Есть мнение

Кто такой менеджер?

29 октября 2016

Глава 1. О профессии менеджера в сфере государственного
и муниципального управления

Учебные вопросы:

1. Герменевтика профессии менеджера.

2. Кто такой менеджер?

3. Цели и задачи подготовки менеджеров в сфере государственного и муниципального управления.

Академия гражданской защиты МЧС России готовит специалистов, бакалавров и магистров по такой престижной современной профессии, как менеджер: «менеджер государственного и муниципального управления», «бакалавр государственного и муниципального управления», «магистр государственного и муниципального управления». По всей видимости, командование и научно-педагогический состав Академии должны предполагать, что все поступающие уже представляют, какую профессию они хотят получить после завершения учебы. Однако на практике оказывается всё наоборот.

К сожалению, в российских школах до сих пор не введен специальный предмет типа «Мир профессий», и поэтому школьники недостаточно активно готовятся к осмысленному выбору собственной профессии. Поступившие же студенты зачастую не имеют ни малейшего представления о своей будущей профессии, о реальных и потенциальных местах своей будущей работы. К сожалению, немалое количество студентов не связывают получение высшего образования со своей будущей трудовой деятельностью. Многие из них не рассматривают учебу в Академии как часть своей будущей карьеры, поступили под давлением родителей, «за компанию» или даже случайно.

Нужно признать, что далеко не все выпускники нашего ВУЗа способны качественно проектировать свою будущую деятельность, недостаточно четко представляют свою будущую профессию. Поэтому командование и научно-педагогический состав Академии сегодня вынуждены уделять повышенное внимание профессиональной ориентации абитуриентов и бакалавров/магистрантов.

Для понимания сущности выбранной будущей деятельности необходимо вначале уяснить, что же такое «профессия».

Вопрос 1. Герменевтика профессии менеджера

Профессия (от лат. professio – «объявляю своим делом» – официально указанное занятие) – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в рамках подготовки и непосредственно на рабочем месте. В трудовых отношениях выделяют много профессий, специальностей и специализаций по видам направлений подготовки, сформировавшимся в соответствии с особенностями разделения труда в отраслях народного хозяйства.

Каждый человек сталкивается в своей жизни с проблемой выбора профессии. Сделать правильный выбор в своей жизни, определить, чем хотелось бы заниматься, может быть, всю жизнь, и чтобы работа приносила и материальное, и моральное удовлетворение, куда пойти учиться – вот вопросы, которые стоят перед каждым молодым человеком, получившим аттестат о среднем (полном) общем образовании. Каждый человек хочет достичь в жизни определенного успеха: добиться наилучших результатов, стать профессионалом в какой-либо области и, несомненно, получать удовлетворение от проделанной работы.

«Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой».

Классик русской литературы В.Г. Белинский

Выбор профессии всегда являлся очень важной задачей для молодого человека, ведь ошибки могут привести к негативным последствиям. Выбор зависит во многом от самого человека, так что каждому необходимо иметь представление о собственных склонностях и способностях.

Введение профессий, специальностей и специализаций в практику управления имеет очень важное государственное значение, так как связано с обязательствами государства по социальному обеспечению, установлению льгот и ответственности по видам профессий, условиями найма работников, формированием требований и стандартов обучения, необходимостью учитывать влияние технического прогресса и мировую практику разделения труда. Сведения о составе и содержании специальностей и специализаций содержатся в едином перечне, который формируется и утверждается Правительством Российской Федерации, служит своеобразным заказом Министерству образования и науки России на подготовку специалистов, нужных обществу направлений деятельности. Новые специальности и специализации подлежат государственной регистрации, в процессе которой устанавливаются квалификационные требования для обучения. Система образования Российской Федерации сегодня насчитывает более 600 специальностей, только по экономике и управлению – 20 специальностей и 200 специализаций.

«Нам необходима современная модель управления, основанная на применении самых современных информационных технологий, включая так называемый краудсорсинг – предварительный опрос с последующей реакцией на результаты внедряемых решений».

Президент Российской Федерации В.В. Путин

Обращаем внимание на то, что Академия Гражданской защиты МЧС России ведет подготовку МЕНЕДЖЕРОВ (с 2006 года) и БАКАЛАВРОВ (с 2011 года) в сфере государственного и муниципального управления, а не «госуправленцев» (данное слово достаточно часто употребляется в общении студентов друг с другом). Изменение названия будущей профессии (ранее менеджер, а теперь – бакалавр) обусловлено несколькими причинами:

1. Такое изменение введено Государственным образовательным стандартом 3-го поколения по специальности «Государственное и муниципальное управление», утвержденным в 2011 году.

2. Наша страна постепенно переходит на так называемую Болонскую систему образования, предполагающую сокращение сроков получения первого высшего образования (в рамках бакалавриата).

3. У многих российских государственных служащих появляется всё больше потребностей быть компетентными в экономических вопросах: проводить аудит, участвовать в ревизиях и проверках, готовить ведомственные и федеральные целевые программы и т.д.

4. В настоящее время существует необходимость в подготовке научных кадров в сфере исследования проблем государственного и муниципального управления. Министерство образовании и науки Российской Федерации в своём письме от 04 апреля 2012 года № 09-484 «О требованиях к уровню образования соискателей учёных степеней» подтвердило право бакалавров на допуск к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Положением о порядке присуждения ученых степеней, (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 г. № 74) установлено, что ученая степень кандидата наук присуждается соискателям, имеющим высшее профессиональное образование, диссертационным советом, по результатам публичной защиты диссертации. Бакалавриат, согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», является одним из уровней высшего образования в РФ, и диплом бакалавра свидетельствует о наличии у имеющего его лица высшего профессионального образования. Таким образом, такое лицо может быть допущено к защите диссертации.

Почему же у российского общества в конце 1990-х – начале 2000-х годов появилась потребность именно в профессиональных менеджерах (бакалаврах) в области государственного и муниципального управления?

Во-первых, по мнению большинства российских ученых в индивидуальных способностях человека надо искать сегодня потенциал повышения эффективности труда. Особенно это важно для организаций, решающих новаторские/инновационные задачи, постоянно разрабатывающих и осваивающих новую продукцию и технологии, для которых характерны отсутствие в системе управления жесткого распределения функций и сфер ответственности, преобладание горизонтальных, а не вертикальных коммуникаций, ставка на развитие персональных качеств, потенциала и инициативы работников. Индивидуальные способности, таким образом, человека занимают важное место в его профессиональной деятельности, связанной с управлением.

Во-вторых, мировой опыт показывает, что объяснение многих тупиковых ситуаций, имеющих отношение к возникновению военных и социальных конфликтов, а также кризисных явлений в экономике, заключается в плохом управлении, ошибочных или не принятых вовремя решениях. Следовательно, разработка и принятие правильных решений на основе тщательного изучения и анализа ситуации с учетом всех возможных последствий – непростая задача, которая относится к категории «вечных» проблем для жизни человека, семьи, общества и государства. С течением времени сложность задач управления обществом лишь возрастает, требуя не только модернизации управления, но и качественного изменения мышления, взгляда на проблемы, события, явления.

В-третьих, еще Аристотель писал, что человек является существом политическим, то есть нуждающимся в управлении. Самым же главным субъектом управления на протяжении нескольких тысячелетий в цивилизованном мире, как известно, является государство. Управление государственными делами является для каждого конкретного человека важной деятельностью, в значительной степени определяющей его материальное благосостояние, мировоззрение и т.д. Аристотель впервые назвал «идиотом» человека, не интересующегося общими/общественными делами и самостоятельно (без принуждения) не участвующего в них.

