Куда развивается политическая наука. Часть 3

29 октября 2016

О политическом смысле Дня России замолвите слово

Полагаю, что шоу как основной формат общения власти с народом во многом подменяет реальную политику (см. репортажи с Красной площади), но заменить ее полностью не может. Даже в праздничный день (12 июня) на телеканалах заметны некоторые тенденции:

- Фильмы о Великой Отечественной войне или о советской/российской армии в этот день уместны, но не понятно: какое отношение эти фильмы имеют к Дню России!? Может быть, кто то всё таки объяснит, каким образом этот праздник связан с вооруженной защитой нашей страны от немецкого фашизма или от мирового империализма (имею в виду, естественно, Холодную войну)???

- Политический смысл праздника уже давно подменен. Если во времена первого российского президента этот праздник был днем независимости от тоталитарного советского прошлого, то теперь фактически (!) этот праздник (точнее, просто день) стал означать отрыв/разрыв с Западным миром, с западным мировоззрением, с западными (по сути) ценностями. И вот тут очень хочется получить ответы на вопросы: каким образом наша власть собирается строить демократическое общество (см. Конституцию Российской Федерации), если западные ценности не приемлемы? Каким образом наша власть собирается строить демократическое общество, если все достигнутые ранее договоренности могут быть в одночасье опрокинуты?

- Лично мне очень хочется понять: почему те, кто сегодня формирует российскую политику, отказывают думающим людям (а таких в любом обществе меньшинство) в возможности высказывать альтернативные точки зрения? Неужели наши "властители дум" действительно полагают, что Россия может развиваться на основе единомыслия?! Категорически с этим не соглашусь. Сегодня самые крикливые крикуны (в основном на телевидении) могут объявить непатриотом кого угодно, особенно тех, у кого есть СВОЯ позиция. Неужели вернулся СССР, когда личную т.зр. было иметь опасно, т.к. власть таких людей опасалась и не подпускала к реальной политике?

- И последнее. Сегодня сделана попытка "запаковать" всю политику внутрь системы госуправления. Это еще хуже, чем было в СССР, т.к. там хоть были парткомы, которые могли хоть немного заниматься целеполаганием в политическом масштабе. А кто сегодня этим будет заниматься??? Неужели правда есть эксперты, которые искренне доверяют целям, которые формируют чиновники?

Страна - очнись!!! Мы катимся всё быстрее и вниз!!!

Таким образом, политический смысл Дня России заключается в следующем:

1. Политическое в России считается умершим как ненужное и вредное.

2. Строится реальный авторитаризм, когда власть не меняется в принципе. А зачем, когда самой власти и так хорошо?!

3.Реальная госполитика заменена телешоу.

Если кому то это и нравится, то мне нет!

По всей видимости, политической науке в нашей стране очень серьезно стоит изучать "политическую лояльность" и "политическое отчуждение". Именно эти категории, похоже, будут определять отношение россиян к власти, к политике и характеризовать степень политического образования в нашей стране.

