Есть мнение

Либерально-демократическая модель политической культуры

29 октября 2016

В процессе развития капиталистических стран, и соответственно, с утверждением нового мировоззрения, соответствующего данному строю, утверждается либерально-демократической модель политической культуры, в которой в центре внимания встает человек со своей индивидуальностью, его права и свободы. В основе эволюции либерально-демократической модели политической культуры лежат основные этапы формирования и эволюции гражданского общества и правового государства. Либерально-демократическая модель политической культуры характеризуется ориентацией на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацией жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование.Либерально-демократическая модель политической культуры отличается «открытостью» перед внешним политико-культурным пространством. Эта модель обладает способностью к расширению сферы своего влияния. В ее пределах доминирует косвенное политическое насилие.В ряде ситуационных случаев (внешняя угроза, политический, либо социально-экономический кризис и т.п.) в пределах либерально-демократической модели политической культуры могут возникать прецеденты авторитаризма в виде расширения государственного вмешательства в жизнедеятельность общества, ограничения политических прав и свобод граждан, ужесточения политической цензуры и т.п.В либерально-демократической модели важное место занимает проблема соотношения свободы, равенства и справедливости. В данном вопросе существует множество противоречий. Спорными остаются вопросы, которые касаются полного неприятия неравенства или, наоборот, признания социального неравенства, приверженности анархической свободе или признания определенных ограничений индивидуальной свободы со стороны государства в некоторых сферах жизни. В большинстве случаев, в этих вопросах предпочтение отдается первенству равенства и справедливости, равенству стартовых возможностей.

 Для либерально-демократической модели политической культуры характерен тот факт, что право, правовая система представляют собой гарант свободы отдельного индивида в выборе морально-этических ценностей по собственному усмотрению, а также сферы их деятельности. Закон должен гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности, жилища, частной жизни, духовную свободу. В обществе должен господствовать закон, а не люди. А государство должно регулировать отношения между гражданами на основе закона. Каждый индивид имеет право на участие в политическом процессе, с соблюдением определенных правил игры между политическими партиями и отдельными группами. При этом должны соблюдаться все главенствующие принципы всеобщих выборов на всех уровнях власти, другие нормы и принципы парламентаризма, плюрализма и демократии.

Принцип свободы личности и уважения ее позиций, прав и интересов, воплощаемый в качестве базовой ценности, нашел свое выражение в системе политического представительства. Личность идентифицирует себя в определенной группе, которая и представительствует от ее имени в системе власти. Именно реализация принципа представительства и создала инструменты и средства - объединения индивидов разного уровня: партий на уровне политической сферы, профсоюзов и предпринимательских союзов, ассоциаций и движений разного типа в общественной жизни. Между индивидом и создаваемым для обеспечения его развития государством возникает гражданское общество, следящее за соблюдением интересов личности,- неотъемлемый элемент демократии как таковой.

Либерально-демократической модели политической культуры присущ  плюрализм. Причем политическому плюрализму соответствует религиозный и идеологический плюрализм. Религия и идеология отделены от государства. Поэтому парламентская демократия не приемлет ни государственной религии, ни государственной идеологии.

Основополагающее значение имеет идея политического представительства. Ни один человек не вправе править другим человеком без согласия последнего. Именно демократическая форма правления и либерально-демократическая модель правовой культуры позволяет реализовать принципы участия граждан в управлении государством через представительские органы.

Принципы представительности и выборности поставили вопрос об инструментах и средствах политической реализации этих принципов. Так утвердились политические партии. Формирование партий происходило не только как реализация идей определенных политических процессов, но и как воплощение идеи партии как законной оппозиции, которая предполагает соблюдение и правительством, и оппозицией определенных правил, суть которых состоит в согласии на мирную передачу власти от одной (побежденной) партии другой (победившей) партии в ходе избирательного процесса.

Либерально-демократическая модель включает принцип "согласие не соглашаться" с мнениями и позициями других членов или групп общества. В таком случае при решении более или менее важных проблем в идеале отвергается волевое навязывание позиций одной части общества другой его части. Где нет свободы несогласия, там нет и не может быть демократии, независимо от того, как она называется - "народной", "либеральной", "буржуазной", "социалистической" и т.д.[1]

Все перечисленные компоненты  в совокупности составляют основную модель либерально-демократической политической культуры - обобщенный и абстрагированный идеальный тип, который проявляется в каждой конкретной стране или регионе, в конкретных национально-исторических и национально-культурных формах.

[1] Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии// Политические исследования. - 1992. - № 4 – с.6

Комментариев пока нет