«Государство существует по природе. Человек же по природе своей есть существо политическое. А тот, кто живет вне государства – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек».

Аристотель, «Политика»

В-четвертых, после распада Советского Союза, принятия в 1993 году Конституции России и формирования в нашей стране публичной политики большинство граждан нового демократического российского государства стали реально участвовать в выборах власти (президента, депутатов различных парламентов, губернаторов, руководителей муниципалитетов). Тем самым в нашей стране постепенно формируется иная культура управления, предполагающая, что компетентные граждане уже не столько интересуются политикой, сколько готовы брать на себя ответственность за государственные решения, принятые избираемыми ими политиками.

В-пятых, в результате демократических преобразований в нашей стране появилось право частной собственности, которое в соответствии со статьёй 35 Конституции Российской Федерации охраняется законом. Государство, начиная с начала 1990-х годов, перестало быть единственным собственником. Наличие многообразия форм собственности усложнило систему воздействия властных структур на экономическую деятельность общества, качественно изменило систему отношений между государственными органами и населением страны. Теперь система государственного и муниципального управления осуществляет свою деятельность в условиях государственно-частного партнерства, а административно-командные методы утрачивают свою значимость и эффективность.

В-шестых, демократизация политической системы, становление институтов гражданского общества, повышение политического сознания масс привели к активизации населения России в политической жизни страны. Принципиально изменилась политическая и экономическая роль государства и общества. Конституция Российской Федерации статьёй 35 закрепляет право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также равный доступ граждан к государственной службе.

Поэтому так важно в современной системе государственного и муниципального управления учитывать интересы всех слоёв населения, привлекать граждан к выработке и претворению в жизнь различных государственных решений и проектов. В этих целях по инициативе Д.А. Медведева создано «Открытое правительство», в рамках которой формируются новые для России механизмы взаимодействия экспертного сообщества, структур гражданского общества и исполнительной власти.

В-седьмых, развитие информационных технологий, становление в нашей стране системы «электронного государства» и «электронного правительства» требует принципиально новых подходов и методов в работе каждого государственного служащего, наличия качественно иного госуправленца, готового эффективно осуществлять свою деятельность в условиях становления и развития информационного общества в России.

Населению уже достаточно четко стало понятно, что либеральная стратегия, продолжающая курс на сокращение роли государства в экономике, не способна радикально изменить уровень жизни народа.

Академик Л.И. Абалкин

Поэтому профессия управленца в современном мире качественно изменяется. Появляется необходимость в постоянном получении синтетической, интегрирующей информации из области права, экономики, политологии, философии, социологии, психологии, логики в рамках комплексного подхода. В этом и заключается сложность и одновременно – привлекательность профессии менеджера в сфере государственного управления. Однако нужно заметить, что он является специалистом не только в сфере управления!

Менеджер – это, прежде всего, профессионал в области воздействия как на трудовой коллектив в целом, на отдельных работников, а также по взаимодействию с партнерами и вышестоящим руководством. Поэтому ошибочно считать, что менеджер занимается исключительно управлением. Он также осуществляет такие виды воздействия и организаторской деятельности, как регулирование, координацию и менеджмент.

Главное назначение менеджера – вдохновлять, побуждать к деятельности своих заместителей, главных специалистов. С помощью материальных, моральных и духовных стимулов он настраивает на эффективный труд, задействует в полной мере опыт, образование, природные способности подчиненных, возбуждает воображение и энергию и направляет их в нужное русло. Именно с помощью человеческих ресурсов можно и нужно организовывать производство, управлять всеми остальными ресурсами, имеющимися в распоряжении менеджера: финансами, материалами, оборудованием, знаниями и т.д.

«Есть в характере любого менеджера, каким бы способным он ни был, фраза, которую я не терплю. Вот она: «У меня не ладятся отношения с людьми». Это убийственная для менеджера характеристика».

Признанный авторитет в области воздействия

 власти на социум Ли Якокка

Менеджмент для современной России, особенно в период становления рыночной экономики, имеет большое значение. Развитие государства, общества, экономики, социальной сферы зависят от менеджмента. Расширяются информационные технологии, повышается роль знаний, навыков и умений, возникает проблема их эффективного использования. Персонал становится человеческим капиталом, увеличивается количество альтернатив решаемых проблем в процессах, менеджмент превращается в науку и в то же время остается уникальным искусством работы с людьми, предъявляются новые профессиональные требования к менеджерам.

Сегодня без профессионализации деятельности в управленческой сфере, без подготовки менеджеров-профессионалов и создания необходимых условий для их деятельности невозможно решить сложнейшие задачи в условиях глобализации политики, экономики, культуры и т.д. Следовательно, профессия менеджера – это одна из сложнейших профессий, требующая от человека серьезных знаний, навыков и опыта. Немалое значение имеют и личные качества, такие, как деловая активность, тип мышления, лидерство и др. Однако эта сложность привлекает многих людей.

Поэтому неслучайно, что в образовательном сообществе и среди работодателей бытует мнение, что не следует готовить менеджеров – вчерашних школьников, так как у них нет необходимого жизненного опыта, имеются сложности при практическом освоении профессии в процессе обучения, да и сам характер ее таков, что ей невозможно научить, надо освоить на практике.

«В России работают по специальности, записанной в дипломе: 1,4% – математики и статистики; 8,1% – специалисты в области общественных наук; 10,2% – специалисты в области биологических и сельскохозяйственных наук; 24,6% – специалисты в области общественных наук; 31,9% – инженеры и архитекторы; 42,2% – специалисты по экономической деятельности и кадрам; 52,6% – специалисты в области права; 54,7% – специалисты по компьютерам».

Данные Российской академии наук 2012 года,
журнал «Русский репортер»

В этом есть некоторое разумное зерно, но есть и иная точка зрения. Дело в том, что понимание профессии бывает более глубоким, если оно начинается «с чистого листа», опирается на обширные и главным образом фундаментальные знания. Процесс формирования профессионального сознания в этом случае ускоряется, если он идет по программе комплексного обучения, а не методом проб и ошибок, и если при этом есть достаточно времени. И здесь первое образование имеет преимущества перед дополнительным, или чисто практическим.

«Сегодня подготовка управленческих кадров высшей квалификации для отраслей народного хозяйства – одна из приоритетных задач системы образования, одно из ключевых условий успеха проводимых в России реформ. Повышение качества управленческого образования, использование передового опыта в этой области, наша интеграция в европейскую систему управленческого образования исключительно важны».

Министр образования и науки Российской Федерации, приветствие участников конференции Европейского фонда развития менеджмента

Подготовка менеджеров – это не мода 1990-х гг., когда было утверждено первое поколение государственного образовательного стандарта по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление». Она имеет свою значительную историю.

Известно, что управление выделилось в самостоятельный вид деятельности в обществе в конце XIX в., когда представители американского движения «научный менеджмент», лидером которого был Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915 гг.), обосновали необходимость введения этой категории. Один из виднейших учеников Ф.У. Тейлора – американский инженер Генри Лоуренс Ганнт – доказал, что временное частное право на управление, передаваемое по наследству, не является эффективным и оправданным. Сегодня эта профессия превратилась в сложный вид деятельности в системах, управляющих коллективами людей (органами государственного и муниципального управления, предприятием, культурным учреждением).

Идея «учить управлять», готовить профессиональных управленцев впервые получила общественное признание в середине 60-х гг. прошлого столетия в связи с проводившейся тогда реформой системы управления народным хозяйством, подразумевавшей сохранение ее административно-командного характера. Она связана с именем Алексея Николаевича Косыгина, председателя Совета министров СССР. Именно она положила начало профессионализации управления в нашей стране.

