Есть мнение

Лабкритмыш

29 октября 2016

«… легко установить республику, но где взять республиканцев?...»

http://ecsocman.hse.ru/data/187/784/1231/16Shpakova.pdf

В современном мире каждый человек сталкивается очень часто в своей жизни с различными жизненными ситуациями. Человеку необходимо как-то действовать. Отвечать на эти жизненные вызовы.

Как отвечать?

 

В эпоху телевидения, а теперь ещё и Интернета,  все мы попадаем в сильнейший поток информации. Каждый человек плывёт по этому потоку сам. Особенно трудно плыть молодым, иногда их «относит в ряды Исламского Государства», иногда… , или …

Такие процессы на самотёк отпускать опасно. На наш взгляд, необходимо учить «плавать в потоке информации». Запрос на такое обучение у молодёжи в наличии.

 

Человек должен обладать навыками:  осмыслить, понять, решить как действовать, действовать правильно, учитывая, по возможности, множество факторов. Научиться действовать быстро и правильно можно. Можно совершенствоваться в быстроте принятия правильных решений. Развитие критического мышления способствует этому процессу. На наш взгляд, у российского современного общества есть запрос на воспитание социально ориентированных, ответственных, любящих свою Родину  граждан – молодых россиян.

Традиционно, молодёжь предпочитает быть структурированной.

В нашей стране традиции: пионерия, комсомол. Соответственно, сегодня присутствует запрос на организационную структурированность  во взращивании современной российской молодёжи.

 

С одной стороны, все мероприятия вроде бы есть, в учебных заведениях программы соответствуют ФГОСам, и структуры в тех же Вузах - вроде бы есть… Вместе с тем, как показывает, лично нам, практика общения: при всем патриотизме – большом патриотическом настрое современной молодёжи, понимания патриотизма, любви к Родине, и т.д. всё же четкого нет. Все всё трактуют произвольно. Да и у преподавателей мнения разные…

 

Скорее существует именно запрос на структурную организацию молодежи для комплексного осмысления подобных явлений, нахождения своего места в этой системе каждым молодым человеком.

С точки зрения развития российской  государственности крайне необходимо поднятие престижа тех же «рабочих специальностей». Только поднятие престижа этих специальностей должно, на наш взгляд, проходить через понимание каждым молодым человеком своей патриотичной роли в развитии государства. Он должен осознавать для себя точно, что он, например, как «инженер» – необходим России. Необходимо рассказывать, показывать на личных примерах, объяснять на пальцах про правовое государство, про федеративное устройство, про президентскую республику, про путь, которым идёт Россия…  Как юрист скажу: формировать гражданское правосознание этого нашего российского «инженера». Как экономист сообщу: развивать кругозор и понимание глобальных экономических процессов в мире, знание геополитики, и т.д. Каждое новое молодое поколение переосмысливает историю по-своему. Старается дать и даёт свою оценку фактам, личностям.

Необходимо объяснять почему и что происходит, разбирать интересы конкурирующих сторон, сравнивать риски, вступать в дискуссию, учить излагать на публике свои мысли отчетливо и грамотно, помогать приобретать навыки общения с большой аудиторией…

Возможно, подобные вопросы требуют государственного подхода и соответствующей организации по созданию условий для подобного развития молодежи. Законодательного закрепления «Разрешения» на организацию подобных мероприятий, дополнительного целевого финансирования, привлечения органов местного самоуправления для формирования в подобных структурах своего кадрового резерва, методических разработок по ведению подобных программ, подготовку преподавателей соответствующей квалификации…

Кроме всего прочего, данная организационная структура будет способствовать:

- физическому здоровью молодёжи, поскольку необходимо увязывать интеллектуальный, духовный и физический рост в одно целое;

- профилактике терроризма и экстремизма, поскольку направлена на отработку механизмов патриотического пророссийского единства, для исключения возможности «ухода нашего молодого инженера» в организации сомнительного толка, собирающихся создавать и использовать оружие массового поражения для достижения своих узких преступных целей;

- повышению престижа России в международных отношениях, поскольку развивая пророссийскую культуру будет являться механизмом движения «мягкой силы».

 

Теперь много букв ))))))))))) , для тех, кто желает, немного по научнее....

В ТулГУ 25 мая 2015 года на Собрании Актива Университета объявлено о создании Лаборатории Критического  Мышления: «Лабкритмыш».

Озвучено, что данная Лаборатория будет заниматься, в том числе, проблематикой «бесструктурного управления»

http://wiki-kob.ru/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

, мягкой      силы https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8F%D0%B3%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B0 ,

военно-спортивного, военно-патриотического воспитания,

критического мышления.

Появление Лабкритмыш актуально.

