Есть мнение Статьи

«Московские пробки – вопрос культуры и технологий»

29 октября 2016

Как ответить на вопрос «Что делать с пробками в Москве?», не касаясь в разговоре других сфер? В который раз сталкиваюсь с тем, что в России еще нет понимания единства всех процессов, идущих в мегаполисе, понимания того, что город – это живой организм, и его транспортные проблемы невозможно обсуждать вне связи с другими, не менее насущными. Комплексный подход к совершенствованию городской среды уже давно существует в мире, и вы, наверняка слышали о нем. Я о концепции Smart-City («умный» город), согласно которой сегодня развивается прогрессивный мир.

 

Что же такое Smart-City? Это городская среда, в которой вопросы комфорта и безопасности получили современный ответ: ресурсы используются экономно, преступность взята под глобальный контроль за счет повсеместного видеонаблюдения, жилье принадлежит к классу «зелёного», а транспорт экологичен и – на следующем шаге – сведен к минимуму. Велосипед – популярный атрибут здоровой современной городской жизни, а вся инфраструктура ориентирована на пешехода. Автомобильные стоянки в «умном» городе, как правило, убраны под землю – машины размещены на многоуровневых паркингах, уходящих вглубь, а высвободившееся пространство засажено зеленью. По современным градостроительным нормам, зелени в мегаполисе должно быть не менее 1/4 от его площади, что значительно сказывается на самочувствии людей.

 

Транспортными потоками в «умном» городе управляет глобальная роботизированная общегородская система. В городах Германии, например, на дорогах стоят информационные табло, автоматически отслеживающие и регулирующие количество автомобилей. Посмотрев на такой экран, вы можете вовремя сориентироваться и выбрать лучший маршрут. Давайте посмотрим, что еще придумал мир для комплексной борьбы с пробками за последние полвека, и что из этого можно применить, например, в Москве.

 

Интегрированный рельсовый транспорт

Вектор развития городских систем таков, что отказаться от общественного транспорта мы уже не сможем, несмотря на то, что еще 10 лет назад некоторым урбанистам это казалось перспективным решением. Дело в перенаселенности мегаполисов, в требованиях «зеленой» идеологии и - как следствие - в необходимости контролировать возросшую покупательную способность людей. Автомобиль стал доступнее, но непомерно дорога инфраструктура, поэтому мир вынужден идти по пути ограничения личного транспорта, особенно это актуально для тесной Европы. Метро – один из самых перспективных видов, но лишь при том условии, что рельсовый транспорт станет интегрированным. На мой взгляд, в Москве – и в России в целом -  недооценены возможности связки метрополитена и городской железной дороги. Если их объединить – а такие планы у вас есть - город получил бы удобный скоростной вид транспорта.

 

В мировых мегаполисах, как правило, подземное и наземное метро – части единого транспортного организма: будь то Лондон, Берлин или Чикаго. Кстати, в Чикаго целых три вида линий в знаменитом 122-летнем «The «L» (чикагское метро): подземные, наземные и надземные – идущие по эстакадам. Причем, под землю убрано всего около 20 км от общей протяженности, которая составляет более 170 км. Если слияние этих близкородственных видов состоится, к нему можно будет добавить и младшего «брата» - скоростной трамвай. Главное, чтобы общая схема транспорта обеспечивала максимальную связанность городу: человек не должен ехать в центр на пересадку, чтобы попасть в соседний квартал. Тогда многие охотно откажутся от автомобиля. Кстати, трамваем спасается Париж: на него пересели те, кто устал терять в пробках по 70 часов в год.

 

Водные магистрали

Еще один перспективный вид транспорта – водное такси (water taxi). Если в городе есть акватория, передвижение по воде может решать определенный процент задач. Здесь, само собой, лидирует Италия – за счет Венеции, в том числе. В Венеции можно проехаться на общественном такси – «вапоретто», а можно «поймать частника» - «трагетто». Однако если в Италии этот способ передвижения, скорей, туристическая инфраструктура, то в том же Амстердаме водное такси – вполне рабочая лошадка. У Лондона, Берлина, Дубая также есть водоплавающие авто. Огромная популярность у water taxi в США, так как мегаполисы расположены на берегу: Бостон, Балтимор, Чикаго, Нью-Йорк славятся им.

 

В России подобный опыт существует - в Санкт-Петербурге. Однако, судя по прессе, в этом году питерские аквабусы будут плавать только три часа утром и только по одному маршруту. Это не решение для крупного города: водный транспорт должен брать на себя ощутимую нагрузку и облегчать работу другим. Москве также стоит подумать о регулярном водном маршруте: в пределах центра это может принести видимую пользу. Хотя, конечно, минус ваших широт в том, что зимой water taxi будет выпадать из жизни.

 

Двухколесное такси

Одно из самых оригинальных современных решений в борьбе с пробками – мото-такси. Я знаю, что в обеих столицах России есть такая услуга. Мне же довелось воспользоваться ею в Испании. Сервис достойный: клиент заказывает мотоцикл по телефону или он-лайн, у таксиста с собой все необходимое для поездки – от набора шлемов разного размера до специального аппарата с hands free для общения с пассажиром во время поездки.

 

Велосипед

Москва за последние два года сделала целый ряд шагов в сторону «зеленого» двухколесного средства передвижения. Однако я вынужден напомнить главное правило: велосипедный транспорт не может использоваться в городе до тех пор, пока велосипедисту не будет обеспечена полная безопасность. В российской столице же активно устанавливаются вело-паркинги, а сети действующих велосипедных маршрутов нет. Получается, что власти неосознанно провоцируют людей рисковать жизнью, добираясь на велосипеде до того места, где они могут проехаться по оборудованной дорожке. С этой проблемой Москве еще предстоит работать.

 

«Умнеть» надо, но постепенно

Параметры транспортной проблемы в российской столице сегодня способен обрисовать даже непрофессионал, но я напомню о них. Во-первых, в Москве катастрофически отсталая улично-дорожная сеть – это характерная черта городов постсоветского пространства, так как они проектировались совсем не в духе «автомобильной революции». Во-вторых, недостаточно продумывается назначение каждой новой дороги в масштабах города – у проектировщиков, на мой взгляд, нет целостного взгляда на Москву. Добавим сюда грубое нарушение технологий при строительстве дорог, неквалифицированную рабочую силу и воровство  - весь этот набор также не способствуют борьбе с пробками. И, наконец, проблема культуры вождения, замалчивать которую нельзя. Приезжая в российскую столицу, я часто вижу, как в час-пик люди штурмуют перекрестки, прорываясь на уже включившийся красный свет. В результате, обе дороги встают намертво. В данном случае, технологии не при чем.

Технологических возможностей решения транспортной проблемы, как мы видим, масса, главное – грамотно и последовательно ими воспользоваться. На мой взгляд, Москве нужно начать органичное перераспределение нагрузки между разными видами транспорта, не ломая разом всех традиций  и не бросаясь с головой в построение «умного» города. И в других российских городах я бы не отказывался от методов, которые современным транспортникам, возможно, кажутся «тупыми»: управление реверсивными полосами, работа регулировщиков, вполне способных навести порядок на доверенном перекрестке. Как мы понимаем, переход к «умным» системам  происходит не сразу, а наличие 4G в городе и QR-кодов на рекламных щитах вовсе не означает, что городская среда автоматически «поумнела». Smart-City – это пространство, где решения принимаются комплексно, взвешенно и осмысленно, где бюджетные средства взяты под общественный контроль, и, конечно же, где уровень культуры растет наравне с технологиями. 

Комментариев пока нет