Первых управленцев в СССР стали готовить в 1965 г. в Московском инженерно-экономическом институте, где был создан первый факультет организаторов промышленного производства и строительства. Это была, прежде всего, структура, ориентированная на повышение квалификации действующих руководителей предприятий и тех специалистов-практиков, которые проявили определенные организаторские способности и только готовились к выдвижению на управленческие должности, т.е. подразумевавшая подготовку управленческих кадров по программам дополнительного к высшему образования. В 1969 г. был открыт факультет экономической кибернетики. Подготовка же управленческих кадров на базе среднего (полного) общего образования и получение первого высшего образования в области менеджмента стало возможным только десятилетием позже. С 1974 г. в СССР была начата подготовка молодых специалистов по организации управления производством. Первые выпускники, получившие дипломы управленцев, закончили вуз в 1978 г.

Вопрос 2. Кто такой менеджер?

Слово manager заимствовано из английского языка и имеет несколько значений: управляющий, заведующий, дирижер, хозяин, уполномоченный вести переговоры, импресарио. В ряде стран мира менеджеров подразделяют на три категории:

  1. entry level – низший, тренировочный этап;
  2. middle manager – средняя позиция;
  3. senior manager – высшее звено.

В самом понятии «менеджер» отражены три этапа карьеры, которые он обычно проходит. Ее схема напоминает пирамиду: если средними могут стать многие из тех, кто начинает с нуля, то прорвутся к вершинам только единицы – лучшие из лучших, получившие название топ-менеджеров. Яркими примерами в истории мирового менеджмента являются карьеры Ли Якокки, который прошел путь от инженера-стажера в компании «Форд Моторс» до поста ее президента, создателя компьютерной корпорации Microsoft Пола Аллена, создателя кампании Apple Стива Джобса.

Современные представления об управленческой деятельности, важной для государства, раскрываются в понятиях «процесс государственного и муниципального управления», «система государственного и муниципального управления», «чиновник», «государственный менеджмент», «репутация государственной власти», «государственный служащий».

Деятельность менеджера усложняется, когда в ней учитываются интересы других лиц: от членов семьи до высшей социально-экономической системы – государства. Если человек не сможет хорошо управлять собственными делами и собственной жизнью, не следует надеяться, что он сможет эффективно управлять другими людьми. Менеджер – это не только специалист в системе управления/регулирования, но и ее организатор и вдохновитель.

О чем мечтают россияне: жить в достатке – 40%; иметь хорошее здоровье – 33%; жить в более справедливом и разумно устроенном обществе – 33%; иметь хороших детей – 23%; иметь свою отдельную квартиру, дом – 21%; жить интересно, реализовать себя – 18%; иметь хорошую семью – 17%; открыть собственное дело – 15%; получить хорошее образование – 12%; быть полезным обществу – 11%; устроиться на хорошую работу – 7%.

Данные Российской академии наук 2012 года,
 журнал «Профиль»

Задача менеджера – организовать эту систему, суметь ее настроить и работать с ней, оценивать результаты действий, чтобы достичь поставленных целей. Управление, руководство и регулирование стали направлениями науки по организации деятельности граждан страны, превратились в процессы координации действий элементов сложных систем для целенаправленного изменения их состояний или местоположения. Системность стала характерным свойством совокупности элементов единой функциональной общности в жизни людей, а системный анализ – основным методом изучения сложных систем. Чтобы управлять системой, менеджер должен овладеть наукой и искусством руководителя, отвечать на вопросы, как и что необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели.

Руководство – это комплексная работа, сочетающая в себе множество различных взаимосвязанных видов деятельности. Очень удачный ответ на вопрос, кто же такой менеджер, дает профессор Э.М. Коротков: «Это человек, имеющий лучшие качества многих специальностей. Менеджер обладает хорошими знаниями в области экономики, социологии, психологии, права. Он свободно пользуется компьютером и умеет с помощью него своевременно находить нужную информацию и решать проблемы. Менеджер – это человек, обладающий активностью предпринимателя, мудростью педагога, ответственностью врача, конструктивностью инженера, пытливостью исследователя, логикой юриста. Именно эти его качества позволяют ему делать события случившимися, т.е. принимать такие решения, которые отражают интересы человека и общества, определяют их развитие. В этих его качествах суть и особенность специальности «Менеджмент»».

Таким образом, менеджер в сфере государственного и муниципального управления – это психолог, так как его работа связана с людьми; юрист, поскольку он обязан действовать строго в рамках законов и должен их хорошо знать и понимать; экономист, так как он использует инструментарий экономической науки для описания отношений; хозяйственник и предприниматель.

Государственно-управленческая деятельность социально значима. От ее результатов зависят судьбы и положение людей, судьба всего общества и государства. Поэтому каждый специалист-менеджер должен обладать целым комплексом знаний из смежных специальностей, которые позволят ему обеспечить профессиональное видение реальных процессов: отношения органов государственного и муниципального управления с гражданами; регулирование общественных отношений, организация производства; решение задач распределения и перераспределения результатов общественного и индивидуального труда; проблемы деловой подготовки и квалификации.

Поэтому менеджеру необходимы профессиональные знания о:

  • власти, политике и обществе;
  • нормах права и системе правозащиты;
  • процессах организации производств, технологиях, инновациях;
  • системах контроля и учета ресурсов производства;
  • финансах;
  • психологии людей и формах организационного поведения;
  • бюрократии, делопроизводстве и технике работы с информацией.

Большое значение имеют убеждения и этические ценности менеджера как личности. К ним относятся:

  • способность к достижению поставленных целей;
  • готовность принимать на себя ответственность;
  • способность выступать в роли мудрого советчика, эксперта и/или консультанта;
  • вера в свое дело;
  • вера в лучшие качества человека;
  • способность чувствовать себя уверенно в любых взаимоотношениях и ситуациях;
  • хорошая выдержка;
  • крепкие нервы и целенаправленность;
  • дружеское, приветливое, но решительное обращение с людьми.

В теории менеджмента описано множество качеств, которыми должен обладать менеджер, чтобы его деятельность была эффективной. Решения менеджера, как правило, способствуют созданию условий и путей развития, влияют на судьбы, формируют отношения. Поэтому его деятельность важна как для общества, так и для него самого как носителя идей.

Важным для менеджера, как уже отмечалось, является его отношение к другим людям, так как его работа не имеет смысла без окружающих. Менеджер как носитель идей развития и управления в обществе должен осознать, что отношение к людям – основной фактор в его работе. Одним из важнейших качеств менеджера является умение систематически и терпеливо выполнять разнообразную аналитическую работу в течение длительного времени.

«Человек по природе – животное, но наделенное разумом, способное интерпретировать и импровизировать. При этом 99% людей лучше работают, когда их хвалят, и только 1% – когда их ругают».

Австрийский психолог Зигмунд Фрейд

Работа менеджера имеет следующие основные особенности:

  • восприятие больших объемов разнородной информации, в том числе ретроспективной, аналитической и прогнозной;
  • высокая напряженность труда в условиях дефицита времени для принятия решений и анализа;
  • непрерывность переключений и колебания ритма в рассмотрении вопросов и проблем;
  • частая смена видов деятельности и функциональных ролей;
  • необходимость общения с разными людьми и в разных формах;
  • постоянная нехватка информации и финансовых ресурсов, специалистов, знаний;
  • повышенная ответственность и риск.

