разработки). Студенты, регулярно занимающиеся и разрабатывающие свои проекты при помощи консультантов из числа профессорско-преподавательского состава, имеют возможность участвовать в различных молодёжных форумах («Таврида», «iВолга», «Территория смыслов» и др.), где есть шанс выиграть грант на реализацию своей научной разработки для дальнейшего её внедрения в производство.

Взаимная интеграция науки, бизнеса и производства является основной целью НИОКР. Руководство ВУЗа поощряет создание малых инновационных предприятий на своей базе, обеспечивая поддержку административно-информационными и материально-техническими ресурсами. В настоящее время в ПГУАС действуют 10 таких предприятий, где активно работают студенты и преподаватели. Особые удачные разработки имеют возможность получить свою дальнейшую реализацию уже на базе бизнес-инкубаторов или технопарков Пензенской области [4].

Ещё одним видом возможного источника материального поощрения является привлечение студентов к выполнению хоздоговорных работ в форме научно-исследовательской работы. Данный подход позволяет студентам применить на практике полученные теоретические знания; получить опыт реальной инженерно-конструкторской деятельности; пройти производственную или преддипломную практику.

Немаловажную роль в материальном поощрении студентов за научную деятельность является организация бесплатных экскурсионных поездок в различные регионы России, в том числе и Черноморское побережье. Научные стажировки по территории РФ и за границу играют важную роль как в развитии межрегионального и международного сотрудничества, так и как форма поощрения наиболее выдающихся студентов-исследователей.

Продвижение по карьерной лестнице естественное желание любого гражданина (в том числе, и начинающего исследователя). Занятие научно-исследовательской деятельности уже в студенческие годы позволяет в будущем рассчитывать на бюджетное место в аспирантуре (защита диссертации и получение учёной степени кандидата наук), что будет существенным плюсом при получении желаемой должности.

Прикладное значение занятия наукой заключается в том, что при постоянном участии в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах и молодёжных форумах у студентов, во-первых, естественным образом пополняется портфолио; во-вторых, растёт круг полезных знакомств (причём на межрегиональном уровне); в-третьих, оттачиваются навыки работы с различного рода документацией (заявки, положения и т.д.). Рекомендации к членству в различные молодёжные организации (не только научные) является одной из мер нематериального стимулирования студентов к привлечению их к исследовательской деятельности. Региональные молодёжные правительства и парламенты, общественные палаты, профессиональные сообщества и другие общественные объединения регулярно проводят набор в свой состав представителей талантливой молодёжи, в том числе активно занимающихся научной деятельностью. Членство в таких организациях даёт возможность выносить на рассмотрение общественности и власти реализацию своих научных разработок для реального сектора экономики с последующей их коммерциализацией.

Следующей мерой нематериального поощрения является рекомендации в различные кадровые резервы и управленческие школы. Так, ПГУАС рекомендует отличившихся в научной сфере студентов для поступления в Малую академию государственного управления (проект реализуется на базе Пензенского государственного университета под патронажем Полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе). За годы существования проекта (с 2007 года) обучение в академии прошли более 100 студентов ПГУАС, из которых не менее трети являлись научными активистами. Среди кадровых резервов, на которые могут претендовать студенты, занятые в научной сфере, наиболее значимый является Молодёжный кадровый резерв Полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе; ежегодно в его состав входит как минимум один представитель ПГУАС.

Активные студенты рекомендуются органам государственной власти для их поощрения благодарственными и почётными грамотами (Благодарность и почётная грамота Главы города, Законодательного собрания, Главного федерального инспектора, Губернатора). Общественные организации и профессиональные сообщества (Федерация профсоюзов, союз строителей и т.д.) не остаются в стороне от такой практики и так же поощряют студентов. Регулярно практикуется занесение лучших студентов на доску почёта университета.

Интеграция научно-исследовательской работы студентов в ВУЗе с реальным учебно-воспитательным процессом содействуют формированию таких качеств личности, как креативность, самостоятельность, инициативность, мобильность, что способствует подготовке специалиста, востребованного на рынке труда; от работы с творческой молодежью, усиления эффективности НИРС зависит научно-практический потенциал ВУЗа и развитие регионов страны.

Комментариев пока нет