Сообщить нам об ошибках новой версии сайта

Методологическая роль политического информирования при проведении занятий в вузах

Методологическая роль политического информирования при проведении занятий в вузах

Аннотация: В статье автор анализирует практику постоянного проведения политического информирования, как формы практико ориентированного обучения специалистов гуманитарного профиля в современном ВУЗе. Автор статьи настаивает на том, что политическое информирование резко повышает интерес у обучаемых к изучению «Политологии», «Социологии» и многочисленных управленческих дисциплин, формирует у них аналитические и ораторские навыки, мастерство публичного выступления. Очевидно, что полученные таким образом – в результате самостоятельного осмысления социально-политической практики – навыки и умения обучаемые смогут успешно применить в своей будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, деятельность, интерес, информация, методология, навык, общественная жизнь, Политология, политическое информирование, практика, решение, роль, собственное мнение, событие, студент, теория, форма обучения.

Проблематизация. В настоящее время в отечественных вузах идет поиск новых форм обучения по гуманитарным наукам, способствующих повышению интереса студентов к обучению, выработке у них аналитических способностей, формированию навыков и умений практического применения полученных теоретических знаний на практике. Это общеизвестный факт, или скорее даже современная тенденция. В нашей стране действительно сегодня немало педагогов, которые стремятся использовать советский опыт преподавания. Другие преподаватели ищут за рубежом новые педагогические практики и технологии, а некоторые стараются комбинировать, искать оптимальные формы обучения, что называется, «на марше».

Таким образом, управленческая проблема, которая исследуется в этой статье, сформулирована автором следующим образом: в какой мере та или иная форма обучения является эффективной формой подготовки специалиста-гуманитария в системе высшего образования? Постараемся в данной статье ответить на этот вопрос.

Поговорим о политическом информировании. По мнению автора статьи, в системе подготовки по различным гуманитарным направлениям как раз и существует острая необходимость преодолевать часто встречающееся непонимание среди обучаемых надобности для их будущей практической профессиональной деятельности получаемых в вузе теоретических знаний. Полагаем, что одной из таких форм обучения является политическое информирование, которое успешно применяется в ходе учебного процесса преподавателями кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова и кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России.

Что же такое политическое информирование? Политическое информирование – это форма публичного выступления, в котором кратко дается информация о конкретном событии в политической жизни в стране или в мире, с последующим развернутым авторским анализом самого события и авторскими же выводами. Оно может проводиться в рамках как информационно-воспитательной работы, так и учебно-образовательного процесса (то есть, как на аудиторных занятиях, так и вне их).

Политическое информирование как форма обучения, на наш взгляд, преследует следующие учебные цели:

1.    Привить обучаемым навыки информационного мониторинга в определенной сфере общественной деятельности, работы с различными информационными поисковыми системами и интернет-порталами.

2.    Научить студентов определять взаимосвязи между различными событиями и их причины.

3.    Выработать у обучаемых умения выявлять субъектов, формирующих или способствующих проявлению тех или иных политических и других общественных событий.

4.    Привить устойчивые навыки определения современных направлений (трендов) развития той или иной ситуации, умения прогнозировать событийные изменения в определенной временной перспективе.

5.    Выработать у студентов собственное мнение в отношении той или иной ситуации как в нашей стране, так и за рубежом. При этом субъективность индивидуального мнения обучаемого должна приближаться к объективной оценке при помощи ее детального изучения, анализа и синтеза события в политической или иной общественной сфере.

Политическое информирование, ставит перед собой главную цель – не больше и не меньше – подготовить будущих экспертов в своей сфере деятельности, выработать и развить у них аналитические способности. Именно такая цель делает политическое информирование крайне важным для управленцев, политологов и социологов.

Кроме этого, в ходе проведения политического информирования, обучаемым прививаются такие навыки публичного выступления, как четкое и ясное изложение своих мыслей, доводов, аргументов, культурного ведения публичной дискуссии. То есть, по сути, речь идет и о практическом овладении и элементами ораторского искусства. Так, например, на занятиях по политологии на 1-м курсе в 2010 году студентка факультета менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Вероника Травкина, благодаря выработке навыков публичного выступления при проведении политического информирования, в дальнейшем сумела их использовать в достижении своих личных успехов. В ноябре 2015 года, уже обучаясь на 2 курсе магистратуры, она стала победителем в конкурсе чтецов РЭУ имени Г.В. Плеханова на Вечере поэзии, приуроченном ко Дню народного единства [1].

В Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова и Академии гражданской защиты МЧС России все направления подготовки бакалавров и магистров связаны с их будущей профессиональной деятельностью, в рамках которой постоянно существует необходимость принятия решений. Как известно, правильность того или иного решения во многом зависит от оценки различных событий зачастую не профессионалами в данной области знаний или человеческой деятельности. При этом сама оценка – от умения собирать, анализировать, синтезировать факты и иную информацию.