Ф.У. Тейлор назвал 9 качеств, которыми должен обладать хороший управляющий. Это ум, образование, опыт, такт, энергия, сообразительность, честность, здравый смысл, здоровье. Таким образом, обобщая приведенные выше перечни, можем на первом месте поставить профессионализм.

Современные тенденции развития управления обусловливают новые требования к менеджерам. Если в прошлом для них было характерно четкое исполнение и его в принципе было достаточно, так как хорошим считался руководитель, который умел выполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативные документы, обладал необходимыми поведенческими навыками и навыками делового общения. Позже стала цениться самостоятельность, которая может проявляться по-разному: в исполнении, в целенаправленном развитии, инициативная, ограниченная определенной концепцией делового поведения, самостоятельность опыта и поиска.

Но сегодня социально-экономические явления и практика управления обусловливают еще более высокие требования. В современной России, как и в большинстве экономически развитых государств, рождается понятие «менеджер исследовательского типа», или «креативный менеджер». Выделим следующие черты менеджера исследовательского типа:

  • проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все понятно;
  • умение превентивно, т. е. заблаговременно, ставить проблемы, когда они только зарождаются;
  • системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта;
  • антиномичность – умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных, или даже противоположные им;
  • экспрезентность – способность делать верные и удачные заключения в условиях дефицита информации;
  • развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке;
  • способность к имитации функций различных членов коллектива;
  • психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют или демонстрируют. Альтернативный вариант – психодиагностика;
  • инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного;
  • аттрактивность – способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения;
  • способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач;
  • умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера;
  • способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на основе подчинения, а путем «ухода в тень», умение обратиться за советом и помощью.

Чем отличается деятельность менеджера в сфере государственного и муниципального управления от менеджера-предпринимателя?

1. В сфере бизнеса гораздо легче найти способы мотивации: рост зарплаты, премия и т.д., что упрощает и подбор персонала, и управление им. На государственной службе набор материальных стимулов более ограничен. Но и на госслужбе нужно находить механизмы стимулирования людей к труду, может быть, не связанные непосредственно с материальным поощрением (косвенного и/или нематериального характера). Известно, что в нашей стране долгое время необходимость в нормальном функционировании госаппарата компенсировалась жесткими управленческими или даже репрессивными мерами, и прибегать к этой системе страха мы сейчас принципиально отказываемся. Значит, следует находить альтернативные стимулы, чтобы заинтересовать людей.

2. Менеджер в сфере государственного и муниципального управления и менеджер-предприниматель различаются уровнем ответственности. В бизнесе человек зачастую действует на свой страх и риск, но отвечает в случае неудачи лишь собственным капиталом, своей репутацией. Госслужащий же представляет государство в целом: от его действий в конечном итоге зависят престиж и репутация всей страны. Ответственность в бизнесе – более конкретная, управленческая ошибка персонифицирована. В госуправлении ответственность, как правило, размыта, что затрудняет оценку результатов и эффективности деятельности в этой сфере.

3. Решения в области госуправления привлекают активное внимание СМИ и всего общества: государственные управленцы находятся как бы под их постоянным прицелом.

4. Различаются эти сферы своими целями. В бизнесе целью и основным критерием эффективности является получение прибыли. А как оценить количественно эффективность решения таких многообразных государственных задач, как обеспечение стабильности, гармонизация социальных отношений, улучшение репутации страны, ее привлекательности на фоне других стран?

5. Управленческий инструментарий в каждой из сфер – также свой. В бизнесе, как правило, он чисто рыночный, экономический. Госуправление включает в себя инструменты принуждения, различных видов насилия.

6. Различаются механизмы привлечения необходимых ресурсов. В бизнесе – чисто рыночные механизмы их получения. Ресурсы государства формируются и за счет принудительного (в рамках закона и системы налогообложения) перераспределения средств для решения социальных и других значимых задач государства.

7. Еще одно отличие менеджера государственного и муниципального управления от менеджера-предпринимателя – в процедуре занятия управленческих должностей. В бизнесе это дело руководства конкретной компании. В государственном управлении занятие должности зависит от «правил игры», которые задают высшее политическое руководство страны и характер государственно-общественных отношений, от востребованности определенных типов личности для реализации политических и государственных решений. Также пока имеет место назначение на государственные посты на основе личных связей с лицами, которые занимают руководящие посты в государственном аппарате (коррупция). В последнем случае оценка того или иного претендента на государственный пост происходит по формуле «свой-чужой».

Есть такое понятие в профессии менеджера/бакалавра государственного и муниципального управления, как профессиональная пригодность (профпригодность).

Прежде всего, профпригодность менеджера определяется по его морально-психологическим качествам. Госуправление – не просто работа, а служба. Служение государству, народу всегда понималось как особая миссия. Еще Плутарх писал: «Не должно приступать к общественным делам в надежде на обогащение и наживу», люди, которые преследуют такие цели, по его словам, вынуждены «ходить в рабах у тех, над кем они думали властвовать». Великий философ утверждал, что «преобразования государственному мужу следует начинать с самого себя».

Российский писатель Николай Васильевич Гоголь, который какое-то время работал чиновником, писал о госслужащих: «Служить земле своей, а не себе, помня ежеминутно, что взял он свое место для счастья других, а не своего». Гоголь считал, что все должности равны, и большие и маленькие – в том смысле, что «на всяком месте можно сделать много добра». И это несмотря на то, что именно Н.В. Гоголь в своих произведениях высмеивал коррупцию.

«Всякий администратор добивается, чтобы к нему питали доверие, а какой наилучший способ выразить это доверие, как не беспрекословное исполнение того, чего не понимаешь?»

Салтыков-Щедрин, «История одного города»

В психологии профпригодность характеризуется как совокупность психических качеств человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности труда. Профпригодность определяется не только профессиональными способностями, она зависит от склонностей и мотивации, знаний и умений, черт характера (например, трудолюбия, самостоятельности), психических состояний, удовлетворенности процессом и результатом труда. Она требуется в сложных условиях деятельности современного российского государственного и муниципального служащего (быстрая смена задач, высокий темп работы, возможность неожиданного возникновения непредсказуемых ситуаций).

Профпригодность – не врожденное качество, оно формируется в самой трудовой деятельности и зависит от психологических качеств человека и от характера профессиональной подготовки к государственному и муниципальному менеджменту. Большое влияние на определение профпригодности оказывает способность человека усваивать ценности и правила корпоративной культуры государственного и муниципального управления, умение самостоятельно развивать и формировать деловые и личностные коммуникации, эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсы – материально-финансовые, людские, информационные и т.д.

Кто из исторических личностей, внесших вклад в управление государством, может стать ориентиром для молодежи?

По мнению многих российских ученых и политиков, это Сергей Юльевич Витте (18491915 гг.) – государственный деятель: министр путей сообщения (1892 г.), министр финансов (18921903 гг.), председатель Комитета министров (19031906 гг.),председатель Совета министров (19051906 гг.). Член Государственного совета1903 г.). Как известно, С.Ю. Витте очень много полезного сделал для России. Ввел, например, политику протекционизма, суть которой – в защите российских товаропроизводителей. Для этого С.Ю. Витте установил высокие таможенные пошлины на ввозимые иностранные товары: тем самым поддержали, как сейчас говорят, отечественного производителя, расширили возможности для иностранных инвестиций – то есть товары ввозить было невыгодно, а вот вкладывать средства в развитие российской промышленности, строить фабрики и здесь, в России, производить товары – оказывалось выгодно. Экономика страны после реализации этого решения стала успешно развиваться.

