Статьи

Культурный код Востока и Запада. Понимание фундаментальных отличий

18 ноября 2017

Аннотация: В статье выявлены главные различия западной христианской и восточной исламской культуры и точки их соприкосновения в рамках базовых норм и обычаев: отношению к внешнему виду, трапезе, к женщине и гендеру в целом, браку, погребальных традиций, религии и права.

Ключевые слова: культурология, исламская цивилизация, христианство, столкновение культур, межкультурная коммуникация, евроислам

Введение

XXI век привнес ряд культурных вызовов в нашу жизнь. С одной стороны, глобализация создала возможности для более полного и быстрого межкультурного диалога и даже попыталась унифицировать существующие процедуры в рамках этого общения, а с другой стороны, обнажила всю глубину противоречий между народами, о которой многие не догадывались в силу отсутствия прямого взаимодействия с чужеродными культурами до этого момента. Как и в древности, дихотомия «свой - чужой» остается, хотя ее внешние формы и претерпели некоторые изменения. Ярчайшим примером вызова для межкультурной толерантности стала неконтролируемая миграция и существенный поток беженцев. Колоссальное смешение народов подняло вопросы о сожительстве в первую очередь христианства и ислама, носителей западной и восточной культуры.

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация беспрецедентна. На протяжении всей мировой истории диалог между этими двумя группами непременно приводил к доминированию либо ислама, как это было во времена Арабского завоевания византийских территорий, Египта и Сирии, завоевание Испании маврами, Османской империи, которая переняла предыдущие арабские традиции. Либо же христианство господствовало над исламом, как это случилось в периоды Средневековых крестовых походов, Реконкисты и на протяжении длительной колонизации вплоть до начала ХХ века.

Основная проблема межкультурных коммуникаций – это сложные взаимоотношения «своего» и «чужого». Понимание чужой традиции и культуры с ее иными представлениями о мире, ценностями, знаниями, взглядами – весьма сложный процесс. Главным понятием для его раскрытия является культурный код, определяющий уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков и позволяющие идентифицировать культуру. В данной работе культурный код Востока и Запада был разделен на семь базовых составляющих: внешний вид, трапеза, погребение, отношение к женщине, брак, вера и право. Анализ каждого из них позволит выделить общее и различное, найти точки соприкосновения, и определить, что значим мы для них, и как они воспринимают нас.

1. Внешний вид

Внешний вид является первичным аспектом в процессе распознавания культур, в соответствии с ним происходит предварительное деление на «своих» и «чужих» при межкультурной коммуникации. Понятие внешности в исламе радикально отличается от христианской традиции, что имеет под собой историческое обоснование. Во времена зарождения ислама, новой вере приходилось бороться с язычеством, главный ритуал которого заключался в поклонении идолам. Чтобы искоренить этот обряд, был введен запрет на графическое изображение животных и людей, сохранившийся и в современном исламе. С одной стороны, этот догмат предопределил отсутствие в изобразительном мусульманском искусстве скульптуры и живописи в западном понимании. С другой стороны, он повлиял на становление самобытной традиции использования растительного орнамента.

Вызовом этому табу стала задача иллюстрирования Корана, которая предполагала графическое изображение деяний пророка. Чтобы не нарушить запрет, мусульманские художники были вынуждены строить композиции таким образом, чтобы фигура Пророка была повернута спиной к читателю или на его лице рисовали покрывало. В январе 2015 года запрет на изображение людей стал причиной кровавого инцидента в парижском издании Charlie Hebdo, когда на редакцию было совершено нападение террористов в ответ на публикацию карикатуры на пророка Мухаммеда.

Кроме исторической обоснованности, полное прикрытие тела имеет и природно-климатическую причину. Из-за постоянных песчаных бурь в Аравии у людей возникала необходимость защищать свою кожу, закрывать лицо и тело. В отличие от многих других традиций, на которые непосредственно повлияла новая религия, эта традиция существовала и в доисламские времена. Часто в одежде мусульман используется черный цвет, ассоциируемый с трауром на Западе. Его популярность также связана с погодными условиями: он не пропускает тепло и сохраняет стандартную температуру тела.

