Молодежные субкультуры как способ формирования идентичности

«Человек по определению – существо социальное и позиционирует себя по результатам своего взаимодействия с окружающими. Нормальная личность без отклонений не может игнорировать этот процесс – его самооценка калибруется результатами коммуникации с другими людьми. Социальная сущность проявляется не в масштабах всего человечества, а в кругу нескольких сотен «персонифицированных» людей, с которыми он сознательно хочет и может поддерживать контакты» [1, с. 498]. Одним из ярких способов формирования идентичности личности в юношеском возрасте является принадлежность к той или иной молодежной субкультуре.

В 2000-х годах было истинное раздолье для субкультур – движения рэперов, эмо, панков, готов, металлистов, скейтеров и т.д. На улице было сразу видно кто есть кто, их объединяли внешний вид, общие увлечения и стиль музыки, который они слушали. Представители определенных субкультур собирались вместе, общались, тусовались, а еще периодически конфликтовали друг с другом посредством кулачных боев и «интеллектуальных диалогов» в интернете. А в настоящее время достаточно сложно выделить какие-то отдельные субкультуры – они, конечно существуют, но их как будто бы и нет – в последние годы не особо наблюдается какое-то разделение на субкультуры, по крайней мере, внешнее.

Говоря о современных субкультурах, стоит вспомнить, что же означает этот термин. Субкультура (лат. sub – под и cultura – культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии – обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами [2]. Основная идея в том, что субкультура обозначает часть общества, которая чем-то отличается от большинства (в т.ч. поведением). Однако сегодня наблюдается ситуация, когда значительная часть общества отличается от большинства, но большинства, которое было, скажем, лет пять назад. Так не являются ли сегодня субкультуры большинством? Когда все большее число людей пытается показать свою уникальность (которая по большей части проявляется во внешнем виде) - все более уникальными становятся обычные люди. Когда все стараются выделиться из толпы, из серой массы, то общая масса становится не серой, а разноцветной - но это то же общество, и на его фоне выделяется уже серый цвет.

«Сегодняшние подростки-«центениалы» (поколение Z) в схожих ситуациях ведут себя примерно одинаково, но совершенно не так, как вели себя в том же возрасте их родители и деды. <…> Они играют в игры, которых 10 лет назад еще даже не существовало, они свободно ориентируются в цифровом мире и наполовину «живут» в социальных сетях. Они все больше зависят от гаджетов и у них все чаще проявляется игровая и компьютерная аддикции» [3, с. 190]. Все эти факторы порождают новые молодежные ценности – например, обязательное желание выделиться. Возможно, большое влияние на такое поведение оказывают социальные сети, которые подпитывают самолюбие и нарциссизм, а так же поощряют стремление к тому, чтобы выделиться. Окрашивание волос, пирсинг, татуировки (примерно половина современных студентов имеют минимум по одной татуировке), одежда и т.д. – всё это стремление отличаться от остальных. «Отражение внутреннего мира», как все любят говорить, но по сути - это то же желание выделиться. Удивительного в этом ничего нет – современный мир устроен так, что обертка зачастую важнее наполнения.

Но возвращаясь к вопросу о субкультурах – сегодня не видно разных, каких-либо отдельно взятых подгрупп молодежи, которые бы заметно отличались друг от друга. Глобализация происходит везде, в том числе путем смешения стилей, вкусов и потребностей, как в разных странах, так и внутри одной страны. Конечно, есть молодые люди, которые тяготеют к одному стилю музыки, к какой-то определенной музыкальной группе, которые поддерживают какой-то один определенный стиль в одежде, но это все стало не «строгим» – границы размыты.

Бакалавры 1-3 курса УГАТУ на вопрос, какие сейчас есть молодежные субкультуры, не смогли назвать ни одной, которая была бы отчетливо различима в настоящее время.

На интернет-портале «Субкультура» [4] выложены неплохие рассказы о субкультурах начиная с 1950-х годов и до конца 2000-х. А вот новых субкультур как будто бы и нет.

В других статьях с описанием субкультур [5, 6, 7, 8] (хотя уже сложно это называть субкультурами) обычно указывают: хипстеры, геймеры, воркаутеры, кей-поперы, корейская волна (халлю), ванильки, пеНдовки, винишко-тян, хэлс-готы – но все это еще как-нибудь можно было отнести к субкультурам лет 5 назад.

В принципе, сейчас любой может быть кем захочет: можно быть эмо и при этом заниматься воркаутом, можно быть геймером, и заниматься какими-нибудь танцами и т.д. Проще говоря, мы получили полное смешение общества, где можно быть кем угодно без каких-либо ограничений. Можно быть представителем разных субкультур, даже если их идеи противоречат друг другу. Можно быть молодой (или не молодой) мамой и выставлять в социальные сети провокационные фото – это уже нормально. Сегодня можно выбрать любую одежду, веру, страну и даже пол. Исчезновение субкультур – это лишь малое следствие от одурманившей умы свободы выбора.