Кроме этого, работа менеджера в сфере государственного и муниципального управления, экономиста, товароведа, финансиста, экономического менеджера, юриста, политолога и т.д. – связана с необходимостью отстаивать свою точку зрения в ходе публичного обсуждения готовящихся управленческих решений, умением вести дискуссию с несогласными гражданами, в особенности партнерских или других сторонних организаций, применять на практике метод убеждения [2]. С такой оценкой, полагаем, вполне можно согласиться.

На занятиях по учебным дисциплинам «Политология» и «Социология» автор статьи политическое информирование, как форму обучения, применяет на семинарских и других практических занятиях. На первом, как правило, вводном занятии по указанным дисциплинам, студентам дается разъяснение по проведению политического информирования, умению работы с интернет-поисковиками по нахождению информации, необходимой для проведения информирования. Очень часто на таком занятии вдруг неожиданно выясняется, что наши «продвинутые» студенты в использовании Интернета абсолютно не знают о том, что в Яндексе есть новости и они разделены по таким группам, как «Политика», «Общество», «Экономика», «В мире», «Наука» и т.д.

Для проведения анализа и прогнозирования события обучаемым на всех не лекционных занятиях предлагается алгоритм подготовки ответов на следующие вопросы:

1.    Почему это событие произошло именно сейчас?

2.    В чьих (каких социальных групп) интересах оно произошло?

3.    На какие процессы может повлиять анализируемое событие? К каким дальнейшим действиям может подтолкнуть те или иные социальные группы?

4.    Какие выводы Вы можете сделать из анализируемого события?

5.    Что для Вас показалось интересным, ценным в анализе данного события, как будущего экономиста (финансиста, менеджера, товароведа, юриста и т.д.)?

Выбор темы политического информирования обучаемый может сделать «дедовским» (практикующимся уже несколько десятков лет) способом с помощью просмотра новых теленовостей, прослушивания радионовостей или купив «свежий» номер ежедневной газеты с общественно-политической проблематикой, например «Российская газета», «Известия», «Коммерсантъ» и т.д.

Но, скорее всего, проще воспользоваться интернет-поисковиками, такими например, как «Яндекс» и «Mail.Ru». При открытии их на компьютере достаточно нажать на опцию «Новости», после чего открываются рубрики новостей. Студент может найти необходимый материал для проведения информирования, нажав на одну из опций «Политика», «Общество», «Экономика» и т.д. В данном случае подходит любая информация, в которой есть сообщение о каких-либо решениях властных структур, о действиях оппозиционных сил, о переговорах между различными политическими и общественными структурами.

То есть здесь подойдут все события, связанные с борьбой за власть, приходом к власти, удержанием власти, распределением властных ресурсов и влиянием на власть. Среди международных событий лучше всего выбрать события, связанные с деятельностью ООН, межправительственных международных организаций, работой различных саммитов, ведением дипломатических переговоров по острым проблемам современного мира.

Определенную пользу, в особенности для будущих юристов, политологов и менеджеров в сфере государственного и муниципального управления может принести анализ событий, связанных с принятием законодательных и административных решений органами государственной власти, а также событий в экономической и социальной сфере. Такой анализ, на мой личный взгляд, необходимо связать с методом кейс-стади (ситуационного анализа).

В данном случае обучаемый должен не только оценить эффективность действий по преодолению проблем в социальной или экономической сфере, но и предложить свой вариант решения. В последних двух случаях мы говорим о проведении социального и экономического информирования, которое может также принести пользу при подготовке бакалавров и магистров практически всех направлений подготовки в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова, а также всех направлений подготовки на гуманитарном факультете в Академии гражданской защиты МЧС России.

Отечественный позитивный опыт. Личная педагогическая практика автора показывает, что проведение политического информирования позволяет студентам связывать изучение теоретических положений «Политологии» и «Социологии» с практикой политической и другой сферы общественной жизни в России и мире. Очень часто анализируемые в ходе информирования события затем становятся практическими примерами как при обсуждении проблем семинарского занятия, так и в ходе лекционных занятий.

В свою очередь, при анализе события в ходе проведения политического информирования, студент в качестве аргументов использует знания теоретических положений изучаемой учебной дисциплины (как и было всегда в советском/российском образовании). Таким образом, педагогический информационный круг становится «замкнутым». Только если ранее обучаемый брал за основу информацию и выводы педагога (которые до студента в основном доводились на лекциях), то теперь обучаемый самостоятельно выбирает для анализа интересующего его события и сам же проводит их анализ с помощью различных аналитических методов.