Современный ислам более терпимо относится к непокрытой голове у женщин во многих странах. Как правило, нормы предписывают носить лишь «мухаджибу», представляющую собой любой элемент одежды, отсылающий к стандартному мусульманскому одеянию. К примеру, женщина может носить платок, прикрывающий волосы, и открытое платье, с оголенными плечами и коленями, но общественность все равно будет воспринимать это как целомудренный внешний вид.

Европейцы настороженно относятся к таким элементам одежды как паранджа и «бурка» («никаб») - своеобразной занавеске на лицо в Аравии. На самом деле, в повседневной практике они пользуется такой же популярностью у восточных женщин, как солнцезащитные очки у европейцев. Сквозь эти прикрывающие аксессуары женщины могут уберечь глаза от ультрафиолета, а также, не стесняясь, подглядывать за людьми, пристально рассматривать любые предметы. При этом женщины, следующие этой практике, чувствуют себя даже более свободными, чем те, что появляются на публике с открытым лицом.

Конечно, не только восточное отношение к внешнему виду, но и западное является неоднозначным и отторгающим для представителей противоположной культуры. Необходимо понимать, что западная культура в отличие от восточной была основана на достижениях античной цивилизации, которая характеризовалась антропоцентризмом и культом тела. Например, в Древней Греции телесная развитость человека являлась эталоном гармонии и в том числе признаком высокого интеллектуального развития. Движущей силой появления подобной традиции стало также тесная связь с язычеством, и высокая роль военной составляющей в жизни греческих полисов – для отстаивания независимости городам нужны были сильные спортивные воины. Все это сегодня открыто проявляется в откровенных рекламных компаниях, в кинематографе, в живописи. Нередко авторы эксплуатируют тему желания и вносят сексуальный подтекст, что недопустимо в исламе.

2. Трапеза

В исламе запрещены к употреблению свинина, вино, морепродукты, мясо придонных рыб и алкоголь. Столь странный список имеет под собой историческое обоснование. Основатели ислама во время своих наблюдений за дикой природой, пришли к выводу, что именно эти животные являются нечистоплотными, а некоторые из них могут поглощать экскременты. В средневековье, когда нечистоплотность становилась причиной эпидемий, запрет на такие продукты был жизненной необходимостью. Именно по этой причине в исламе до сих пор воспринимают собаку как грязное животное и не держат в доме, зато уважительно относятся к кошке.

Точкой соприкосновения диетических культур могут быть распространившиеся в последние время движения сыроедства, вегетарианства и веганства, идейным базисом которых является жалость к животному миру и стремление питаться здоровой пищей. Некоторую схожесть этой традиции можно проследить с мусульманским принципом халал (халяль). Конечно, ограничения, связанные с ним, продиктованы религией, а не стремлением сохранить фигуру и поддержать жизненный тонус как на Западе. "Халяль" обозначает продукцию, изготовленную по особым технологиям и не содержащую вредных веществ, а также компонентов, запрещенных Кораном. Например, при заготовке халяльного мяса применяются специальные безболезненные методики убоя скота, практически полное удаление крови и соблюдение гигиенических правил и норм.

3. Погребение

Смерть всегда являлась одним из ключевых аспектов культуры, так как она вызывает одинаковый страх и трепет у людей. Несмотря на это, в разных обществах отношение к ней отличается.

В европейской традиции смерть является напоминанием о конце, о краткосрочности жизни человека. Идея «momento mori», во-первых, побуждает к более деятельному подходу «здесь и сейчас» в своей повседневной активности, а во-вторых, подводит к поискам бессмертия. Часто, последние заканчиваются желанием «вписать свое имя в историю», стремлением к славе как альтернативе бессмертия.

Мусульманское отношение к жизни и смерти исходит из религиозных догм, которые определяют, что жизнь человеку даёт Аллах, и что он же вправе забрать её в любой момент, не сообразуясь с желаниями человека. При этом очень негативно ислам относится к суициду, так как человек не в праве по своей воле оборвать собственную жизнь, опять же, в силу того, что она ему не принадлежит. Именно фаталистическая направленность таких убеждений уменьшает значимость созидательного аспекта в восточных культурах, больший акцент делается на покорности и страхе.