Комментарии 28

Еще комментарии
<p>
Андрей Юрьевич, спасибо за позицию. Надеюсь, что Вы и в будущем будете на этой сайте постоянно формировать и публиковать свои мнение и взгляды.
</p>
<p>
Иван Евгеньевич, добрый вечер. Я во многом с Вами соглашусь, но не с тем, что политическая оппозиция может сформироваться (а затем уже проявить себя) в борьбе за муниципалитеты. В российских муниципалитетах своих денег фактически нет, а бизнесу вряд ли сейчас дадут финансировать какие либо иные мнения, кроме безоговорочной поддержки единомыслия. Кроме того, в российском местном самоуправлении сегодня ничего политического нет. Административное есть, а политического нет.
</p>
<p>
Но разномыслие действительно необходимо. Напомню мнение Аристотеля о том, что город - это единство непохожих. Поэтому демократия начинается снизу (в умах граждан), но вряд ли будет развиваться без постоянной поддержки политической элиты (то есть, сверху).
</p>
<p>
Вот этот процесс взаимовлияния как бы аполитичного низа и суперполитичного верха и должна изучать политическая наука.
</p>
<p>
Народ в принципе исключить из исторического (политического) процесса нельзя. Причина банальна: без населения государство сущствовать не может (некем будет управлять). Проблема в субъектности этого народа: СВОЯ ли власть у этого народа? Оставляет ли эта власть хоть какие то лакуны этому народу для самоорганизации и самоуправления? Или она тотальна?
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
[quote=Сергей Мельков] ... Проблема в субъектности этого народа: СВОЯ ли власть у этого народа? Оставляет ли эта власть хоть какие то лакуны этому народу для самоорганизации и самоуправления? Или она тотальна? [/quote]
</p>
<p>
Чтобы узнать своя ли власть у народа, надо, просто, посмотреть состав современной Думы РФ.
</p>
<p>
Недавно там был один представитель от народа, теперь представителей от народа там НЕТ!
</p>
<p>
Сергей Анатольевич, здравствуйте!
</p>
<p>
Ввиду того, что как мне видится, каждый год при наступлении очередного «Дня России» высказываются мнения «за» и «против» отмечания/празднования/называния этого «Дня», статья представляется мне актуальной и злободневной.
</p>
<p>
Сперва, хотелось бы высказать личные впечатления. Слышу по радио на одной из станций краткий выпуск новостей: «Сегодня отмечается День России» ….и…. Я бы и пояснение с интересом послушал, а его нет…если граждан нашей страны в возрасте от 16 до 22 лет опросить на тему того, что это за праздник и какова его история, полагаю, что вряд ли кто-то ответит. Да и не в возрасте дело. Такой вопрос, я думаю, вообще большую часть наших соотечественников поставил бы в тупик. А к массовым гуляниям, признаться честно, у меня вообще страх….я, когда на эти массовые сборища у мавзолея и в других местах смотрю, у меня мысли об одном: затопчут, раздавят, ничего не видно, пьяный кто-нибудь пристанет, кому-то плохо станет, как домой потом вернуться…
</p>
<p>
А вообще, тема государственных праздников видится мне очень интересной. И в этой связи, я бы хотел сказать и о ценностях, и о политике, и о западном у нас. Государственные праздники (когда инициатива их празднования поддерживается государством, они рекламируются и превращаются в шоу), как мне видится очень важная (<strong>и не всегда бессмысленная</strong>) составляющая государственной и социальной политики. Пример – День благодарения в США. Как меня учили, история праздника такова, что переселенцы из «Старого света» и коренные жители Северной Америки в этот день примерялись, ходи друг к другу в гости, угощали различными блюдами. Но обратите внимание, сейчас, как мне видится, смысл и важность этого праздника в другом. С индейцами уже давно никто не примеряется, сам праздник видоизменился, но он важен для американцев. Важен теперь потому, что это возможность собраться всей семьей вместе (в США часто члены семьи живут в разных штатах, пожилые в домах престарелых, молодые люди в колледжах, отдельно от родителей). Увидеть тех родственников, которых давно не видели. Ценность – семья, единство, идея, политика, да и экономика здесь! (фермеры, которые выращивают индейку, на год вперед зарабатывают, скорее всего). Здесь, как я полагаю, сочетается и политика, и ценности, и экономика, и все это превращено в хорошее шоу,без вреда для какого-либо из перечисленных элементов, и люди удовольствие получают (по крайней мере, скорее всего, большая часть по сравнению с нашими согражданами от «Дня России»). Проводя параллель – а может, и у нас пытаются сделать что-то подобное? Только не на положительных ценностях, а как, у Вас есть эта мысль, на отчуждении от Запада. Только вот шоу не очень получается, удовольствия от него мало…все таки, наверное, шоумены мы не очень…пока…
</p>
<p>
Ираклий Теймуразович, спасибо за коммент и позицию. Разделяю Ваше мнение о том, что российская власть ведет поиск неких "скреп", неких объединяющих идей, символов и проектов (прожектов), праздников и т.п. симулякров (терминология Бодрийяра). Проблема, на мой взгляд, в том, что мы стараемся сразу, без создания ориентированной на потребление гражданами экономики с большим рыночным сегментом создать общество ПОТРЕБЛЕНИЯ. Большинство россиян работать не хочет, оно хочет иметь. Поэтому, скорее всего, никакие американские и т.н. западные праздники и привычки у нас не привьются. Халява она и есть халява.
