Главная тема

Морской фальстарт, или почему оказался на грани банкротства перспективный космический проект

29 октября 2016

В последнее время космическая тема в России все чаще мелькает на страницах СМИ. То власть в очередной раз озадачивается ее актуальностью, вырабатывает меры по развитию космической отрасли. То опять-таки в очередной раз и, добавим, с завидной регулярностью следуют неудачные запуски ракет с потерей дорогостоящих спутников. Вот и сейчас аналитики прогнозируют на конец текущего года неприятный для нашей страны финал проекта «Морской старт».

Для тех, кто не знает о существовании данного проекта или просто запамятовал, напомним, что его идея состояла в том, чтобы ракету-носитель доставлять на специальной плавучей платформе ближе к экватору, где для запуска можно наиболее эффективно использовать скорость вращения Земли.

Для реализации в общем-то здравого замысла в 1995 году был создан Международный консорциум Sea Launch Company (SLC), объединивший в работе над проектом «Морской старт» американский «Боинг», российское ОАО «Ракетно-космическая корпорация РКК «Энергия» (РКК «Энергия»), норвежский «Кварнер», украинские «Южмаш» и КБ «Южное». Всего с той поры с плавучего космодрома было осуществлено 33 запуска, из которых 31 были успешными.

Казалось бы, надо только радоваться, что этот проект столь успешно развивается. Однако, как оказалось, у «Морского старта» есть серьезные проблемы, возникновение которых не было просчитано на момент разработки проекта. Неожиданно (для неспециалистов) в 2009 году SLC подал заявление о банкротстве: на тот момент по разным оценкам долг составлял от 500 миллионов до миллиарда долларов США. По мнению экспертов, причиной такого шага стали плохо просчитанная экономическая модель и слабый менеджмент проекта. По данным «Парламентской газеты», на текущий момент «Морской старт» имеет всего два реальных заказа на запуски ракет, которые должны состояться в ближайшие полгода. А для поддержания хотя бы безубыточности проекта требуется не менее четырех пусков в год.

Надо четко осознавать, что проблемы, возникшие с реализацией проекта «Морской старт», связаны не только с Международным консорциумом Sea Launch Company. По оценкам «Независимой газеты», эти проблемы ставят под сомнение сохранение позиций России в престижном пуле космических держав.

То, что отечественную космическую отрасль лихорадит, видно даже неспециалистам. Однако еще более удручающая картина открывается тем, кто хотел бы разобраться в первопричинах наших неудач на космическом поприще. Например, почему с 2010 года капитализация флагмана российской космонавтики РКК «Энергия» уменьшилась в 2,8 раза (на тот период превышала 13 млрд руб., а сегодня составляет 4,8 млрд руб.). Ведь только на этом наше государство как основной акционер потеряло более 3 млрд. руб. И это при том, что РКК «Энергия» является головным предприятием Роскосмоса, получающим около 40% российского космического бюджета.

А что говорить о скрытой от акционеров части отчетности РКК. По итогам 2011 года чистый убыток «Энергии» по проекту составил более 46 млн долларов США. Суммарная задолженность РКК только по проекту «Морской старт» (с учетом кредитов и займов, полученных под поручительство РКК) – более 300 млн долларов США. Добавим к этому финансовые претензии «Боинга» на 122 млн долларов США. Более того, за тот прошлый год кредиторская задолженность российской компании выросла больше чем на треть – до 1 млрд долларов США.

Что в этой ситуации должен делать менеджмент РКК «Энергия»? Правильно, искать выход из создавшейся ситуации. А он один –  реструктуризация компании, и чем быстрее она произойдет, тем лучше. Однако вместо этого руководство РКК предпочитает закрывать одни краткосрочные кредиты за счет новых, бОльших кредитов, тем самым наращивая кредиторскую задолженность, а также использовать т.н. схемы «закольцовки» акций с использованием насоздаваемых дочерних фирм (российские компании «Энергия-Оверсиз» и «Энергия-Лоджистикс», их американские клоны с такими же названиями и еще несколько «дочек» в швейцарской, люксембургской и иных «доброжелательных» юрисдикциях). Чем не финансовая пирамида, каждый новый виток которой приближает корпорацию к финансовому краху, который она сможет избежать только благодаря очередным щедрым денежным вливаниям государственных средств (читай, нас с вами, налогоплательщиков).

Однако, судя по всему, такой финал ничуть не заботит руководство. Оно считает тяжелое финансовое положение РКК «Энергия» «рабочим моментом». Как заявил недавно глава этой корпорации Виталий Лопота, «кто больше тратит, тот больше имеет» (см. «Парламентская газета» от 14.09.2012). По его мнению, существенное (если не сказать катастрофическое) падение доли России на космическом рынке за последние годы (примерно до двух процентов) во многом связано с хроническим недофинансированием космической отрасли со стороны государства. Однако, настаивая на все новых и новых многомиллионных вливаниях госсредств, Лопота ни словом не обмолвился о том, а что получило государство взамен от уже потраченных «Энергией» немалых бюджетных сумм?

И, похоже, никто не намерен разобраться, почему же на самом деле падает космический престиж России, а вместе с ним и вклад нашей страны в освоение космоса. Почему все большую часть «космического» рынка завоевывают частная компания «SpaceX» (с ракетой-носителем Falcon 9), вездесущие китайцы со своей системой «Long March» и американцы с ракетой-носителем «Atlas V»? Не потому ли, что выводить спутники тяжелее шести тонн с платформы «Морской старт» невозможно, а легче четырех тонн – экономически невыгодно. А у наших конкурентов таких жестких ограничений нет. Да и выводимое на орбиту оборудование становится все миниатюрнее и надежнее, а, следовательно, надо иметь в своем арсенале наряду с тяжелыми, и легкие ракетоносители. Неужели менеджмент «Энергии» не смог это предвидеть?

Комментариев пока нет