Кроме этих аспектов, разное отношение к смерти проявляется в отличающихся формах погребальной культуры. Мусульманину может показаться странным траур, который связан с уходом человека в христианской культуре, а также ряд церемониальных действий, связанный с погребением и последующим посещением могил. Подобный обряд воспринимается как языческий, так как наводит на мысль о том, что люди поклоняются не Богу, а их умершему другу или родственнику.

Подобный обряд практически отсутствует в исламе. Там человека хоронят в просторной яме, положив голову по направлению к Мекке. В то же время, для христианина такая традиция может показаться неуважением к умершему, безразличием, забытьем.

4. Отношение к женщине

Отношение к женщине является, чуть ли, не самым критикуемым аспектом двух культур. Достижения борьбы суфражисток и феминисток на Западе создали предпосылки для утверждения равенства полов в различных сферах общественной жизни: равные условия получения работы и заработанной платы, возможность построения карьеры, участия в политической жизни и выборах и т.д. Конечно, подобное равенство существует не везде, но в сравнение с остальными культурами, на Западе был совершен максимальный прогресс на этом пути.

В это же время в арабо-мусульманском мире сохраняется патерналистско-покровительственное отношение к женщине, которое остальные воспринимают как принуждающее, подчиняющее, ущемляющие права и свободу. Еще большие споры вызывает исламская двойная мораль: что положено мужчине, то не разрешено женщине.

В противовес феминистскому движению, исламисты выступают против смешения полов в государственной службе и за раздельное обучение мужчин и женщин, так как считают, что это развращает нравы и вредит концентрированности на работе и в учебе. Они не редко пытаются шаг за шагом вводить нормы по насаждению этих принципов исламского образа жизни в Европе.

Однако обсуждая отношение к женщине в исламе нужно также понимать концепцию свободы, которой они руководствуются. Под свободой в первую очередь понимается свобода от искушения, которое подчиняет волю человека, заставляет его страдать, отвлекает от жизни и молитвы. Определенное влияние на подобное понимание оказала буддистская концепция. Свобода от искушения является еще одной причиной другого отношения к внешности, упомянутого ранее. Откровенно одетая женщина вызывает желание и искушение у мужчин, что является серьезным нарушением их внутренней гармонии. Тот же принцип действует и в отношении мужчин, которым, к примеру, запрещено ходить с обнаженными руками.

В то же время мусульманам сложно понять «достижения» феминизма, которые предписали женщине двойную социальную роль. С одной стороны, женщины наравне с мужчинами выполняют функцию кормильца и добытчика - строят карьеру, зарабатывают средства на жизнь - в то же время, общество не сняло с женщины функцию «поддержания домашнего очага», в которую входит домашние обязанности и воспитание детей. Именно поэтому очень часто возникают дискуссии о том, что должно быть важнее для женщины - семья или карьера, а одновременное выполнение обеих функций возлагает на женщину двойное бремя. С этой точки зрения мусульманское отношение к женщине выглядит даже более привлекательным. Понятие гарем («харем»), что с арабского обозначает нечто запрещенное, говорит о том, что мужчина несет ответственность за «женщин своего дома» (не только жена, но также мать и сестра). Он обязан содержать и заботиться о них, что серьезно упрощает жизнь женщине, а семья в целом выполняет хозяйственные функции и является гарантом достойной жизни.

5. Брак

Очень странным для христиан является ортокузенное право в исламе, когда брак может, а порой даже должен быть заключен между двоюродным братом и сестрой. Примечательно, что все Европейские королевские династии на протяжении столетий заключали браки по этому же принципу. Другим шокирующим с западной позиции обычаем является многоженство (разрешается иметь не более четырех жен) и обладание наложницами. Однако есть ряд условий для этого обычая. Так, мужчина обязан содержать каждую свою жену, а также предоставить ей «махр» («калым») - денежную сумму, которая перейдет в собственность жены в случае развода и обеспечит ей и детям достойное существование. Как видно из определения, позволить себе такую сумму даже для одной жены может не каждый. В итоге, количество жен ограничивается обычной практикой, и многоженство не является популярным сегодня. Таким образом, странные на первый взгляд исламские обычаи скрывают под собой вопросы финансово-имущественного характера, проблемы выживания и хозяйствования.