</p>
<p>
Проблема политического и его отсутствия не только  в действиях власти по секьюритизации ситуации ("когда все вопросы и проблемы становится частью госбезопасности, а потому изымается из политического процееса), но и в действиях оппозиции. Такое ощущение, что оппозиция живет из вечности в вечность и мыслит чуть ли не тысячелетиями. Где массовая борьба за муниципалитеты? Её нет. А губернаторы целиком завязаны на деньги центра, и потому не готовы бороться. 
</p>
<p>
И к тому же шоу становится хуже. Если мы посмотрим последние выступления В.В. внимательно, то увидим кучу ляпов. Из последнего: "у нашего народа есть воля, устремленность, сила воли".... 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
[quote=Сергей Мельков] ... <span>Пожалуй, дело тут не столько в отсутствии "должной национальной идеи", <strong>сколько вообще в отсутствии идей, идущих от людей</strong>. Все идеи в нашей стране придумываются и навязываются "сверху". Это наша повседневная реальность.</span><span>[/quote]</span>
</p>
<p>
<span>Скажу я ещё жесче - из исторического процесса исключена главная фигура - НАРОД! И не только в РОССИИ!</span>
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
[quote=Сергей Мельков]<span>А я в этот день просто отдыхаю, потому что никаких эмоций и положительных чувств у меня этот праздник сегодня не вызывает.</span><span>[/quote]</span>
</p>
<p>
А я так не могу!
</p>
<p>
АН, доброе утро. Это Вы верно подметили, что в России почти все национальные праздники (кроме Нового года) празднуются одинаково. ТОлько Новый год "без слёз на глазах". Пожалуй, дело тут не столько в отсутствии "должной национальной идеи", сколько вообще в отсутствии идей, идущих от людей. Все идеи в нашей стране придумываются и навязываются "сверху". Это наша повседневная реальность.
</p>
<p>
В моём понимании День России - это наш национальный праздник, или по крайней мере он претендует на это звание. В советское время, по сути у нас такого рода праздника не было. Нация объединялась под флагами Великой Октябрьской социалистической революции в день 7 ноября. Ну еще - частично в День Победы.
</p>
<p>
Но отсутствие должной национальной идеи не может не отразиться на праздновании Национального праздника 12 июня. По крайней мере пока, идеологическим содержанием этот праздник пытается наполнить высшая власть и ее верный механический придаток - партия "Единая Россия"!
</p>
<p>
Предлагаю читателям зайти на сайт "ЕР" и посмотреть как отражены на нем события 12 июня и значение праздника Дня России. На мой взгляд - крайне блекло! С одной стороны, слишком узок круг лиц, которым доверено выступать от имени правящей партии по этому поводу. С другой стороны - у этих доверенных лиц по сути отсутствует внятная концепция празднования Дня России. На мой взгляд - они ее и не способны сформировать. Им нечего на сегодняшний день, по крайней мере пока, предложить обществу кроме политического бренда "Путин".
</p>
<p>
А если нет внятной идеологии у правящей партии, то тем более ее не будет и у государственно-чиновничьего аппарата. Поэтому все и сводится к празднованию Дня Победы - дубль 2. (По аналогии Нового года и Старого Нового года, только с разницей в месяц!)
</p>
<p>
Кстати, подобные проблемы присущи и празднованию 4 ноября Дня народного единства!
</p>
<p>
А я в этот день просто отдыхаю, потому что никаких эмоций и положительных чувств у меня этот праздник сегодня не вызывает.
</p>
<p>
Добрый день, Сергей Анатольевич!
</p>
<p>
Соглашусь с Вашим мнением о том, что в современной России практически отсутствует диалог и двустороння взаимосвязь между государственной властью и населением страны. Подобная ситуация не позволяет говорить о создании демократического общества внутри страны, которое, на мой взгляд необходимо. Более того, тенденций к изменению ситуации, лично я, в данный момент не наблюдаю, увы.
</p>
<p>
Что касается политического смысла и вообще смысла «Дня России». По определению данный праздник должен объединять страну, но возникает вопрос на почве чего? Если брать смену тоталитарного режима демократическим (что, на мой взгляд, было неизбежно), то стоит сказать, что вместе с этим, наша страна лишилась огромного количества территорий и населения, а также наступил тяжелейший экономический кризис. Более того, учитывая настоящую ситуацию стремления государственной власти к авторитаризму, названный выше смысл данного праздника (смена тоталитарного режима) отпадает. Что касается Вашего мнения о разрыве с Западным миром и западными ценностями и мировоззрением то, на мой взгляд, у Российского общества должно быть собственное мировоззрение, которое обусловлено реалиями жизни в нашей стране. Тем не менее, страны запада и их ценности следует рассматривать в качестве примера в некоторых аспектах существования, как общества, так и государства.  
</p>
<p>
В общем и целом я согласен с обозначенными Вами в конце статьи тезисами и также считаю, что подобный вектор развития событий ведет страну к деградации.
</p>
<p>
С уважением, А.Ю. Лябах.
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
[quote=Сергей Мельков] <strong>О политическом смысле Дня России замолвите слово  </strong>Если кому-то это и нравится, то мне нет![/quote]
</p>
<p>
 МНЕ ТОЖЕ!
</p>
<p>
В этот день я просто болею в прямом и переносном смысле!