Таким образом, проведение политического информирования позволяет повысить эффективность проведения в РЭУ имени Г.В. Плеханова аудиторных занятий по таким учебным дисциплинам, как «Политология» и «Социология», а именно:

1.    Вырабатывать у студентов умения связывать теоретические положения гуманитарных учебных дисциплин с практикой политической и общественной жизни в стране и мире. Например, выпускница 2012 года Юридического факультета по специальности «Юриспруденция», а теперь и аспирантка этого же факультета Оксана Мантулина уже четыре года как работает помощником секретаря Генсовета партии «Единая Россия» и Заместителя Председателя Государственной Думы С.И. Неверова. Она активно использует полученные знания в сфере гражданского права и политологии, в интересах партийно-политической работы.

2.    Способствовать выработке у обучаемых интереса к изучению политологии и социологии, пониманию важности изучения их теоретических положений для своей будущей деятельности не только в качестве бакалавра/магистра по выбранному направлению подготовки. Но также в качестве обычного гражданина своей страны, стремящегося строить свою жизнь интересной и успешной.

Например, благодаря проведению политического информирования автору в 2013-2014 учебном году удалось вызвать сильный интерес у студентов 1-го курса факультета математической экономики, статистики и информатики при изучении «Социологии». Пользователи Интернета могут убедиться, что реферат Нелли Шигаповой по этой учебной дисциплине на тему: «Маргинальность в истории и современность» пользуется высоким спросом [3].

А сестры-близнецы Анастасия и Дарья Беловы наглядно показали, что по умению излагать и анализировать события студенты тогда еще 1-го курса факультета математической экономики, статистики и информатики могут даже «на голову» превосходить студентов Юридического факультета, обучающихся по направлениям «Политология» и «Социология» на выпускных курсах.

3.    Формировать у студентов навыки научного анализа, а значит и интереса к научной работе, стремление к повышению своего интеллектуального и культурного уровня. Так, в Академии гражданской защиты МЧС России наработан положительный опыт по применению политического и других видов информирования при подготовке будущих менеджеров в сфере государственного и муниципального управления, есть и ощутимые результаты.

Во-первых, эффективность политического информирования в ходе учебного процесса вырастает в разы за счет широкого применения кафедрой ГМУ такого метода обучения, как кейс-стади (метод ситуационного анализа). Фактически получается так, что кейсы, что называется, «сами собой» вырастают из ситуаций и проблем, которые студенты самостоятельно находят во время подготовки к политическим информированиям.

Студенты, обучающиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление», не только решают кейсы, но, прежде всего, под руководством преподавателей сами создают учебные кейсы по различным учебным дисциплинам: «Система государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Прогнозирование и планирование», «Информационная политика государства» [8], «Управление проектами» [9], «Региональная политика» и т.д.

Например, в процессе подготовки сборника учебных кейсов по дисциплине «Региональная политика» одновременно было задействовано 23 студента выпускного курса и 3 преподавателя кафедры [7]. Предлагаю читателям самим определить эффективность такой работы обучающего с обучаемым. Еще раз подтвердим, что определиться с проблематикой будущего кейса, формированием заданий для его решения и необходимыми дополнительными материалами к кейсу, априори как раз и помогает такая форма обучения как информирование (политическое, экономические, информационное, социальное, правовое и др.).

Во-вторых, информирование в Академии гражданской защиты МЧС России состоит из трех видов: политического (о событии в стране), политического (о событии в мире) и экономического. Это позволяет будущему менеджеру в сфере ГМУ самостоятельно и постоянно вести мониторинг актуальных событий в стране и мире, знакомиться с практической работой органов государственной и муниципальной власти, вести дискуссию со своими коллегами по учебной группе по поводу правильности выработки того или иного решения.

То есть, учиться на чужом опыте государственно-управленческой деятельности. При этом, материал для проведения экономического информирования также можно найти в теле и радионовостях. Так, например, в программе «Сегодня» на НТВ есть не только отдельный блок экономических новостей, но специальный для его освещения ведущий. В тоже время, напомню, что «Новости Яндекс» и «Новости Mail.Ru» также содержат раздел «Экономика», который уже содержит информацию для проведения экономического информирования.

В-третьих, будущие менеджеры в сфере государственного и муниципального управления активно пишут и публикуют свои статьи в электронных журналах «Государственное регулирование общественных отношений (ГосРег)» [4] и «Политическое образование» [5]. Такая практика уже устоялась (кстати, поздравляю журнал «ГосРег» с трехлетней годовщиной!) в Академии гражданской защиты МЧС России.

Проведение политического и экономического информирования позволяет студентам наработать не только материал для написания этих статей, но и определенные аналитические размышления по исследуемой проблеме. Все это, в свою очередь, позволяет определиться с тематикой и повысить качество выпускной квалификационной работы – бакалавру своей будущей бакалаврской работы, магистранту – своей будущей магистерской диссертации.

