Крым – неотъемлемая часть России: государственно-правовая история и реформы. Часть II. Референдумы в Крыму – трудный и долгий путь к воссоединению с Родиной – Россией (окончание)

Антиконституционный переворот и вооружённый захват государственной власти в Киеве в феврале 2014 года, попрание действующей Конституции Украины, угроза фашизации страны, запрет русского языка подвигли депутатов Верховного Совета Республики Крым и Севастопольского городского Совета к принятию решения о проведении референдума по воссоединению с Россией.

11марта 2014 г. депутаты приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. При этом законодатели исходили из положений Устава ООН и других международных документов, закрепляющих право народа на самоопределение. Кроме того, они учитывали подтверждение Международным Судом ООН 22 июля 2010 г. в отношении Косово того факта, что одностороннее провозглашение независимости частью государства не нарушает какие-либо нормы международного права [1].

Депутаты двух представительных органов приняли совместное решение об объявлении Крыма, включающего Автономную Республику Крым и город Севастополь, независимым суверенным государством с республиканской формой правления. В случае, если в результате референдума прямым волеизъявлением народов Крыма будет принято решение о вхождении его в состав России, после чего независимое государство обратится к Российской Федерации с предложением принять Республику Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта.

Для обеспечения безопасности жителей Крыма от возможных диверсий и провокаций, нападений на избирательные участки со стороны украинских ультра-националистов во время организации референдума и проведения голосования потребовались быстрые и слаженные действия определённых подразделений Вооружённых сил Российской Федерации, законно находящихся на полуострове. Благодаря мирному обеспечению беспрепятственной реализации прав граждан на своё самоопределение референдум в Крыму прошёл в полном соответствии с демократическими процедурами и международно-правовыми нормами [2].

В общекрымском референдуме 16 марта 2014 г. в голосовании приняло участие – 1 274 096 (83,10 %) избирателей.  На референдум было вынесено два вопроса. В поддержку первого вопроса: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» высказалось подавляющее большинство избирателей – 1 233 002 (96,77 %).

Количество голосов участников общекрымского референдума, поданных в поддержку второго вопроса: «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?» составило – 31997 (2,51 %). При этом количество бюллетеней для голосования на общекрымском референдуме, признанных недействительными оказалось – 9097 (0,72 %) [3].

В городе Севастополе на общекрымском референдуме за воссоединение с Россией на правах субъекта Российской Федерации проголосовало 262041 избирателей, что составило 95,6% от числа проголосовавших [4].

Таким образом, 16 марта 2014 года на полуострове был проведён законный (легальный) и легитимный референдум. Законность референдума основана, во-первых, на практике применения норм международного права в XXI веке. Во-вторых, легальность референдума обусловлена историческим развитием полуострова и стойким (несколько веков подряд) волеизъявлением проживающего в Крыму населения. Легитимность референдума связана с огромным общественным доверием к нему жителей полуострова, массовым участием в нём граждан, безусловным признанием избирателями итогов голосования. 

Главным итогом референдума в Крыму стало восстановление исторической справедливости - воссоединение Крыма со своим Отечеством – Россией. Феноменальный результат референдума позволил уже через два дня - 18 марта подписать. «Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Российской Федерацией» [5]. В этот же день глава государства Владимир Путин, выступая на митинге, посвящённом подписанию исторического договора, торжественно произнёс: «После тяжёлого, длительного, изнурительного плавания Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань, к родным берегам, в порт постоянной приписки, в Россию! Спасибо крымчанам и севастопольцам за их последовательную, решительную позицию, за их ясно выраженную волю быть вместе с Россией» [6].

19 марта Конституционный Суд РФ признал данный договор соответствующим Конституции России. 21 марта президент страны подписал Федеральный конституционный закон РФ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [7].

Итак, воссоединение Крыма с Российской Федерацией – добровольный выбор крымчан в своём законном праве на равноправие и самоопределение, закрепленный в Уставе ООН, в соответствии с которым все народы имеют неотъемлемое право свободно и без вмешательства извне определять свой политический статус, осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие. Наконец, возвращение Крыма в Россию – акт восстановления исторической справедливости.

То, что произошло в Крыму в результате организации и проведения свободного всенародного волеизъявления, стало полной неожиданностью для правящих элит США и Европы. И, кстати, для большинства российских граждан. Вдруг выяснилось, что в России существует национально ориентированная элита, сумевшая поставить интересы страны выше собственных интересов и пойти на конфронтацию с Западом даже под угрозой потери значительной части своих денежных средств и финансовых активов. Впервые в современной истории России её правящая элита проявила необходимую политическую волю, решительность и оперативность. Она предельно быстро и практически единогласно одержала обращение главы государства в Совет Федерации об использовании Вооружённых Сил на территории Украины до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране.

Были своевременно и верно оценены настроения и желания подавляющей части населения Крыма, оказана соответствующая информационная поддержка предстоящего референдума и помощь руководству Крыма. Сам референдум был подготовлен в кратчайшие сроки и проведён, несмотря на сложную обстановку, на высоком организационном уровне, без серьёзных нарушений, с небывалым числом участников и полным единодушием. Также оперативно прошло принятие Крыма в состав Российской Федерации. Всё это можно поставить в заслугу Президенту России Владимиру Путину. И как результат, успешное проведение и феноменальные итоги референдума в Крыму вызвали массовый подъём патриотизма россиян и небывалую поддержку ими руководства страны [8].

 

Источники и литература.

1. Обращение Президента России Владимира Путина 18 марта 2014 года к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям регионов России, Республики Крым и Севастополя, и представителям гражданского общества: http://www.kremlin.ru/transcripts/20603 

2. Баранец В. Спецоперация Крым 2014. М., 2019. С.213-305.

3.Результаты общекрымского референдума 16 марта 2014 г.: http://www.rada.crimea.ua/referendum/resultaty

4. На сессии городского Совета утверждены результаты общекрымского референдума 16 марта 2014 г.: http://s  evsovet.com.ua/index.php/2011-06-30-23-44-03/12395-na-sessii-gorodskogo-soveta-utverzhdeny-rezultaty-obshchekrymskogo-referenduma-16-marta-2014-goda

5. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов: http://www.mediaport.ua/sites/default/files/mp/files/Dasha/Diff/92227.pdf

6. Митинг «Мы вместе!» в поддержку принятия Крыма в состав Российской Федерации: http://www.kremlin.ru/transcripts/20607

7. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя»: http://www.rg.ru/2014/03/22/krym-dok.html

8. Аринин А.Н. Референдум в Крыму: история вопроса и современные реалии // Гражданин. Выборы. Власть. № 2, 2014. С.39-40.

Автор: А. Н. Аринин, доктор политических наук, академик РАЕН