С другой стороны, мусульманам может показаться странной практика гражданского брака, применяющая в христианском мире, и явление «шведской семьи». Эти явления сложно объяснимы для них в том числе и потому, что их движущими силами, как правило, являются эгоизм, боязнь ответственности и специфическое понимание свободы.

Однако даже в этом ключе можно провести параллели. В исламе есть обычай «муты» - временного брака, отчасти напоминающий гражданский брак. Но нужно отметить, что он использовался в основном в прошлом. Заключался он, как правило, между мужчиной, идущим в хадж, и женщиной, которая в последствие исполняла обязанности прислуги, а не оказывала услуги сексуального характера.

Процедура развода тоже разнится. В исламе отпущение осуществляется устным публичным трехкратным заявлением, когда в европейской культуре этот процесс сопровождается обычно длительным бюрократическим процессом, а отсутствие института колыма обуславливает длительные тяжбы сторон с целью деления совместно нажитого имущества.

6. Религия

Христианство и ислам являются виднейшими мировыми монотеистическими религиями. Во многом, они имеют одни и те же духовные и исторические корни. Много схожего можно найти в главных священных книгах как относительно принципов и ценностей, так и описываемых событий. Например, в Коране и в Библии совпадают многие «действующие лица»: Адам и Ева, Нух (Ной), Шайтан (Дьявол, Сатана), Ибрагим (Авраам), Дауд (Давид), Яков (Израил), Фераун (Фараон), Айгюк (Иов), Муса (Моисей), Ииса (Иисус). Очень важно понимать, что в исламе признают существование Иисуса, считают его бессмертным человеком, однако отрицают, что он был сыном Божим. Как и в Христианстве, мусульмане верят, что Иисус придет на землю вместе со Страшным судом.

Однако, конечно же, присутствует и ряд отличий. Основной богословский тезис мусульман в полемике с христианством – это тезис о «единобожии» ислама и «многобожии» христианства. Причиной этого заявления является культ Троицы, который мусульмане воспринимают как поклонение трем различным Богам: Богу Отцу (Аллаху), Марии и их Сыну – Иисусу, либо под Троицей также понимают Отца, Сына и Святого Духа. Также идолопоклонством мусульмане считают иконы и алтарь, хотя в христианской вере эти атрибуты воспринимаются лишь как порталы-проводники для связи с Богом.

Разнятся в религиях представления о Рае: в христианстве он является бестелесным, эфирным, а в исламе Рай – это место плотских удовольствий.

Последним важнейшим отличаем между религиями является то, что в исламе нет церкви как института и нет ее главы соответственно, в то время как Папа Римский возглавляет католическую церковь, а патриарх - православную. Из-за этого очень сложно говорить об исламе в целом, его положения могут отличаться в зависимости от страны и народа, а все попытки унифицировать их на протяжении истории оканчивались безрезультатно.

7. Право

Принципиально отличается система права в двух культурах. Несмотря на то, что вопрос иерархии в системе права является дискуссионным и может варьироваться, как правило, в западной культуре приматом является международное право. По крайней мере, все признают, что национальное право не должно противоречить принципам, заложенным в международном. Далее в романо-германском праве следует Конституция, а в англо-саксонском любой основополагающий закон или неписаная Конституция. Затем следует национальное законодательство и местные муниципальные законы. В исламе система устроена наоборот и иерархия ведется от нижних ступеней, т.е. самыми главными являются законы и обычаи племени, в котором родился и живет человек, а любые другие нормы отвергаются, если они противоречат этому базису.

Кроме того, представляется интересным понимание государства и его роли в исламе, которое почти полностью совпадает с западным либеральным подходом «laissez-faire»: государство выступает в качестве так называемого «ночного сторожа». Сделки, обмен, торговля осуществляются независимо от его воли, а вмешательство в эти отношения осуществляется только по заявлению лиц.

Другой необычной чертой мусульманского права является то, что в нем отсутствует понятие коллективной ответственности, а, следовательно, нет коллективного ответчика, юридического лица, нет преступлений против государства и общества. Мусульманское право максимально отстранено от такого явление как юридическая фикция.

