Колонка редакции Новости

Минфин намерен пополнить бюджет за счет простых россиян

29 октября 2016

Министерство финансов вышло с очередной инициативой пополнения бюджета. И опять за наш с вами счет. Финансисты посчитали, что муниципальные власти могут получить в шесть раз больше дохода (до 120 млрд рублей) от налога на имущество физических лиц, если будет введена рыночная оценка объектов недвижимости и земельных участков. Пока размер налога основан на инвентаризационной стоимости, которая рассчитывается еще по советским методикам БТИ и, как правило, в 10-20 раз ниже рыночной.

Как сообщил замминистра финансов Сергей Шаталов на Российском экономическом и финансовом форуме в Швейцарии (почему в Швейцарии-то?), техническая подготовка к введению нового налога практически завершена: Росреестр подготовил кадастры объектов недвижимости, находящейся в собственности, в том числе, физлиц по всем субъектам РФ, проведена массовая оценка таких объектов. «Не завершена еще в полной мере выверка собственников этих объектов недвижимости. Здесь еще есть определенные проблемы, но мы полагаем, что с 2014 года этот налог может быть запущен», - сказал замминистра.

Таким образом, федеральные власти предлагают провести корректировку рыночной стоимости каждого объекта недвижимости (минус стоимость 20 квадратных метров на человека, не облагаемых налогом). На федеральном уровне будет установлена максимальная ставка налога. Законопроект Минфина предполагает, что если совокупная стоимость всех объектов недвижимости, находящихся в собственности гражданина, не превышает 300 млн рублей, то ставка не может превышать 0,1%. Если больше 300 млн рублей, то максимальная ставка может достигать 0,5%. Получается, что владелец квартиры стоимостью 8 млн рублей будет платить налог на недвижимость в 8 тыс. рублей. Собственник недвижимости общей стоимостью более 300 млн рублей, может отдать в местный бюджет 1,5 млн рублей при максимальной ставке. По разным оценкам, для единоличного владельца 2-комнатной квартиры в Москве налог будет от 1,5 до 9 тысяч рублей.

При этом определение конкретной ставки налога отдано на откуп регионам: местные власти будут сами устанавливать ставку, но не выше, чем на федеральном уровне. «Регионы смогут принимать решения о введении налога до 2018 года», - сказал Шаталов и добавил: «Мы исходим из презумпции разумности муниципальных властей и надеемся, что они будут сдержанно подходить к этому налогообложению». По мнению экспертов, вряд ли стоит принимать в расчет «презумпцию разумности». Пример такой «разумности» муниципальных властей, которые сидят в управляющих компаниях, хорошо просчитывается по тарифам в ЖКХ! Как заинтересовать их использовать пониженную ставку, пока не придумали. Степан Сарбашев, вице-президент Российского общества оценщиков уверен: «Если они сделают не максимальную ставку, считается, что они не полностью использовали свои возможности, чтобы собрать налоги, арендные платежи, и, конечно, они ставят максимальную». Кроме того, было бы не лишним проработать варианты и механизмы ответственности местных властей за неэффективное использование этих средств от налога, предупреждает Александра Тимошенкова («Юридическая фирма «Тимошенкова и партнеры»).

Авторы законопроекта не скрывают, что главная цель налога на недвижимость - фискальная. Однако эксперты сомневаются, что речь может идти о серьезном пополнении местных бюджетов. Так, в большинстве стран (налог на недвижимое имущество существует примерно в 140 странах) поступления от этого налога составляют обычно 1-3% от общих налоговых поступлений в бюджет на всех уровнях власти, и в России будет похожая ситуация, полагает президент международного агентства недвижимости Gordon Rock Станислав Зингель.

Его поддерживает юрист компании «Налоговик» Дмитрий Липатов, считающий, что вряд ли стоит говорить о развитии муниципалитетов в связи с реформой имущественного налога. Эксперт обращает внимание на то, что скрытая цель законопроекта совсем в другом. «Налог на недвижимость направлен главным образом на разгрузку федеральных властей от содержания местных бюджетов. Сейчас муниципалитеты практически ничего не зарабатывают, основная доля доходов - это помощь от государства», - отмечает Липатов. Вот и мы о том же, о желании государства переложить очередную порцию ноши со своих плеч на наши.

В связи с этим можно с относительной уверенностью предположить, что несколько миллиардов рублей местные бюджеты получат только на бумаге, а в реальности населению просто нечем платить налог. «Фискалы могут рассчитать, что население должно заплатить еще несколько миллиардов рублей в местные бюджеты. Но налог будет попросту нечем платить. Население той же Самары в прошлом году задолжало по оплате услуг ЖКХ порядка 3,2 млрд рублей. Если население не платит за коммунальные услуги, оно не будет платить и налоги на недвижимость», - предсказывает Дмитрий Липатов.

Между тем Минэкономразвития ранее предлагало не облагать налогом квартиры и дома площадью до 55 квадратных метров и земельные участки не более шести соток. Другой вариант - ввести денежный вычет в 3 млн рублей, что соответствует средней стоимости квартиры в России. А в Минфине не исключают, что будет введена дополнительная норма, касающаяся элитного жилья. «Там может быть более высокая ставка, над этим вопросом мы размышляем», - пояснил Сергей Шаталов.

Но пока все это только предложения и размышления. На деле же предполагается такая ситуация: если человеку не по карману платить налог на недвижимость, он может продать квартиру и снять жилплощадь внаем или переселиться в менее престижный район с низким налогом. Однако именно такие районы и нуждаются в развитии. «Если не простимулировать создание в таких регионах новых рабочих мест, повышение уровня жизни, то население просто не будет получать доходов, достаточных для уплаты обновленного налога. А это значит, что долг налогоплательщиков будет расти. Налоговым органам нужно будет решать проблему сбора налога, а судебным приставам придется разводить руками в безуспешных попытках взыскать долги населения», - прогнозирует Липатов. Вот такая карусель получается.

В очередной раз возникает резонный вопрос: почему государство решает свои проблемы за наш счет? Почему его совсем не интересуют наши доходы, наши условия жизни, наши желания и надежды? Почему власть видит в нас только налогоплательщика и – временами – электорат? Как бы ни ругали советскую власть, но в то время люди получали квартиры и дачные сотки бесплатно и так же бесплатно передавали их детям и внукам. Почему же новая российская власть посчитала себя вправе требовать налоги с недвижимости внуков и правнуков тех, кто жили в СССР? Сначала, в эпоху всеобщей «прихватизации», людей агрессивно призывали квартиры приватизировать, ничего толком при этом не объясняя, теперь вынуждают их продавать и жить в съемном жилье или на окраинах?. Недаром авторы проекта заявляют, что основная цель проекта – фискальная: власти выгодно иметь крупных собственников жилья, так как сбор налогов с них будет легче контролировать. При этом простой народ будет платить за аренду жилья, а те, кто не платит – окажутся на улице. Вот как с горечью признается «простой» москвич Владимир Коваленко: «Если льготы сохранятся, пенсионеры выживут, а если нет, то продавай квартиру и катись на свалку». К сожалению, наша действительность такова, что на это «если» надеяться не приходится.

Комментарии 4

<p>
Странно если бы было наоборот, т.е. за счет богатыыых.
</p>
<p>Очередная "СОКОВЫЖИМАЛКА"?!</p>
<p>
Странно если бы было наоборот, т.е. за счет богатыыых.
</p>
<p>Очередная "СОКОВЫЖИМАЛКА"?!</p>