Особенностями и активнейшим развитием информационного общества, которое характеризуется ускоряющимися изменениями можно объяснять востребованность инновационных подходов. Информация приобретает качественно новые функции, сравнимые с базисными функциями землевладения в Средневековье или капитала в Новое время. Информационная революция содержит весомую антропологическую составляющую, предполагающую усовершенствование не только техники и технологий, но и человека, прежде всего его мышления. В скором будущем главным капиталом будет уже не сама информация, а ее эффективный производитель. (http://www.lawinrussia.ru/node/300676  - «Актуальтные вопросы развития региональной системы образования, тульский регион»)

 Следовательно, способность обрабатывать информацию, - будет расти в цене, соответственно и навыки специфического мышления станут залогом успеха в информационном обществе. Современный мир требует постоянного совершенствования навыков мышления. Это, так сказать, первая веская причина, почему следует вести разговор о «критическом мышлении» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E8%F2%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E5_%EC%FB%F8%EB%E5%ED%E8%E5), обучать критическому мышлению.

Вторая причина – критическое мышление – это весомый фактор существования и формирования демократического общества, потому что в демократическом обществе на первое место выходит способность и готовность оценивать ситуацию критично. Поскольку цивилизованный спор – естественный способ отношений двух или большего числа свободных личностей относительно вопросов из сферы пересечения их интересов, постольку критическое мышление оказывается необходимым условием достижения успеха в свободном демократическом обществе.

Именно поэтому всё бОльшую актуальность приобретает проблема развития критического мышления в современном мире. Одна из важнейших задач системы образования – обучение критическому мышлению, о чём свидетельствуют основополагающие документы. Например, о развитии критического мышления идет речь в Проекте стратегии европейской экономической комиссии ООН в сфере образования в интересах устойчивого развития (2004), в Рекомендациях Совета Европы (2001) о преподавании истории в двадцать первом веке в Европе, в государственных стандартах образования стран Европы и мира.

http://www.universalinternetlibrary.ru/book/13521/ogl.shtml - психология Критического Мышления

Основатель Института Критического мышления М. Липман (Липман М. Рефлексивная модель практики образования. 1991. )  определял критическое мышление как квалифицированное (опытное, искусное), ответственное мышление, которое выносит правильные суждения, потому что

(а) основано на критериях,

(b) само себя исправляет (самосовершенствуется) и

(с) учитывает контекст.

Результатом критического мышления является суждение. По мнению М. Липмана, когда знание и опыт не просто передаются, а применяются на практике, мы, наверное, ясно видим примеры суждения. "Нужно принять во внимание, – утверждал он, – хорошо наученные профессионалы продуцируют хорошие суждения, как обо всей области своей специализации, так и о собственной деятельности.

Он предлагал переориентировать учебный процесс со стандартной парадигмы передачи готовых знаний на рефлексивную парадигму критической практики. Основное отличие обучения в рефлексивной парадигме заключается в том, что класс превращается в сообщество исследователей, которые вместе с учителем рассуждают о мире, осознавая знание о нем как двусмысленное, неопределенное и загадочное. Фокус образования направлен не на поглощение информации, а на постижение внутренних отношений исследуемых объектов. Обучение в таком случае осуществляется в форме диалога. По мнению М. Липмана, учащиеся должны делать то же, что и учёные, если мы хотим научить их мыслить самостоятельно. "Мы же, – утверждает он, – наоборот, толкаем их на изучение конечных продуктов научных открытий; отбрасываем сам процесс и фиксируем только лишь результаты". Он убежден, когда проблема не прощупывается самостоятельно, не задевает какие-то интересы или мотивации, так называемое образование превращается в шараду и пародию.

Пусковым механизмом критического мышления, возможно, является противоречивая ситуация. Именно противоречие, инициирует процесс критического мышления. Критическое мышление – это формулирование суждений о правдивости и реальности заявлений или ответов относительно решения проблем. Оно - критическое мышление,  является средством определения ценности идеи, процессом без возможности единственно правильного решения. Без противоречия невозможно получить новое знание. Более того, недостаток противоречия свидетельствует о самодовольстве и отсутствии реалистичных альтернатив для существующих обстоятельств.

Сегодня очень важным и востребованным, жизненно необходимым,  является развитие умения воспринимать парадоксы, видеть противоположности, целостно их осмысливать. Таким образом, без акцента на противоречиях и целостном их осмыслении, без привлечения критического мышления невозможно.

Сегодня основным заданием учителя является  помощь учащимся достичь определённого уровня мышления, при котором возможно соотнесение знания относительно знаний и контроля собственных познавательных процессов, т.е. акцентировать фокус на контролируемости процесса мышления, а это есть важнейшее свойство критического мышления .

Критическое мышление позволяет человеку обдумывать собственные мнения и причины возникновения той или иной точки зрения. К важнейшим признакам этого вида мышления возможно отнести: 1) обдумывание того, каким образом мы приходим к нашим собственным решениям или решаем задачи, проблемы; 2) сознательную направленность на определенную цель; 3) опору на логику, надежную и достоверную информацию, которая собирается из многих источников.

Присутствующий на мероприятии представитель Благотворительного Фонда "Родина за здоровый образ жизни" (http://родина-детям.рф/activity - сайт )  Родин Сергей высказал своё мнение о том, что без формирования Критического мышления сложно «получить» инновационных менеджеров, способных в кризисной ситуации «вытащить» из кризиса.

