Мониторинг интернет-ресурсов как способ поддержания региональной стабильности

Ни для кого не является секретом, что в последние годы политическая активность общества перешла с улиц и страниц газет на просторы всемирной паутины – сети Интернет. Тысячи сайтов, посвящённых самым разным темам, проблемам и точкам зрения, предлагают пользователям высказать собственное мнение о тех или иных событиях, поделиться своими проблемами или найти единомышленников. Особенно успешны в этом отношении социальные сети, где в рамках одного ресурса зачастую реализован весь перечисленный набор возможных вариантов деятельности человека в Интернете [1].

Благодаря высокой популярности социальных сетей, они быстро стали инструментом и, одновременно, «полем боя» самых разных политических сил. Это справедливо как для нашей страны, так и для других государств. Более того, в силу определённых причин в русскоязычном Интернет-пространстве передовые позиции в социальных сетях занимают оппозиционные силы, зачастую использующие эти ресурсы не только как поле саморекламы, но и как средство для провокаций [2].

Так, например, любая тема или проблема, обнародованная неравнодушным человеком в соответствующей группе в социальной сети, может быть подхвачена дестабилизирующими силами, переформулирована и использована для разжигания общественно-политической борьбы уже вне рамок социальных сетей [2]. Так было, например, с ходом «дела Голунова», когда неправомерные действия представителей правоохранительных органов стали катализатором массовых протестов против власти, как в столице, так и в других регионах страны летом 2019 года. Этот пример – самый явный и крупномасштабный [3], но при этом каждый день в социальных сетях публикуются сотни и тысячи сообщений о проблемах, трудностях во взаимоотношениях с государственными структурами и просто критике этих структур [4].

Поскольку представляется невозможным и неправомерным вводить какой-либо ценз или ограничения на высказывание сообщений и мнений такого характера, одним из выходов по недопущению дестабилизации регионов подобным образом является создание системы мониторинга и быстрого реагирования на публикуемые в социальных сетях – и на других Интернет-ресурсах – проблемы. Примером такой системы, действующей в настоящее время, является портал «Добродел», работающий в Московской области. Гражданин может оставить там сообщение о проблеме в собственном муниципалитете, связанной с материально-техническим состоянием инфраструктуры, и муниципальные власти будут обязаны рассмотреть заявку и решить проблему, если это возможно.

Тем не менее, порталы такого рода всё равно предполагают наличие гражданской инициативы по взаимодействию с властью. В случае, если таковая инициатива отсутствует, а проблема наличествует, компетентные органы местной власти могут и не иметь представления о том, что в социальных сетях обсуждение проблемы привлекло внимание дестабилизирующих сил, как это было в ходе конфликта руководства и персонала в медицинских учреждениях ряда регионов, где местная власть оказалась не готова к активизации проблемной ситуации.

Алгоритм системы, которая могла бы помочь избежать таких ситуаций, мог бы заключаться в следующем:

1. Сбор данных с различных платформ социальной активности населения (социальные сети, СМИ, форумы).

2. Контент-анализ и составление частотного словаря тем, формирование векторов основных проблемных тематик.

3. Интент-анализ содержимого главных векторов.

4. Составление варианта решения проблемы, подготовка решения.

5. Принятие решение.

6. Мониторинг социального отклика на принятое решение. Первые этапы такой системы могли бы проводиться автоматизировано, без вмешательства заинтересованных или аффилированных лиц, что повысило бы уровень доверия результирующей картины социально-политической жизни территорий и позволило бы реагировать на все становящиеся известными проблемы.

Другим возможным решением проблемы могло бы стать появление официальных представительств органов власти в социальных сетях, как это реализовано в некоторых других странах мира. Тем не менее, этому может препятствовать факт частной принадлежности этих ресурсов, а также наличие гораздо сильнее укрепившихся там сил и их сторонников, что могли бы обратить пользу от такого представительства во вред.

Своевременное, упреждающее реагирование органов власти на социально острые проблемы, когда те ещё не перешли в стадию превращения в инструменты недобросовестной политической борьбы, позволило бы значительным образом сократить вероятные угрозы дестабилизации обстановки в муниципалитетах и регионах в целом. В информационном мире власти попросту обязаны быть представлены в социальных сетях и держать руку на пульсе общественных проблем, высказываемых там. Система, которая действовала бы по предложенному алгоритму, могла бы решить подобную задачу.

Литература и источники:

1. Морозова А.А. Мультимедийные возможности социальной сети ВКонтакте // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. No 1.

2. Руденко А.М., Котлярова В.В. Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество // Медиаобразование. 2017. No 3.

3. Морев М.В., Дементьева И.Н., Леонидова Е.Э. Основные тенденции социального самочувствия населения Вологодской области в июне 2019 года // Проблемы развития территории. 2019. No 4.

4. Березовская Е.В., Шавалеев Б.Э. Анализ социальных сетей в механизме мониторинга общественного мнения о деятельности органов внутренних дел // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2019. No 2.

5. Бочарников И.В. Информационно-коммуникативные противоречия и проблемы современных процессов глобализации. В сборнике: Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9) материалы конференции. 2019. С. 190–192.

6. Бочарников И.В. Развитие современных глобализационных процессов: перспективы, проблемы и риски. /В сборнике: Современная Россия в мировом политическом процессе: глобальное и региональное измерение Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Я. Касюка, И.К. Харичкина. 2019. С. 171–182.

7. Бочарников И.В., Гончаров С.С. «Спящие ячейки» террористического псевдохалифата «ИГ» в России: меры профилактики и противодействия // Наука. Общество. Оборона. 2019. Т. 7. No 4.

8. Ремарчук В.Н. Информационная аналитика как инструмент стратегического управления. В сборнике: Контуры будущего: технологии и инновации в культурном контексте коллективная монография по результатам конференции. 2017. С. 121–126.

9. Ремарчук В.Н. Социальные технологии как инструмент разрушения субъектности государства // Гуманитарный вестник. 2016. No 12. С. 3.

10. Формы, методы и технологии профилактики и противодействия проникновению идеологии экстремизма и терроризма в образовательную среду / Ремарчук В.Н., Бочарников И.В., Семикин Г.И., Белозёров В.К., Овсянникова О.А., Смульский С.В., Зеленков М.Ю., Гейреханов Г.П., Галаганова С.Г. и др. Москва, 2019.

Автор: Гончаров С.С., студент группы СГН3-71 Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.

Источник: Аналитические технологии в социальной сфере: теория и практика. Сборник студенческих работ / Кафедра «Информационная аналитика и политические технологии» МГТУ имени Н.Э. Баумана, Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности / Под общ. ред. И.В. Бочарникова, В.Н. Ремарчука. – М.: Изд-во НИЦ «Национальная безопасность», 2020. – 138 с. – (вып. 7)