Есть мнение

Международное сотрудничество России в области обеспечения информационной безопасности

29 октября 2016

Ни для кого не секрет, что значимым фактором в отношениях между государствами сегодня является борьба за информационное превосходство в виртуальном пространстве. При этом борьба разворачивается за владение информацией, когда ее участники стараются получить доступ к информационным сетям противника и установить над ними контроль.

На международных встречах самого высокого уровня также все чаще поднимается вопрос информационной безопасности и разрабатываются международные документы в этой области.

Информационную безопасность Российской Федерации правомерно рассматривать как одну из составляющих национальной безопасности, которая оказывает влияние на защищенность национальных интересов России в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. И, конечно, вопрос международного сотрудничества для нашей страны также является безусловно важным.

У России уже имеются ряд договоров с государствами - участниками Содружества Независимых Государств по вопросам обеспечения информационной безопасности. Но Российская Федерация продолжает диалог с другими странами для разработки новых документов в этой сфере.

Например, в сентябре 2011 года «Проект конвенции о международной информационной безопасности» был представлен Россией и другими государствами-членами Организации Объединенных Наций на международной встрече высокопоставленных должностных лиц, курирующих вопросы безопасности, в Екатеринбурге. Основные положения документа были сжаты в список 23 основных вопросов, представляющих интерес для России в информационном пространстве. Этот документ был разработан Институтом проблем информационной безопасности (IISI) Московского государственного университета. Конвенция включает некоторые положения, которые безоговорочно принимаются другими государствами. Среди них и избежание нарушения прав и свобод, и «использование информационных технологий и средств для осуществления враждебных действий и актов агрессии». Но в то же время ряд вопросов вызвали противоречие со стороны США, Великобритании и некоторых других государств. В основу этого противоречия легла система взглядов, или «западный консенсус» по вопросам использования и управления информацией. Этот консенсус, регулярно озвучиваемый на международных мероприятиях, таких как Лондонская международная конференции по киберпространству, прошедшая 1-2 ноября 2011 г., выражается также в ряде опубликованных международных документов.

На этой встрече ключевым расхождением между российскими и западными подходами к кибербезопасности стало различие в восприятии содержания понятия «угроза». В российском перечне вопросов, вызывающих озабоченность, это выражается как «угроза применения информационных ресурсов для влияния на социально-гуманитарную сферу». Напротив, «западный консенсус» признает угрозу, исходящую от враждебных информационных ресурсов, но делает оговорку на их содержание. Рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по разработке информационной политики, например, включают «свободное перемещение информации и знаний, свободу выражения мнений, ассоциаций и собраний, защиты индивидуальных свобод, как основополагающих компонентов демократического общества и культурного разнообразия».

Другим камнем преткновения в вопросах информационной безопасности стал «информационный суверенитет». Россия и ее сторонники (например, члены СНГ, ОДКБ или ШОС) поддерживают идею о том, что информационные ресурсы должны контролироваться государством в пределах его территориальных границ. Учитывая декабрьские протесты в 2011 году, когда сети Интернет была организована антиправительственная пропаганда и создавались специальные группы для привлечения людей на протестные акции, опасения России следует признать обоснованными. Конечно же, такая позиция является полной противоположностью позиции США. Государственный секретарь США тогда Хилари Клинтон заявила, что Россия «хотела бы расширить возможности каждого отдельного правительства разработать свои собственные правила, что подорвет не только права человека, но и право на свободное перемещение информации. В действительности же правительства, предлагающие такую эту повестку дня, хотят создать национальные барьеры в киберпространстве. Такой подход будет иметь катастрофические последствия для интернет-свободы».

Следует отметить, что некоторая степень регулирования Интернета необходима. Но это регулирование, конечно, должны быть разумным. Безусловно, ограничение доступа к социальным сетям является неприемлемым ни при каких обстоятельствах, в то время как в некоторых европейских странах было открыто заявлено, что это может быть сделано.

В заключение следует отметить, что, несмотря на разногласия в вопросах обеспечения информационной безопасности, Россия будет продолжать настаивать на международных соглашениях, регулирующих киберпространство. И немаловажным является тот факт, что уже достигнут консенсус с государствами в ОДКБ и ШОС.

 

Комментариев пока нет