Заслуга С.Ю. Витте состоит также в том, что он осуществил финансовую реформу и ввел так называемый золотой стандарт – золотое содержание денег. Это был еще один мощный стимулирующий фактор для развития отечественной экономики. Кроме того, была введена «винная монополия», активно строилась Транссибирская магистраль и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). Перейдя в 1889 г. по просьбе царя Александра III на государственную службу (до этого С.Ю. Витте возглавлял частное акционерное общество), он значительно потерял в годовом жаловании – с 40 тысяч рублей оплата упала до 8 тысяч. Поэтому по решению Александра III он получал из личных средств императора морально компенсирующую доплату – ещё 8 тысяч рублей.

Работая в правительстве, С.Ю. Витте добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. В своё подчинение он набирал людей из частных компаний – и, несмотря на это, его департамент считался образцовым. По свидетельствам очевидцев, он был демократичен в отношениях с подчинёнными, ценил в них самостоятельность. Вот яркий пример грамотной экономической государственной политики и роли личности государственного управленца в развитии своей страны.

Есть ли отрицательные примеры итогов государственной деятельности? К сожалению, отрицательных отечественных примеров тоже хватает. В частности, отметим методы принятия управленческих решений руководителем Советского государства Н.С. Хрущевым. Его ошибка, на наш взгляд, заключалась в том, что он полагался лишь на одно экспертное (или собственное) мнение, не анализируя проблему всесторонне. «Появились ракеты, зачем теперь нам нужны бомбардировщики?» – так иногда рассуждал Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. Такие ошибочные решения очень дорого обошлись государству, сказались на государственной карьере самого Н.С. Хрущева, закрепив за ним звание «волюнтариста».

Есть ли среди современных российских чиновников те, кто достоин служить образцом для молодежи?

Образцом для молодежи может стать Валентина Ивановна Матвиенко. Получив опыт партийно-политической работы на руководящих постах в территориальных органах ВЛКСМ и КПСС, она прошла в системе государственного и муниципального управления путь от заместителя председателя исполкома Ленинградского Совета народных депутатов до руководителя Совета Федерации Федерального Собрания – третьего по значимости государственного поста в современной России. На протяжении своей государственной деятельности В.И. Матвиенко занимала разные государственные посты, выполняла различные задачи государственного и муниципального управления: посол в Республике Мальта и в Греческой Республике, сотрудник руководящих органов МИД России, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе, Губернатор Санкт-Петербурга.

В.И. Матвиенко имеет государственные награды, среди которых ордена: «Знак Почета», Трудового Красного знамени, Почета, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, Почетного легиона высшей степени, «За заслуги перед Отечеством» II степени», Дружбы народов и другие государственные и общественные награды, в том числе – зарубежных государств.

Чем современный чиновник отличается от советского?

Во-первых, в СССР стать государственным служащим было практически невозможно без членства в КПСС или, хотя бы, в ВЛКСМ и опыта комсомольской и партийно-политической работы. В Российской Федерации не существует строгого требования к кандидату на государственный пост быть членом правящей или иной политической партии. Но в тоже время, как показывает современная практика, как правило, большинство беспартийных граждан, заняв посты в системе государственного и муниципального управления, предпочитают стать членами партии «Единая Россия».

Во-вторых, на деятельность советских государственных служащих первостепенное влияние оказывали решения партийных органов. Именно на решения Политбюро ЦК КПСС, обкомов партии ориентировались чиновники в СССР. В современной же России деятельность государственных и муниципальных служащих строится, в первую очередь, на правовой основе, то есть российский чиновник вынужден действовать не в угоду тем или иным политическим силам, а в рамках действующего законодательства.

В-третьих, в СССР карьерный рост чиновника был связан с включением его в номенклатурный список и мнением вышестоящих коллег по номенклатурной лестнице. В Российской Федерации на карьеру государственного и муниципального служащего влияют включение его в кадровый резерв, а также общественное мнение об эффективности деятельности того или иного чиновника.

В-четвертых, современный российский государственный служащий, в отличие от советского, должен уметь пользоваться всеми компьютерными программами, включая и интернет-технологии.

В-пятых, советский чиновник был частью всей партийно-государственной системы и взаимодействовал только с такими же чиновниками, которые также были частью этой системы. В СССР система средств массовой информации была малоразвита, а деятельность журналистов находилась под контролем со стороны партии, государства и спецслужб. Таким образом, СМИ не оказывали никакого влияния на деятельность советского государственного аппарата. Современный же российский служащий вынужден взаимодействовать с различными институтами гражданского общества, зачастую независимыми от государственного влияния. Многократно возросло влияние СМИ на различные виды социальной деятельности, в том числе и на работу менеджеров в сфере государственного и муниципального управления.

Что требуется изучить/освоить студенту Академии гражданской защиты МЧС России, который хочет стать современным специалистом государственного и муниципального управления?

1. Навыки управления общественными отношениями и выстраивания коммуникаций, искусство публичного выступления, знание информационных технологий; умение убеждать и слушать. На эту тему в библиотеке Академии сосредоточено много специальных учебных информационных ресурсов. В курсе «Управление общественными отношениями» студенты не только осваивают теоретический материал, но и выполняют ряд заданий: создают свою страничку в Интернете, учатся работать в программах Word, Excel и Photoshop, сами разрабатывают рекламную продукцию. Студенты также участвуют в работе студенческой газеты «Апельсин». При участии студентов в 2011-2012 г.г. был создан Музей Академии. Студенты готовят презентацию музея, составляют отчеты о выпускниках Академии.

2. Представление о практической деятельности государственных и муниципальных служащих, которое дает студентам Академии гражданской защиты МЧС России прохождение практики в органах государственной власти и местного самоуправления (в т.ч. в федеральных и региональных органах МЧС России). Как правило, будущие менеджеры в сфере ГМУ стажируются в роли госуправленцев в администрации города Химки, Управе «Куркино» и других органах местного самоуправления города Москвы. Поэтому к практике необходимо серьезно готовиться. Подготовка дипломного проекта, применительно к конкретному органу управления и бизнес-структуре, также формирует у студентов четкое представление о деятельности государственных и муниципальных служащих.

3. Психологические навыки, которые можно получить на тренингах, деловых и функциональных играх, семинарах, выступлениях с политическим и экономическим информированием. Тем самым студенты формируют у себя как аналитические навыки, так и собственное мастерство публичного выступления.

4. Постоянное участие в профессиональной ориентации, начиная с 1-го курса учебы. Кроме нескольких практик, студенты и подготовки дипломного проекта нашей Академии, студентам рекомендуется организовывать и посещать ярмарки вакансий и научные кружки. Одним из таких кружков является кружок «Карьера». Наиболее активные студенты пишут статьи для научных журналов Академии.

5. В настоящее время в нашей стране постоянно происходят изменения в системе государственного и муниципального управления. Президент России и Председатель Правительства неоднократно инициировали реформы государственной и муниципальной службы, деятельности государственного аппарата (в т.ч. административную реформу), характера отношений между властными органами и населением страны. Поэтому каждый студент должен приучить себя к постоянному ведению мониторинга всей информации по проблематике государственного строительства, формирования и развития системы государственного и муниципального управления, функционирования органов власти и управления, изменения правовых норм в сфере деятельности госслужащих и экономических субъектов.

Вопрос 3. Цели и задачи подготовки менеджеров в сфере государственного и муниципального управления

Область профессиональной деятельности студентов Академии гражданской защиты МЧС России, обучающихся по специальности и направлению «Государственное и муниципальное управление» включает в себя их будущую профессиональную деятельность

1) на должностях:

– государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации,

– лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях.

