Статьи

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

12 сентября 2017

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Шерстобитова Жанна Викторовна

Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России),

ст. преподаватель.

Миграция в современном мире приобретает черты глобального феномена, связанного с проблемами взаимодействия в системе «человек-культура-общество». Социокультурные процессы привели к глобальным изменениям в исторических судьбах народов, проживающих на территории России, и обусловили резкую активизацию миграционных процессов во многих регионах страны. В 1970-1980 годах усилилось внимание к анализу миграции в различных регионах Сибири и Дальнего Востока, особенно в районах нового освоения, такие как Тюменская область и Крайний Север. Ряд исследований был подтвержден вывод о решающей роли социально-бытовых условий на приживаемость новоселов[1, с.27].

Интересную точку зрения в вопросах миграции высказывает Л.Л. Рыбаковский в своей работе «Миграция населения. Три стадии миграционного процесса». Автор предложил концепцию трехстадийности миграционного процесса, первая стадия – подготовительная, представляющей процесс формирования территориальной подвижности населения, вторая стадия (основная) – переселение населения и заключительная или завершающая стадия, выступает как приживаемость мигрантов на новом месте [2, с. 45].

Г.И. Старченков трактует понятие приживаемости как - сложный процесс социально-биологической адаптации и удовлетворения потребностей людей в новых условиях, преобразующих их в постоянное население [3, с. 7].

В связи с этим актуальным является рассмотрения приживаемости мигрантов, сохранение и адаптация культурных традиций на новой территории. Г.Ф. Морозова считает, что «приживаемость новоселов – сложный процесс, поэтому при ее исследовании необходимо учитывать различные факторы», «человек взаимодействия с условиями, проходит через формы адаптации. Поэтому для повышения уровня приживаемости большое значение имеет формирование групп будущих новоселов, еще в местах выхода с учетом производственной и социальной структуры районов вселения» [4, с. 14].

Социологические исследования показывают, что в формировании устойчивости населения большое значение имеет не только определенный уровень миграционной подвижности, но и «вхождение» мигрантов в состав постоянных жителей, их адаптация в новых местах проживания. Известно, что термин «адаптация» неоднозначно опреде¬ляется в рамках различных научных направлений (филосо¬фии, социологии, биологии, этнографии, культурологии и др.). Современные исследователи, характеризуя отношения личности со средой, отмечают двусторонность отношений между ними, зависи¬мость сущности и направленности социальной адаптации от социально-экономического строя, от взаимоотношений обще¬ства и личности. Наряду с социальной формой адаптация может быть рассмотрена как относительно самостоятельная категория биологических явлений [5, с. 15].

Социальная адаптация сопутствует всем видам деятельно¬сти, всем социальным общностям и выступает как необходи¬мое условие включения человека в коллектив или другую социальную группу. Это обязательный аспект функциониро¬вания любой социальной системы [6, с. 44].

С учетом сказанного адаптацию как стадию миграционно¬го процесса В.Г. Подмарков определяет не просто как приспособление мигранта к новой среде, но и как процесс взаимодействия и взаимного приспособления среды и мигрантов на основе согласования их интересов, потребностей, целей. От того, насколько полно и быстро проходит адаптация, зависит нор¬мальное функционирование и развитие системы «среда-мигранты». Вместе с тем мигранты и среда адаптации как относительно самостоятельные элементы не являются равно¬правными в рассматриваемом процессе. Ведущей стороной является среда адаптации. Это, однако, не умаляет большого значения личности миграции в механизме адаптации: соответ¬ствие интересов между ними означает разрешение противоре¬чий в системе «среда— мигранты», быструю адаптацию и, нао¬борот, меньшая степень соответствия интересов или его от¬сутствие свидетельствуют о сложности процесса, его среднем или даже низком уровне адаптации [7, с. 126].

При анализе механизма адаптации Н.А. Свиридов выделял ее различ¬ные виды, например, профессиональную, социально-психоло-гическую, социально-культурную, бытовую, темпы адаптации, т. е. скорость и интенсивность протекания процесса во времени; устойчи¬вость адаптации и факторы адаптации, которые характеризу¬ются совокупностью условий и обстоятельств, определяющих темпы; результативность и устойчивость адаптации [6, с. 50]. Возросшая интенсивность миграции означает большую роль адаптации в качестве заключительной стадии миграционного процесса.

Рассматривая приживаемость переселенцев и формирование, функционирование этнических групп на новой территории, исследователи часто разделяют их на определенные категории национальных меньшинств: переселенческие этнические группы. Важнейшей чертой таких этнических групп является пребывание вне своей национальной государственности или отсутствие таковой, а также общность культурно-языковых и культурно-исторических факторов [8, с. 21]. Первая общая концепция этноса как явления самостоятельного, а не вторичного принадлежит С. М. Широкогорову. Он счел этнос «формою, в которой происходит про¬цесс созидания, развития и смерти элементов, дающих возмож¬ность человечеству как виду существовать». При этом этнос определен «как группа людей, объединенных единством, проис¬хождения, обычаев, языка и уклада жизни» [9, с. 4]. Многие ученые едины в одном что, в историческом процессе не наблюдается строго изолированного существования этносов, а имеют место разные варианты этнических контактов, возникающих на терри¬ториях, заселенных разными этносами, политически объединен¬ными в полиэтнические государства. При изучении их взаимо¬отношений можно различить четыре варианта: 1) сосуществование, при котором этносы не смешиваются и не подражают друг другу, заимствуя только технические нововведения; 2) ас¬симиляция, т. е. поглощение одного этноса другим с полным забвением происхождения и былых традиций; 3) метисация, при, которой сохраняются и сочетаются традиции предшествующих этносов и память о предках; эти вариации обычно бывают не¬стойкими и существуют за счет пополнения новыми метисами; 4) слияние, при котором забываются традиции обоих первичных компонентов и рядом с двумя предшествовавшими (или вместо них) возникает третий, новый этнос [10, с. 85].

Таким образом, реальную этническую целостность мы можем определить как динамическую систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. Поэтому исследователи расширяют значение этнических связей и считают, что культурно - историческое наследие того или иного этноса является основополагающим в поведении, образе жизни и традициях этнических групп (диаспор).

Библиографический список

1. Моисеенко В.М. Территориальное движение населения. М.,1985.

2. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса. М., 2001.

3. Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. М., 1997.

4. Морозова Г.Ф. Территориальная дифференциация приживаемости новоселов. М., 1985.

5. Казанцев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.

6. Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в коллективе. М., 1980.

7. Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973. С.126.

8. Абдулатипов Р. Национальные отношения и политики общественного согласия // Этно-политические исследования. 1995. № 2.

9. Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений // Изв. восточного ф-та Дальневосточн. ун-та (Шанхай). 1923.

10. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989.


Комментариев пока нет