В-четвертых, на кафедре ГМУ ведется формирование такого вида информирования, как управленческое. Автор статьи при его подготовке советует воспользоваться подпиской на новости компании «КонсультантПлюс»[6], в которых содержатся законодательные и административные акты федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Вся информация по вступившим в силу официальным документам, при прибытии на электронную почту подписчика, разделяется на следующие рубрики: «Основы государственного управления», «Гражданское право», «Хозяйственная деятельность», «Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело», «Образование. Научная деятельность. Культура», «Безопасность и охрана порядка» и другие.

В таком виде представленная информация позволяет студенту определиться с направлением и тематикой управленческого информирования, использовать текст принятого законодательного или административного акта для оценки его эффективности при решении той или иной проблемы в сфере государственной и/или общественной деятельности.

В-пятых, мне известно уже немало примеров, когда выпускники Академии гражданской защиты МЧС России при приеме на работу оказываются более востребованными за счет умения не только самостоятельно решать кейсы, но и их создавать. Так, например, выпускнице 2015 года Ольге Ярковой, после окончания вуза, поступило (аж целых!) два предложения для приема на работу в престижные учреждения: Администрацию города Химки Московской области и Центральный региональный Центр МЧС России. И это в условиях повсеместного сокращения числа государственных и муниципальных служащих в России. Ольга сделала выбор в пользу муниципальной службы в Московской области. Другой пример: Ксения Глибина, окончившая в 2015 году АГЗ МЧС России с золотой медалью, также была принята на работу в Центральный региональный центр МЧС России, где работает на одной из ответственных должностей.

В-шестых, политическое информирование может сочетаться с другими видами анализа. Так, например, на занятиях по учебной дисциплине «Региональная политика» студенты проводят SWOT-анализ социально-экономической обстановки в отдельно взятом федеральном округе Российской Федерации. Как можно лучше определить сильные и слабые стороны, вызовы и возможности для развития исследуемого макрорегиона помогает студентам политические и экономические информирования. Отмечу, что при изучении данной дисциплины преподавателем дается установка обучаемым по подбору таких тем информирования, в которых отражены проблемы непосредственно самих субъектов Федерации, либо проблемы отношений между регионами страны и федеральным центром, а также между муниципальным образованием и руководством субъекта Федерации.

Таким образом, взаимосвязь проведения информирования с такими методами, как кейс-стади (ситуационным анализом) и SWOT-анализом позволяет формировать у студентов аналитические способности, интерес к повышению собственного уровня образования и научной компетентности.

Литература:

1.    В РЭУ имени Г.В. Плеханова прошел вечер поэзии, приуроченный ко Дню народного единства [Электронный ресурс] // Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова [cайт]. [2015]. URL. http://www.rea.ru/ru/news/Pages/vecher-poezii.aspx (дата обращения: 13.11.2015).

2.    Мельков С.А. О пользе политического информирования [Электронный ресурс] // Политическое образование [сайт]. [2012]. URL. http://www.lawinrussia.ru/node/173017 (дата обращения: 13.11.2015).

3.    Шигапова Н.Р. Реферат по социологии «Маргинальность в истории и современность» [Электронный ресурс] // Электронная библиотека студента «Библиофонд» [cайт]. [2009]. URL. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=728882 (дата обращения: 13.11.2015).

4.    Электронный научный журнал «ГосРег» [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «ГосРег. Государственное регулирование общественных отношений» [cайт]. [2012]. URL. http://gosreg.amchs.ru/ (дата обращения: 13.11.2015).

5.    Информационно-аналитический журнал «Политическое образование» [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический журнал «Политическое образование» [cайт]. [2010]. URL. http://www.lawinrussia.ru/ (дата обращения: 13.11.2015).

6.    Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] // Компания «КонсультантПлюс» [cайт]. [2003]. URL. http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.11.2015).

7.    Мельков С.А., Перенджиев А.Н., Ряжапов Н.Х. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Региональная политика»: учебное пособие. – Химки: АГЗ МЧС России, 2015. – 124 с.

8.    Забузов О.Н., Мельков С.А., Ряжапов Н.Х. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Информационная политика государства». – Химки: АГЗ МЧС России, 2014. – 124 с.

9.    Малека Ю.Н., Мельков С.А., Ряжапов Н.Х. Сборник учебных кейсов по дисциплине «Управление проектами». – Химки: АГЗ МЧС России, 2014. – 123 с.

Комментарии 2

Сергей Мельков 04 мая 2016 20:41


Александр Николаевич, спасибо. Всё по делу.

Сергей Мельков 25 октября 2016 01:09


Александр Николаевич, спасибо. Всё по делу.