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
[quote=Сергей Мельков] ... Проблема в субъектности этого народа: СВОЯ ли власть у этого народа? Оставляет ли эта власть хоть какие то лакуны этому народу для самоорганизации и самоуправления? Или она тотальна? [/quote]
</p>
<p>
Чтобы узнать своя ли власть у народа, надо, просто, посмотреть состав современной Думы РФ.
</p>
<p>
Недавно там был один представитель от народа, теперь представителей от народа там НЕТ!
</p>
<p>
Народ в принципе исключить из исторического (политического) процесса нельзя. Причина банальна: без населения государство сущствовать не может (некем будет управлять). Проблема в субъектности этого народа: СВОЯ ли власть у этого народа? Оставляет ли эта власть хоть какие то лакуны этому народу для самоорганизации и самоуправления? Или она тотальна?
</p>
<p>
Иван Евгеньевич, добрый вечер. Я во многом с Вами соглашусь, но не с тем, что политическая оппозиция может сформироваться (а затем уже проявить себя) в борьбе за муниципалитеты. В российских муниципалитетах своих денег фактически нет, а бизнесу вряд ли сейчас дадут финансировать какие либо иные мнения, кроме безоговорочной поддержки единомыслия. Кроме того, в российском местном самоуправлении сегодня ничего политического нет. Административное есть, а политического нет.
</p>
<p>
Но разномыслие действительно необходимо. Напомню мнение Аристотеля о том, что город - это единство непохожих. Поэтому демократия начинается снизу (в умах граждан), но вряд ли будет развиваться без постоянной поддержки политической элиты (то есть, сверху).
</p>
<p>
Вот этот процесс взаимовлияния как бы аполитичного низа и суперполитичного верха и должна изучать политическая наука.
</p>
<p>
Андрей Юрьевич, спасибо за позицию. Надеюсь, что Вы и в будущем будете на этой сайте постоянно формировать и публиковать свои мнение и взгляды.
</p>
<p>
Сергей Анатольевич, здравствуйте!
</p>
<p>
Ввиду того, что как мне видится, каждый год при наступлении очередного «Дня России» высказываются мнения «за» и «против» отмечания/празднования/называния этого «Дня», статья представляется мне актуальной и злободневной.
</p>
<p>
Сперва, хотелось бы высказать личные впечатления. Слышу по радио на одной из станций краткий выпуск новостей: «Сегодня отмечается День России» ….и…. Я бы и пояснение с интересом послушал, а его нет…если граждан нашей страны в возрасте от 16 до 22 лет опросить на тему того, что это за праздник и какова его история, полагаю, что вряд ли кто-то ответит. Да и не в возрасте дело. Такой вопрос, я думаю, вообще большую часть наших соотечественников поставил бы в тупик. А к массовым гуляниям, признаться честно, у меня вообще страх….я, когда на эти массовые сборища у мавзолея и в других местах смотрю, у меня мысли об одном: затопчут, раздавят, ничего не видно, пьяный кто-нибудь пристанет, кому-то плохо станет, как домой потом вернуться…
</p>
<p>
А вообще, тема государственных праздников видится мне очень интересной. И в этой связи, я бы хотел сказать и о ценностях, и о политике, и о западном у нас. Государственные праздники (когда инициатива их празднования поддерживается государством, они рекламируются и превращаются в шоу), как мне видится очень важная (<strong>и не всегда бессмысленная</strong>) составляющая государственной и социальной политики. Пример – День благодарения в США. Как меня учили, история праздника такова, что переселенцы из «Старого света» и коренные жители Северной Америки в этот день примерялись, ходи друг к другу в гости, угощали различными блюдами. Но обратите внимание, сейчас, как мне видится, смысл и важность этого праздника в другом. С индейцами уже давно никто не примеряется, сам праздник видоизменился, но он важен для американцев. Важен теперь потому, что это возможность собраться всей семьей вместе (в США часто члены семьи живут в разных штатах, пожилые в домах престарелых, молодые люди в колледжах, отдельно от родителей). Увидеть тех родственников, которых давно не видели. Ценность – семья, единство, идея, политика, да и экономика здесь! (фермеры, которые выращивают индейку, на год вперед зарабатывают, скорее всего). Здесь, как я полагаю, сочетается и политика, и ценности, и экономика, и все это превращено в хорошее шоу,без вреда для какого-либо из перечисленных элементов, и люди удовольствие получают (по крайней мере, скорее всего, большая часть по сравнению с нашими согражданами от «Дня России»). Проводя параллель – а может, и у нас пытаются сделать что-то подобное? Только не на положительных ценностях, а как, у Вас есть эта мысль, на отчуждении от Запада. Только вот шоу не очень получается, удовольствия от него мало…все таки, наверное, шоумены мы не очень…пока…
</p>
<p>
Ираклий Теймуразович, спасибо за коммент и позицию. Разделяю Ваше мнение о том, что российская власть ведет поиск неких "скреп", неких объединяющих идей, символов и проектов (прожектов), праздников и т.п. симулякров (терминология Бодрийяра). Проблема, на мой взгляд, в том, что мы стараемся сразу, без создания ориентированной на потребление гражданами экономики с большим рыночным сегментом создать общество ПОТРЕБЛЕНИЯ. Большинство россиян работать не хочет, оно хочет иметь. Поэтому, скорее всего, никакие американские и т.н. западные праздники и привычки у нас не привьются. Халява она и есть халява.
</p>