2) на административных должностях:

– в государственных и муниципальных предприятиях,

– в научно-исследовательских и образовательных учреждениях в сфере государственного и муниципального управления,

– в политических партиях,

– общественно-политических и некоммерческих организациях.

Студенту, обучающемуся по специальности/направлению «Государственное и муниципальное управление» необходимо готовиться к следующим видам профессиональной деятельности:

1. организационно-управленческая;

2. информационно-методическая;

3. коммуникативная;

4. проектная;

5. вспомогательно-технологическая (исполнительская).

1. Организационно-управленческая деятельность включает в себя:

– организацию исполнения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

– участие в разработке и реализации управленческих решений, в том числе правовых актов, направленных на исполнение полномочий;

– участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития;

– участие в процессах бюджетного планирования и оценки эффективности бюджетных расходов;

– участие в обеспечении рационального использования ресурсов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций;

– участие в развитии системы планирования профессиональной деятельности;

– участие в организации управления персоналом в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации; органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях;

– организационное обеспечение деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, организационно-административное обеспечение деятельности государственных и муниципальных предприятий, научно-исследовательских и образовательных организаций в сфере государственного и муниципального управления, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций;

– участие в контроле качества управленческих решений и осуществления административных процессов;

– организацию взаимодействия с внешними организациями и учреждениями, гражданами.

2. В информационно-методическую деятельность входят:

– документационное обеспечение деятельности лиц, замещающих

– участие в создании и актуализации информационных баз данных для принятия управленческих решений;

– информационно-методическая поддержка и сопровождение управленческих решений;

– сбор и классификационно-методическая обработка информации об имеющихся политических, социально-экономических, организационно-управленческих процессах и тенденциях;

– подготовка информационно-методических материалов в связи с отдельными вопросами деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, организационно-административное обеспечение деятельности государственных и муниципальных предприятий, научно-исследовательских и образовательных организаций в сфере государственного и муниципального управления, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций;

– участие в информатизации деятельности соответствующих органов и организаций;

– защита служебной и конфиденциальной информации, обеспечение открытого доступа граждан к информации в соответствии с положениями законодательства.

3. Коммуникативная деятельность состоит из:

– участия в организации взаимодействия между соответствующими органами и организациями с институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами;

– участия в разрешении конфликтов в соответствующих органах и организациях;

– участия в организации внутренних коммуникаций;

– участия в обеспечении связей с общественностью соответствующих органов и организаций;

– содействия развитию механизмов общественного участия в принятии и реализации управленческих решений;

– поддержки формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, страны и территории на основе современных коммуникативных технологий;

– участия в подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами государственного и муниципального управления.

4. В проектную деятельность входит:

– участие в разработке и реализация проектов в области государственного и муниципального управления;

– участие в проектировании организационных систем;

– проведение расчетов с целью выявления оптимальных при подготовке и реализации проектов;

– оценка результатов проектной деятельности.

5. вспомогательно-технологическая (исполнительская) деятельность включает в себя:

– ведение делопроизводства и документооборота в органах и организациях;

– осуществление действий, приемов и операций, обеспечивающих оказание услуг физическим и юридическим лицам;

– технологические обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской и государственной гражданской и муниципальной службы);

– вспомогательное обеспечение исполнения основных функций органов и организаций, их административных регламентов.

Какими компетенциями должен обладать выпускник Академии гражданской защиты МЧС России по специальности «Государственное и муниципальное управление»?

Таблица № 1

Требования к выпускникам Академии в соответствии с видами компетенций

№ п/п

Виды компетенций

Знания, навыки и умения

1.

общекультурные

стремление работать на благо общества

знание требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения

знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии

знание законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности

умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы

владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности

способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества

способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения

владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями

способность к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

способность к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям

способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии

способность к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива

владение одним из иностранных языков как средством коммуникации в рамках сложившейся специализированной терминологии профессионального международного общения

владение основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

способность и готовностью к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к

 расширению границ своих профессионально-практических познаний

умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня

умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей

способность принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений

владение навыками самостоятельной творческой работы

умение организовать свой труд

способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации

способность к формированию, поддержанию и использованию конструктивных, общефизических и социально-психологических ресурсов, необходимых для здорового образа жизни.

2.

профессиональные

а) Организационно-управленческая деятельность:

знание основных этапов эволюции управленческой мысли;

умение определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения;

умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения;

способность принимать решения в условиях неопределенности и рисков;

способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения;

способность принимать участие в проектировании организационных действий;

умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов;

способность применять имеющиеся технологии и методы кадровой работы;

способность свободно ориентироваться в правовой системе России;

умение правильно применять нормы права;

способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

умение определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры;

способность использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач

б) Информационно-методическая деятельность:

наличие навыков составления, учета, хранения, защиты, передачи служебной документации в соответствии с требованиями документооборота;

умение разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативно-правовые акты в соответствии с правилами юридической техники;

умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции;

умение обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владеет средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления;

умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти;

умение разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, в научно-исследовательских и образовательных организациях в сфере государственного и муниципального управления, в политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях;

способность анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой;

знание и умение адаптировать лучшие практики государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности;

оперирование информацией о ключевых вопросах и технологиях государственного регулирования для четкого и убедительного публичного изложения;

способность адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления;

умение применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций;

умение моделировать административные процессы и процедуры в органах власти;

способность применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования;

владение технологиями защиты информации

в) Коммуникативная деятельность:

умение устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов власти;

способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации;

умение общаться четко, сжато, убедительно, выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание;

умение находить основы для сотрудничества с другими органами власти, институтами гражданского общества, способность определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию;

способность представлять интересы и официальную информацию органа власти, государственной или муниципальной организации, учреждения при взаимодействии с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами;

умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов власти, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации;

способность выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении «обратной связи» в профессиональной деятельности;

способность к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению;

понимание основных закономерностей и владением базовыми технологиями формирования общественного мнения;

владение медиативными технологиями, умение организовывать, проводить и оценивать эффективность переговоров и примирительных процедур;

владение основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы.

г) Проектная деятельность:

умение выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели;

способность использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом;

готовность участвовать в реализации программ организационных изменений;

способность разрабатывать проекты социальных изменений;

наличие навыков разработки проектной документации;

способность оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ.

д) Вспомогательно-технологическая (исполнительская) деятельность:

умение вести делопроизводство и участвовать в ведении документооборота в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях;

способность осуществлять технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей государственной гражданской и муниципальной службы);

умение осуществлять вспомогательное обеспечение исполнения основных функций в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, их административных регламентов;

способность к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности;

владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов;

способность оценивать свое место в технологии выполнения коллективных задач;

умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями.

Выводы по теме № 1:

1. Профессия менеджера – государственного управленца является одной из самых престижных и востребованных в современном российском обществе. Однако принципиально изменившиеся экономические условия повысили требования к профессионализму и качеству работы менеджеров, их умению быстро и умело реагировать на современные вызовы, находить эффективные решения различных государственных и общественных проблем.

2. Качественные изменения отношений между обществом и властью настоятельно требуют наличия в государственном аппарате не только чиновников – исполнителей, а менеджеров в сфере государственного и муниципального управления. Именно менеджеры сегодня способны самостоятельно осуществлять различные виды руководящей деятельности: управление, регулирование, менеджмент, информационно-психологическое воздействие, координация действий и партнерское взаимодействие.

