Статьи

«Лаборатория политического кино»: Авраам Линкольн в борьбе за отмену рабства в США в фильме Спилберга «Линкольн»

29 октября 2016

29 октября в уфимском кинотеатре «Родина» состоялось очередное мероприятие «Лаборатории политического кино», на котором был представлен художественный фильм Стивена Спилберга «Линкольн» с Дэниэлем Дэйем-Льюисом в главной роли. Известный американский кинорежиссер снял ленту о небольшом периоде из жизни 16-го, одного из самых почитаемых президентов США Авраама Линкольна.

Взяв за основу одобренную Бараком Обамой биографическую книгу Дорис Кернс Гудвин под названием «Команда соперников», драматург Тони Кушнер создал сценарий о политической жизни Линкольна толщиной в 550 страниц. Его последние 80 страниц, положенные в основу фильма, посвящены наиболее кульминационному моменту политической карьеры Линкольна – его попыткам провести через палату представителей Конгресса Тринадцатую поправку, запрещающую рабство.

В фильме показано, как в начале 1865 года превосходство в Гражданской войне северян-янки над южанами-конфедератами стало уже явным. Но, прежде чем принять капитуляцию Юга и заключить мир, недавно переизбранный на второй срок президент – республиканец Авраам Линкольн намерен провести отменяющую рабство Тринадцатую поправку к конституции. Для этого ему до заключения мирного соглашения необходимо заручиться большинством в парламенте. В фильме показаны грязные политические игры, коррупция и методы давления при голосовании, все то, что сопровождает рождение нации. Однако следует отметить, что авторы не позволяют себе никакой критичности, так как считают: рабство аморально, поэтому отменить его следовало любым путем. Поэтому неким лейтмотивом звучит мысль о том, что Линкольн добился справедливого решения несправедливыми путями.

По мнению экспертов, хотя Спилберг и требует от зрителей полной концентрации, его фильм смотреть легко: он убедителен, очень красив и изобилует яркими личностями. «В каждой фразе, каждом кадре "Линкольна" присутствует мысль. Изображение и звук безупречно дополняют друг друга: кажется, что сама камера разговаривает, а слова оживают у нас на глазах. Много говорилось о чрезмерной рассудочности Спилберга-режиссера, однако искусное кадрирование и роскошные темно-кофейные цвета опровергают эти утверждения: свет, проходя через клубы табачного дыма и тучи пыли, словно становится чем-то осязаемым. А огромная массовка играет, не жалея сил и энергии», - пишет кинокритик из журнала «Empire» Йен Нейтан.

Съемки фильма начались в октябре и были завершены в декабре 2011 года, премьера состоялась 9 ноября 2012 года, а в широкий прокат фильм вышел 16 ноября 2012 года. Дэниэл Дэй-Льюис был признан лучшим актером года по версии ряда сообществ кинокритиков и киноакадемий, в том числе получил премии «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA (Британской академии кино и телевизионных искусств) за лучшую мужскую роль. Всего картина была выдвинута в шести номинациях на «Золотой глобус», в десяти — на премию BAFTA и в двенадцати — на премию «Оскар» и одержала победу в двух из них. Национальный совет кинокритиков США и Американский институт киноискусства поместили «Линкольна» в собственные списки десяти лучших фильмов года. При стоимости в 65 миллионов за два месяца он собрал в США 145 миллионов долларов.

Представляя фильм зрителям, ректор БАГСУ Сергей Лаврентьев назвал его «познавательным политическим фильмом», так как в нем показаны «появление "черного PR", теневая сторона политики», ставится вопрос о том, что такое демократия. «Спилберг никогда не был апологетом Америки, но он ее любит, он гражданин Америки и критикует ее как американец», - отметил Лаврентьев. Свою мысль он проиллюстрировал сравнением «Линкольна» с «чернухой» российского кино, в котором нет конструктивизма.

После окончания фильма зрители приняли участие в дискуссии. «Можно ли говорить о том, что Линкольн действовал противозаконными аморальными средствами, покупая голоса сенаторов?»,- поставил вопрос преподаватель БАГСУ Николай Евдокимов и сам на него ответил: «Мы не найдем ответа на этот вопрос, потому, что в политике мы всегда будем стоять перед вопросом о соотношении цели и средств: оправдывает ли цель средства. У каждого найдется свой вариант ответа». Евдокимов видит заслугу режиссера в том, что фильм ставит эти вопросы.

Еще один участник обсуждения преподаватель БАГСУ Артем Соловьев сообщил, что эту ленту он будет использовать как пособие на спецкурсах «Религия и политика» и «История политических учений». Он обратил внимание собравшихся на то, что в «Линкольне» интересны даже случайные детали и привел в пример сцену, в которой сын президента едет на повозке, запряженной ослом (символ демократической партии). «Четко видно значение искренних религиозных учений как политического аргумента для обеих противоборствующих сторон» - отметил эксперт и продолжил: «Через правовую сферу герой обосновывает необходимость отмены рабства; правовой замкнутый круг приводит к политическому решению». «В интеллектуально-политологическом смысле фильм великолепен», - подвел итог Соловьев.

И большинство присутствующих с ним согласились.

Комментариев пока нет