Заключение

При столь серьезных различиях в культурном коде Запада и Востока, есть ли между ними база для сотрудничества и мирного сожительства, как необходимо выстраивать межкультурный диалог?

Исторически европейцы с настороженностью относились к мусульманам, а те, в свою очередь, всячески порицали пребывание мусульманина на не мусульманской территории. Им разрешались лишь редкие отношения с христианами, к примеру, когда посланникам нужно было договариваться о выкупе пленных или решать какие-то торговые вопросы. Сама миграция, которая на арабском языке звучит как «хиджера», всегда обозначала переселение из области неверия в область веры, поэтому сам факт нахождения мусульман в Европе – страны неверия - уже является для них странным. Конечно, история знала и такие случаи, но отношение к «интегрировавшимся» в западную культуру было всегда пренебрежительным, их называли «мудаджан», что означает «прирученный», сравнивая мигрантов с домашними животными.

Однако реальность нашего времени показывает, что стратегия изоляционизма больше не работает в отношениях между концессиями. Мусульманская сторона пытается найти новое решение. Двумя главными на данный момент течениями, описывающими принципы сожительства мусульман и не мусульман, являются евроислам и фикх-меньшинства.

Первый представляет собой некое приспособление и даже уступки западным стандартам. Он декларирует, что мусульманам необходимо быть европейцами по культуре, но при этом сохранять их исконный набор нравственных ценностей, т.е. исповедовать ислам. Для нормальной жизнедеятельности и полноценного участия мусульман в общественной жизни, евроислам снимает коранические ограничения (запрет ростовщичества, осуществление совместной деятельности с атеистами и не мусульманами), а в отношении веры предписывает мусульманам быть мирными проводниками и популяризаторами ислама, используя законные методы европейского общества.

Фикх-меньшинства, в свою очередь, не предусматривает компромисса между Европой и исламом, но настаивают на изменение образа жизни мусульманина. Не идя на уступки, мусульмане должны «переварить» западную культуру внутри себя, принять то, от чего уже нельзя отказаться, а остальное «законсервировать» в виде национальной, культурной и религиозной автономии внутри социума.

В рамках ли евроислама или фикх-меньшинств будет выстраиваться диалог культур, важно, чтобы он в любом случае был. В любой диалог встроены процессы понимания и интерпретации. Мы сталкиваемся с тем, чего не было в нашем прежнем опыте, и пытаемся понять то, чего не понимали прежде. Это очень часто вызывает огромные сложности и приводит к коммуникативным неудачам как в частной, так и в публичной сфере и к ситуации, когда мы воспринимаем другого как чужого, опасного, враждебного. Как процессы миграции, так и тенденцию к глобализации не остановить, и нам придется все больше и глубже узнавать и понимать мусульманские диаспоры, чтобы выстраивать с ними диалог, интегрировать их в свое сообщество и в дальнейшем уже совместно развиваться.

Список литературы:

1. Современный ислам: культура и политика. — М: Институт востоковедения РАН, 1994. — 162 с.

2. В. Н. Басилов, Б. Р. Ложаснова. Ислам и народная культура. — Институт этнологии и антропологии РАН, 1998. — 260 с. — (Новые исследования по этнологии и антропологии).

3. Мухаммад Ф. Р. Исламская культура. — Андалус, 2005. — 238 с.

4. Michael Cook. Studies in the Origins of Early Islamic Culture and Tradition. — Ashgate/Variorum, 2004. — 370 p.

5. Шадрина Н.А. Проблема изучения диалога христианской и исламской культур в отечественной историографии: основных этапы и направления // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки, 2008. – С. 241-245.

6. Тахир Челикбаг. О концепции красоты и проблеме изобразительности в ареале исламской культуры // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2010.

7. Садыхова А.А. Евроислам: две концепции и перспективы // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2010. – С.19-26

8. Красникова Е.В. О некоторых аспектах исламизации Европы или европейский ислам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 2013 – С. 5-9.

9. Вагабов Н.М. Глобализация и проблемы сохранения культурной идентичности мусульманских народов // Исламоведение – Дагестанский государственный университет, 2010. – С. 52-64.

Комментариев пока нет