3. Выучиться профессии менеджера в сфере государственного и муниципального управления можно. Но для этого студентам необходимы: желание научиться, инициатива в овладении знаниями, навыками и умениями, постоянная самостоятельная работа в стенах Академии и вне ее. Нужно четко понимать, что итогом учебы обязательно станет самостоятельно выполненный студентом дипломный проект.

Вопросы для самоконтроля по теме № 1:

1. Требования федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление».

2. Область профессиональной деятельности бакалавров, ее объекты и виды.

3. Перечень профессиональных задач, которые должен решать выпускник в соответствии с видами будущей профессиональной деятельности. Приведите примеры из своего опыта и/или опыта своих родственников, друзей, знакомых.

4. Особенности организационно-управленческой деятельности менеджера в сфере государственного и муниципального управления. Приведите примеры из своего опыта и/или опыта своих родственников, друзей, знакомых.

5. Специфика информационно-методической деятельности менеджера в сфере государственного и муниципального управления. Приведите примеры из своего опыта и/или опыта своих родственников, друзей, знакомых.

6. Виды коммуникативной деятельности менеджера в сфере государственного и муниципального управления. Приведите примеры из своего опыта и/или опыта своих родственников, друзей, знакомых.

7. Что включает в себя проектная деятельность менеджера в сфере государственного и муниципального управления? Приведите примеры из своего опыта и/или опыта своих родственников, друзей, знакомых.

8. Из чего состоит вспомогательно-технологическая (исполнительская) деятельность менеджера в сфере государственного и муниципального управления? Приведите примеры из своего опыта и/или опыта своих родственников, друзей, знакомых.

9. Общекультурные компетенции выпускника по специальности «Государственное и муниципальное управление». На примерах из своего опыта и/или опыта своих родственников, друзей, знакомых объясните, как эти компетенции помогут Вам в будущей работе.

10. Профессиональные компетенции выпускника по специальности «Государственное и муниципальное управление». На примерах из своего опыта и/или опыта своих родственников, друзей, знакомых объясните, как эти компетенции помогут Вам в будущей работе.

Тематика курсовых работ по теме № 1:

1. Дайте определение и объясните понятие «профессионал».

2. Объясните на личных примерах, как Вы поняли суть своей будущей профессии (бакалавр/менеджер государственного и муниципального управления).

3. Объясните на личных примерах (на примерах своих родственников, друзей, знакомых) в чем состоит эффективность деятельности менеджера в сфере государственного и муниципального управления.

4. Объясните на личных примерах (на примерах своих родственников, друзей, знакомых), как Вы поняли сущность менеджмента.

5. Сформулируйте 10 преимуществ, которые имеют менеджеры на государственной гражданской службе. Покажите эти преимущества на конкретных примерах.

6. Сформулируйте 8 недостатков, которые имеют менеджеры на государственной гражданской службе. Покажите эти недостатки на конкретных примерах.

Доплитература для самостоятельного изучения темы № 1:

1. Анненков В.И., Барчан Н.Н., Моисеев А.В., Киселев Б.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2011 (инв. № 2213у). С. 7-28.

2. Анненков В.И., Барчан Н.Н., Моисеев А.В., Киселев Б.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010 (инв. № 1934у). С. 7-28.

3. Гранина Н. Что то не хочется … // Профиль. 2012. № 24. С. 8-10.

4. Журавлев В.Г., Журавлев Г.В., Гурнина Д.А., Яшин А.А. Государственное управление в условиях рынка. Менеджерские проблемы: Учебно-методическое пособие. М.: ИПКгосслужбы, 2011. С. 7-24.

5. Золотухина Д., Скарлош С., Тарасевич Г. Выбрать себе жизнь // Русский репортер. 2012. № 21. С. 50-57.

6. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. М.: БЕК, 1997. С. 6-28.

7. Суркина Ф.Ж. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление»: Учебное пособие. СПб: Питер, 2008. С. 7-94.

8. Яновский В.А., Кирсанов С.А. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление»: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. С. 5-16.

