Статьи

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

12 сентября 2017

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Баршова Оксана Анатольевна

Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России),

канд. истор. наук,доцент ;

Лемайкина Екатерина Анатольевна

Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России),

студентка ;

Антонова Оксана Алексеевна

Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России),

студентка

В течение всей человеческой истории практика обеспечения безопасности одних государств и народов в ущерб безопасности других государств вызывала непрерывную цепь войн и вооруженных конфликтов. Но всё - таки на фоне разрушений, кровопролитий шел поиск путей мирного развития цивилизации. Еще составители библейских книг мечтали о тех временах, когда племена и народы «перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы»[1, c.146].

Современные компьютерные технологии, информационные сети очень изменили нашу жизнь, наравне с новыми возможностями у нас появились и новые опасности. Появление информационной безопасности обусловлено несколькими обстоятельствами.

Важнейшей тенденцией развития современного мира безусловно следует рассматривать глобализацию. Ее технологической основой стали информатизация всех областей социальной деятельности, интеграция информационных систем различных государств в единую общемировую информационную сферу, формирование единого информационного пространства, создание глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, интенсивное внедрение новых информационных технологий во все области человеческой деятельности. Развитие информационных технологий меняет принципы и методы бизнеса, управления, обучения, оно же легло в основу «революции в военном деле»[2, с. 124].

Россия еще в середине 1998 г. предложила США подписать на уровне президентов совместное заявление, которое было посвящено исключительно проблемам международной информационной безопасности. Проект документа предлагал видение современной ситуации в информационной сфере, характеризующейся с одной стороны качественно новым потенциалом развития человечества, который создает глобальный информационно-технологический прогресс, а с другой – очевидными угрозами использования таких новых технологий в целях противоречащих общей стабильности и безопасности. Подчеркивалось, что наличие таких угроз требует принятия превентивных мер. Такой процесс мог бы, как предполагалось, предусматривать следующие этапы и меры:

• определение общих взглядов мирового сообщества на проблемы возможного использования информационных технологий в военных целях в качестве оружия;

• определение основных понятий («информационное оружие», «информационная война»);

• учет фактора возможного использования информационных технологий для совершенствования существующих и создания новых систем оружия;

• рассмотрение вопроса о целесообразности создания международной системы (центра) мониторинга угроз, связанных с информационной безопасностью;

• внесение вопроса о глобальной информационной безопасности на рассмотрение ООН, и других ведущих международных форумов с целью разработки международно-правового режима запрещения разработки, производства и применения особо опасных видов информационного оружия;

• разработка международного многостороннего договора о борьбе с информационным терроризмом и криминалом [3, с. 23].

Россия полагала, что такое совместное заявление могло бы положить начало конкретного, всестороннего и целенаправленного обсуждения всех возникающих проблем и недопонимания.

К огромному сожалению, в ходе обсуждений этого предложения идея конкретного заявления по проблемам международной информационной безопасности не была реализована.

В настоящее время в современных условиях информационная безопасность стала важным базовым элементом всей системы национальной безопасности Российской Федерации. Это, прежде всего, связано с тем, что быстро растущие технологические возможности современных информационных систем, которые по своему влиянию на политику, хозяйственно-экономическую жизнь, духовно-идеологическую сферу и умонастроения людей стали в настоящее время решающими и всеохватывающими. Практика государственного строительства показала, что стране необходим программный документ, который определял бы политику государства в области обеспечения информационной безопасности. Таким документом стала Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, одобренная Советом Безопасности и утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года. В ней впервые отражены национальные интересы России в информационной сфере, определены основные угрозы информационной безопасности и конечно прописаны пути противодействия этим угрозам. Термин «информационная безопасность» используется в широком смысле. Под ним понимается состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства [4, ст. 1].

Одним из факторов, который способствует повышению опасности угроз информационной безопасности, является дефицит квалифицированных кадров, который обусловлен в первую очередь тем, что снижена эффективность системы образования и воспитания. Подготовка квалифицированных специалистов в области информационной безопасности и информационных технологий происходит по двум основным направлениям — технологическому и гуманитарному.

В настоящее время, новая концепция безопасности, должна предполагать развитие системы международного правопорядка, в основе которой лежало бы признание взаимозависимости современного мира, изменения понятия государственного суверенитета и которая являлась бы нормативным выражением приоритета интересов безопасности над экономическими и политическими интересами, обеспечивала бы, в итоге, главенство права в политике.

Эффективность международного права как права всеобъемлющей безопасности и коллективной ответственности государств перед человечеством предполагает конструктивное сотрудничество участников международного общения в решении двух основных задач. Первая из них связана с обеспечением функционирования того механизма поддержания мира, которым международное сообщество уже располагает, вторая — с выработкой новых правовых норм.

Запретить разработку и использование информационного оружия на нынешнем этапе вряд ли удастся, как это произошло, например, с химическим или бактериологическим оружием. Понятно также, что ограничить усилия многих стран по формированию единого глобального информационного пространства невозможно. Поэтому выход возможен только на пути заключения разумных соглашений, которые опирались бы на международное право и на уменьшение угроз применения информационного оружия.

Соответственно, главным направлением обеспечения международной безопасности является отказ от накопления и распространения новых видов вооружений и, в частности информационных, который может реализовываться только на основе международных договоров [2].

Единственный путь оградить человечество от информационных войн – международно-правовое установление режима международной информационной безопасности.

Конечной целью, для того, чтоб усилить мировое сообщество, необходимо провозгласить зону информационного пространства свободной от оружия.

Библиографический список

1. Черниченко С. В. Теория международного права: В 2-х томах. Старые и новые теоретические проблемы. Т. 2. - М.; НИМП, 2013. - 531 с.

2. Фёдоров А. В. Информационная безопасность в мировом политическом процессе. - МГИМО - Университет, 2014. - 220 с.

3. Генеральная Ассамблея Доклад эксперта «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». - М.; 2013. - 23 с.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации:// URL: http:// base.consultant.ru


Комментариев пока нет