Очевидные кризисные процессы являются стимулом к укреплению желания усиления своих конкурентных позиций. Грамотное проведение мероприятий по выходу из кризиса (далее мероприятий), обеспечивает очевидные преимущества перед конкурентами.

 

Основная роль в проведении мероприятий принадлежит менеджменту, его способности руководить процессами структурных изменений и организовывать эффективную работу персонала для достижения наибольшего эффекта.

 

Провалы в проведении мероприятий возможны из-за неготовности или нежелания менеджмента действовать по-новому, адаптировать свой стиль управления и используемые методы к новым задачам и ситуациям.

 

Необходимо функционировать в качественно отличной среде, в условиях высокой степени неопределённости. Это лишает менеджмент возможности основываться на прошлом, опираться на накопленный опыт и использовать традиционные приёмы.

Чем больше ситуация «загоняет» в режим реактивного управления, тем важнее становится  целевая составляющая действий руководства в быстро изменяющейся среде.

 

Руководитель должен готовить менеджеров, способных самостоятельно принимать и реализовывать решения по широкому кругу проблем, превратить организацию мероприятий в обучающую среду, где все имеют право на риск, ошибку (но не на повторение одних и техже ошибок). Где нет места рутине и самоуспокоенности.

Для решения подобных задач характерен инновационный менеджмент.

 

В данном случае инновационный менеджмент, скорее ориентир, нежели обязательный атрибут при проведении мероприятий. А речь необходимо вести не о противопоставлении, а о сочетании обоих подходов, особенно, когда ощущается  дефицит менеджеров, способных руководствоваться инновационными преимуществами проведения мероприятий.

 

Традиционный подход не отвергается инновационным, а является его частью, необходимым элементом. Поиск неординарных решений не означает игнорирование существующих ограничений, преград, препятствий. Институонализация риска совершенно не исключает его минимизации. Минимилизация риска вполне сочетается с признанием его неизбежности в любых инновациях.

 

Критерий эффективности мероприятий может быть только один – конечный результат, достижение поставленной Цели. При этом, каким образом,  и в какой степени сочетается  традиции и новаторство, неважно.

 

Следует отметить, что если менеджер ощущает себя неспособным в короткое время радикально измениться, ему следует приложить максимум усилий для нахождения внутри или вне организованных мероприятий исполнителя с необходимыми качествами. Это должен быть надежный специалист, которому можно доверять и делегировать необходимые права.

 

Нагрузка на управленческое звено в период проведения мероприятий, существенно возрастает. При этом важно, что менеджер может значительно облегчить участь руководителя, сохранив за собой функции по оперативному управлению мероприятиями.

 

Особенности различных подходов менеджмента

Традиционный подход

Инновационный подход

Точка отсчета - сегодня

Точка отсчета - будущее

Ясное видение ограничений и препятствий

Концентрация на видении будущего, отрицание непреодолимости препятствий и поиск неординарных решений

Опора на здравый расчет

Опора на веру и энтузиазм

Стремление сделать возможное

Стремление сделать невозможное

Понимание ограниченности возможностей людей

Вера в безграничные возможности людей

Поиск проблем

Поиск достижений

Выявление слабых звеньев и их усиление

Усиление сильного звена

Отталкивание от реальных достижений и имеющихся ресурсов

Отталкивание от потенциала Команды

Минимизация рисков

Институционализация риска

 

Усилия  должны быть нацелены не на преодоление сопротивления, а на смену направления основного потока инновационных идей на противоположное: снизу вверх, и сотрудничество между подразделениями. Тогда проблема преодоления уходит на второй план, поскольку вряд ли кто-то будет сопротивляться изменениям, рожденным с его участием. Роль высшего звена в этом случае не столько быть проектировщиком нововведений, сколько создателем благоприятной творческой среды.

 

Управление мероприятиями происходит через процессные структуры. Организационно-управленческая структура оказывает решающее влияние на работоспособность системы. Традиционно большинство оргструктур построено так, что они скорее мешают эффективной работе, нежели содействуют ей. Это может происходить потому, что в функционально ориентированной структуре отдельные подразделения часто полностью сосредотачиваются на частных функциональных задачах.

 

Избежать данную ситуацию возможно, переориентировав структуру на управление мероприятиями, создавая рабочие Команды, которые укомплектованы необходимыми специалистами и отвечают за весь процесс, а не за отдельную его часть, относящуюся к их технической специализации.

 

Учитываем, что в отличие от традиционного подхода, где содержание следует за формой, при инновационном должно быть наоборот:  оргструктура , ориентируемая на мероприятия должна сформулировать Цель. В дальнейшем любое изменение в оргструктуре должно опираться на изменение Целевых Установок и изменение мероприятий, в противном случае получится традиционная ситуация, когда все подразделения «слишком заняты, чтобы думать о конечном получателе «продукта» – человеке».

 

Лабкритмыш в своём «движении вперед» будет экспериментировать, сочетая традиции и инновации. Происходит процесс формирования Целей.

Составлен помесячный План мероприятий.

Присоединяйтесь. Ваша помощь необходима России.

 

 

http://www.lawinrussia.ru/blog/2120

Комментариев пока нет