Возможно, с появлением интернета для того, чтобы быть причастным к той или иной субкультуре, достаточно состоять в тематических сообществах в социальных сетях, писать соответствующие посты и выкладывать в сеть фотографии определенной направленности: «Основной единицей социальной структуры интернета являются сообщества, которые мобилизуются вокруг интересов и культурных ценностей, хобби и увлечений, профессиональных занятий, и политических убеждений. Интернет-сообщества компенсируют определенную «усталость» и исчерпанность <…> общественных организаций, поскольку те, зачастую, уже не выполняют свои функции в представлении интересов всех общественных групп. Человек сам выбирает сообщества, к которым будет принадлежать, сам строит сеть собственных связей и определяет степень своего участия» [9, с. 244]. Поэтому, если рассматривать современные субкультуры с этой точки зрения, то возможно просто часть общества перенесла свое общение, свою неформальность и свои «альтернативные» идеи в интернет – поэтому мы и не наблюдаем на улице толпу молодых людей в черном с накрашенными черной помадой губами. «У поколения Z с детства появился опцион, неведомый ранее: Интернет, как «великий уравнитель», позволяет проявлять себя в разных формах и ипостасях, независимо от места жительства, возраста, состояния здоровья, пола и социального статуса» [10, с. 86]. Вот и происходит все в виртуальной реальности – именно там современные представители разных субкультур конфликтуют, дискутируют, отстаивают свою точку зрения в комментариях под фото или видео. Там человек абсолютно свободен быть тем, кем захочет, жестких рамок нет. Можно одновременно состоять в группах вегетарианцев и любителей шашлыка – главное, чтобы ни те не другие об этом не узнали.

В интернете «приверженность какой-то идее может перерасти в настоящее сектантство <…> легко найти и вступить в группу единомышленников практически по любому вопросу, а если такого сообщества нет – то создать свое и ждать адептов» [10, с. 89]. Сегодня много различных интернет-сообществ: вегетарианцы, сыроеды, феминистки, бодипозитивщики, защитники прав животных и др. Агрессивно-энергичных последователей этих движений с гипертрофированными идеями фикс становится очень много, и, конечно же, они вызывают как минимум возмущение у спокойно настроенной части общества.

Но социум всегда так реагировал на субкультуры – так, возможно, они-то как раз и являются представителями новых современных субкультур? В современном мире люди начинают больше делиться не по музыкальным предпочтениям и любовью к розовой челке, а по экологическим воззрениям и заботой о природе во всех правых и неправых крайностях. В связи с этим сложнее выделить в толпе адепта новой субкультуры, если так как дело уже не в одежде и цвете волос. Но что объединяет старые субкультуры и новые, так это то, что внутри них всегда были и есть разделение:

  1. обычные приверженцы (например, ты рокер, но не всегда ходишь в кожанке);
  2. активисты – те кто, активно агитируют за вступление в свои ряды; 
  3. радикальные представители, о которых больше всего слышно, и которые часто действуют в разрезе со здравым смыслом - такие представители могли раньше покалечить за неправильную музыку в плеере, а сейчас могут заклеймить «трупоедом» за съеденную котлетку.

Но в целом сегодня наблюдается тенденция к стиранию всех границ – в том числе в субкультурах, поэтому на данном этапе сложно выделять конкретные молодежные движения, если только мы не будем говорить о формальных признаках в виде членства в тематических группах в социальных сетях. Но и эти признаки не являются однозначным маркером увлечений человека: «интернет и социальные сети должны служить коммуникации и объединять людей, а не выстраивать виртуальные баррикады для изоляции друг от друга» [1, с. 505].

 

Список использованной литературы:

  1. Иванов С.В., Иванова А.Д. Интернет-сектантство: как лучшее средство связи стало лучшим способом изоляции // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования. Сборник статей по мат. IV межд. конф. (24-25 апреля 2018 г., МПГУ). – М.: Изд. МПГУ. – 2018. – с. 498-506.
  2. Субкультура [Электронный ресурс] // Портал Академик. URL:  https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/22560 (дата обращения: 02.04.2020).
  3. Иванова А.Д., Муругова О.В. Реализация профессиональных стандартов и развитие профессиональных компетенций работников социальной службы // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. -  Пермь: Издательство ПНИПУ, 2018. – № 3. – с.184-196.
  4. Виды субкультур – список, краткий обзор [Электронный ресурс] // Портал Субкультура. URL: https://sub-cult.ru/chtivo/sub-cult/1556-subkultura-ili-zapiski-iz-podpolja (дата обращения: 02.04.2020).
  5. Современные молодежные субкультуры [Электронный ресурс] // Журнал Mamsy. URL:  https://mamsy.ru/blog/sovremennye-molodezhnye-subkultury/ (дата обращения: 02.04.2020).
  6. Субкультуры [Электронный ресурс] // Централизованная библиотечная система г. Троицка. URL:  https://troickcbs.ru/index.php/pokolenie-next/subkultury (дата обращения: 02.04.2020).
  7. Молодежные субкультуры 21 века. [Электронный ресурс] URL:  https:// https://scenekid.ru/molodezhnye-subkultury-21-veka-podrobnyj-spisok-obzor/ (дата обращения: 02.04.2020).
  8. Нургалиева А. Субкультуры 21 века. Что делать, если ребенок в одной из них? [Электронный ресурс] URL:  https:// https://7sisters.ru/children/74528-subkulturyi-21-veka-chto-delat-esli-rebenok-v-odnoy-iz-nih.html (дата обращения: 02.04.2020).
  9. Иванов С.В., Иванова А.Д. Социальные сети как способ самореализации современной молодежи. - Информационные технологии обеспечения комплексной безопасности в цифровом обществе: матер. всеросс. молод. научн.-практ. конф. с межд. уч. (7-8 июня 2018 г.). – Уфа: Изд-во БГУ. - с. 243-248.
  10. Иванова А.Д., Муругова О.В. Поколение Z – пилотное поколение цифрового мира // Поколение Z: социальный характер, идентичность и ориентации современных подростков: сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием – Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. – с. 84-91.

Гомзин А.И., Иванова А.Д., Муругова О.В.

Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 66-72