Сергей Мельков, Александр Перенджиев

Комментарии 64

Еще комментарии
<p>
Екатерина, добрый вечер! На "отлично" оценивается более развернутый и аргументированный ответ.
</p>
<p>
Анастасия, добрый вечер! Ставлю оценку "отлично", молодец! Отличия менеджера-экономиста от менеджера-политика Вы скоро сами будете формулировать на семинарских занятиях. Причем, уверен, сделаете это успешно.
</p>
<p>
У меня вот такой вот вопрос: Был ли поднят вопрос на счет предмета типа "мир профессий" в школах' потому что многие идут в ВУЗы за компанию (как вы и сказали),не могут выбрать Себе профессию.?
</p>
<p>
Соглашаясь с точкой зрения Сарафановой Марины (421 гр.), попытаюсь высказать свои предпочтения в современный управленцах. По моему мнению среди наиболее обсуждаемых и значимых фигур современной политической жизни могу выделить Уполномоченного при Президенте РФ по правам Ребёнка Павла Астахова. При всей медийности его фигуры, за 3 года нахождения в должности, он смог донести проблему детей в России как до высшего руководства, так и до простого человека. Простым примером его деятельности служит, из последнего, активное продвижение его отношения к распространению на Урале Энциклопедии сексуальной жизни для детей. Уже пол года я подписана на его твиттер. За это время он поднимал и более важные проблемы, которые он активно пытается решить. P.S.1: В интернете я нашла, что на этой должности до Павла Астахова был Алексей Головань. И это единственное что я смогла найти о нём. P.S.2: В своей статье Вы, по моему мнению, большое внимание уделяете материальным благам профессии "Менеджер". К примеру: - при определении правильного выбора профессии своей жизни,материальное удовлетворение Вы ставите на первый план -первым способом мотивации в сфере бизнеса , Вы обозначаете рост зарплаты и т.д. В своей жизни я встречала достаточно "фанатиков" своей работы, которые работали, потому что любят свою профессию, а не ради денег. К примеру, моя мама - врач с многолетним опытом работы, которую в период "не модности" она не оставила.
</p>
<p>
Спасибо, мне Ваша позиция понравилась. Верно подмечено, что я материалист и лекция предназначена, в первую очередь, для рационально мыслящих людей. Я по жизни противник работы за идею, работы только потому, что кому то другому захотелось. Молодец! Оценка "отлично".
</p>
<p>
Дарья, добрый вечер! Выше "удовлетворительно" поставить не могу, поскольку Вы не сформулировали собственных предложений по улучшению/усилению текста лекции. Что же касается Ваших вопросов, то я рад, что Вы их сформулировали. Уверен, что на занятиях по нашей дисциплине Вы самостоятельно вместе со своими однокашниками в них обязательно разберетесь.
</p>
<p>
Здравствуйте, хочу отметить, что меня тоже интересует вопрос: чем отличается деятельность политического менеджера от деятельности менеджера экономиста. Также хотелось бы узнать больше примеров чиновников, которые служат достойным примером молодежи и больше исторических деятелей, которые могут стать для нас ориентиром. Объясните, пожалуйста, почему так мало внимания уделяется вопросу про отрицательные примеры итогов государственной деятельности, ведь плохой пример – тоже пример. Мне очень интересно узнать об ошибках людей этой профессии, так как это может помочь мне в будущем!
</p>
<p>
Здравствуйте. На мой взгляд, в лекции можно уделить больше внимание мысли о том, что новые технологии государственного и муниципального управления и новые условия прохождения государственной гражданской службы требуют специалистов новой формации. Так же можно уточнить и то, что сегодня профессия в области государственного и муниципального управления является одной из самых востребованных и перспективных с точки зрения развития карьеры. А дополнительно хотелось бы узнать какие учреждения приглашают на стажировку и практику бакалавров нашего вуза.
</p>
<p>
Добрый вечер!!! Ф.Т. Тейлор назвал девять качеств,который должен обладать хороший управляющий.Хотелось бы добавить,что можно проводить с руководителями всевозможные тренинги,например,как вести себя если у подчиненного плохое настроение,если человек тебе не симпатичен,как максимально не показывать свои отношения к нему. В вашей лекции написано,что многие после окончания института не работают по своей специальности.На опыте моих друзей закончивших высшее учреждение,не могут устроиться на работу, т.к. требуются стаж ,поэтому приходиться идти на любую другую работу отлично от полученной по специальности.Этот вопрос ведь должен как то решаться?
</p>
<p>Добрый вечер !
В прочитанной мною лекции были непонятны следущие моменты:
1) отличительные признаки политической власти,в частности публичность,но в то же время всеобщность и безличностный характер. На мой взгляд публичные люди и становятся публичными благодаря своему характеру;
2)в факторах определяющих ведущее место гусударственной власти в обществе мне непонятно понятие суверенное право издания законов и правил,обязательных для всех граждан;
3)системность государственного управления,принципы единства,нематериальные элементы управления. А какие например принципы ?
4)В вашей лекции встретилось слово "детерминрует" - что это означает7
В лекцию хотелось бы добавить больше материала про информационные технологии методов управления,и пременение их на практике в работе менеджеров ГМУ МЧС.
Калинина Злата (422 группа).</p>
<p>
Елена, добрый вечер! Чувствую, что Вы хорошо проработали текст лекции и это меня радует. Что касается новых технологий госуправления, то Вам будет прочитана лекция "Электронное государство" с изложением как раз этих вопросов. А вот насчет практики я пока ничего конкретного Вам написать не могу.
</p>
<p>
Майя, добрый вечер! Спасибо за проделанную работу. Вы правы, что вопросы профессиональной ориентации являются важными. Кстати, может быть, Вы и далее будете ими интересоваться и тогда сможете по данной теме написать свой дипломный проект (через 4 года). Оценка "отлично".
</p>
<p>
Напоминаю всем студентам, что выполнение задания по данной лекции завершено.
</p>
<p>
Злата, добрый день!.
</p>
<p>
1. Я не совсем понял Ваш вопрос-замечание насчет публичности. Наверно, Вы в будущем сможете его сформулировать четче.
</p>
<p>
2. Для понимания сути суверенности, полагаю, следует открыть словарь и разобраться: что такое суверенность и кто является сувереном.
</p>
<p>
3. Принципы госуправления и его системность будут рассматриваться в рамках специальной дисциплины "Система государственного и муниципального управления", которую Вы будете изучать на 2-м курсе.
</p>
<p>
4. По последнему пункту согласен. Вам будет специально прочитана лекция "Электронное государство", в которой будут достаточно подробно рассматриваться новые технологии госуправления.
</p>
<p>
Оценка "отлично".
</p>
<p> Здравствуйте! Я прочитал Вашу статью и считаю её одной из наиболее полных статей, написанных Вами. И всё же я нашел информацию, которая может служить некоторым дополнением. Во-первых, я бы хотел дать конкретное определение понятию «менеджер».
Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи, от которого во многом зависит эффективность управления предприятием, и продуктивность деятельности которого измеряется показателями экономических успехов и экономических результатов.
В условиях рынка хорошим считается тот менеджер, который быстро реагирует на изменение ситуации на рынке.
Кроме того, я бы хотел дополнить статью общими функциями менеджера.
Менеджер:
1. Определяет цели предприятия, решать, что необходимо сделать для их достижения. Менеджер обеспечивает реализацию этих целей путем постановки конкретных задач перед людьми.
2. Организует трудовой процесс. Он классифицирует работу, распределяет ее по исполнителям, создает организационную структуру предприятия и комплектует трудовой коллектив.
3. Менеджер мотивирует своих подчиненных и обеспечивает между ними связи. Через менеджера достигается согласованность в работе всего коллектива.
4. Обеспечивает профессиональный и деловой рост людей.
5. Анализирует результаты работы предприятия и прогнозирует его развитие.
6. Выполняет функции инноватора- он занимается разработкой новых товаров и услуг.
Кроме перечисленных функций менеджеры: планируют, организуют, управляют и контролируют, выявляют проблемы и решают их.
</p>
<p>
Цены бы не было Вашему тексту, если бы были конкретные примеры. Оценка "отлично".
</p>
<p>Да, теорию наши чинуши знают на отлично, это точно) Но когда дело доходит до решения проблем в реальности...тут то и оказыывается, что знания теории на практике применять вообще не понятно как. Сергей Александрович, давайте студентам больше практических задач, обсуждайте с ними конкретные примеры, взятые из деятельности органов МСУ, например, улаживание руководителем конфликта между подчиненными, общение с посетителями/гражданами, оформление заявок и тп. Когда учились мы, нас просто завалилвали этой теорией по психологии, педагогике, психологии управления, менеджменту, давали разные эссе-задания типа "Роль управленца в современной России" и тп. А когда приходишь работать на "места", начинаешь делать банальные ошибки в общении с коллегами, руководителем и тому подобные. Проработав некоторое время в ОМСУ, могу сказать, что выпускнику много вещей знать и не надо, чтобы хорошо начать работать с нуля в организации. Надо уметь общаться, лавировать, уметь найти что-то в законодательстве. Да и руководителю по большому счету, не нужны эти определения и различия между менеджером-экономистом и менеджером-управленцем. Ему деньги надо найти, коллективу задачу сформулировать грамотно. А это приходит только при практике, коей в АГЗ пока ничтожно мало.</p>

<p>Спасибо за блог.</p>
<p>
Спасибо за поддержку НАШИХ (имею в виду кафедру) планов. Согласен с Вами полностью. И учиться в этом случае будет интереснее, и практические навыки реально будут нарабатываться.
</p>
<p>
Извините, Сергей Анатольевич, задумался о начальньстве, когда писал)) Для исправления ситуации я бы предложил: 1) В дисциплинах типа "Психология и педагогика", "Психология управления", "Разработка управленческого решения", "Конфликтология" и им подобных на Гуманитарном факультете увеличить число практических занятий. Больше уделять практике на семинарах, отказаться от системы "прочитал реферат - получил оценку".Создать для ребят деловую игру, где выбирается, например, глава ОМСУ, его замы и тд - и решается определенный вопрос, не мне вам рассказывать. 2) Решить вопросы с прохождением практики. Когда наш студент приходит на практику, он в лучшем случае будет брошен на подготовку документов, в худшем - "подай - принеси", что значительно чаще. За редким исключением к нему относятся как к действующему в рамках данной организации специалисту, доверяют участие в совещаниях, планерках, дают выполнять реальные задачи (конечно, под патронажем). Это сложнее сделать, тут многое зависит уже от специалистов, к которым попадают ребята. Я знаю, что у вас на кафедре есть связь с муниципалитетами Москвы, люди оттуда преподают на кафедре. Ну, если удастся сдинуть дела с точки хотя бы в этих двух направлениях - я думаю, и учиться будет интересней, и навыки можно отточить.
</p>
<p>
А с чего Вы взяли, что меня зовут Сергей Александрович?
</p>
<p>
А вот насчет минимума практики в АГЗ я с Вами полностью согласен. Что предлагаете для исправления ситуации?
</p>