Есть мнение

Круглый стол: "Чтение детское - проблема взрослых"

12 мая 2017

статья для антикафе

В Туле 12 мая 2017 года в зале ГУК "Тульская областная универсальная библиотека" прошёл круглый стол: "Чтение детское - проблемы взрослых".

Участие приняли представители нескольких российских регионов.

Фото мероприятия   

В ходе круглого стола поднимались актуальные вопросы повышения уровня культуры информационной безопасности граждан России различных возрастов - современных читателей.

Чего-то мне не хватило, может ... вот этого?

Но уже прямо вечером, настроение стало лучше ... Закрытый предпоказ мировой премьеры оперы на эльфийском языке "Сильмариллион. Памяти Толкина" состоялся на станции "Деловой центр" московского метро в ночь с 12 на 13 мая, сообщили в пресс-службе метро.

Мероприятие приурочено к 82-летию столичной подземки.... 

Спектр затронутых на круглом столе вопросов оказался достаточно широк: 

от озвучивания предпочтений современных читателей до изучения ресурсной базы современной Библиотеки, 

от социального поведения читателей до создания комфортной среды для читателя в Библиотеке, 

от повышения уровня профессиональной культуры информационной безопасности и уровня профессиональной информационной культуры до уровня культуры информационной безопасности и уровня информационной культуры простого читателя (обывателя),

затронули даже вопросы экспериментального применения вариаций договора Концессии (частно-государственного партнерства) в Питере при организации современных библиотек с зонами коворкинга (рабочими зонами, где можно придти и посидеть-поработать)...,

от рентабельности работы Библиотеки до показателей эффективности работы и "горящих желанием читать " глаз современных россиян,

Так я и не успел понять в чём можно измерять эффективность работы, обеспечить достойную монетизацию отдаваемых душевных сил библиотекарей в современных либерально-рыночных отношениях, где невидимая рука рынка.... и мораль на втором плане ...., а может на третьем?

Может Библиотека - "социально ориентированный бизнес"? А бизнес ли это, вообще?

Чего люди хотят от современной Библиотеки? Кто за подобные современные услуги согласен платить достойно? Должно ли государство всё же вмешиваться в деятельность Библиотек, и на сколько?

Проблем -то в Библиотеках нет! В отчётах всё ХОРОШО! А будет ещё лучше!

Чтение детское - проблемы взрослых! Так ведь то, что решается с помощью денег - это разве проблемы? 

ЭТО ТРАТЫ! 

Сможете угадать с одного раза сколько надо заплатить и кому, чтобы с детским чтением "порешать"? 

Нужный сленг подобрал? Всем вопрос понятен?


Показанный на "круглом столе с острыми углами" уровень подготовки библиотекарей позволяет утверждать о высоком уровне подготовки профессиональных кадров Библиотек!

При этом, обратите внимания на фото - состав кадров "женский". Ухоженные, образованные, представители российской Культуры, приносящие пользу реальным людям, однако, как - то мало видно, что доходы их слишком велики...

Надеясь, не смотря на мою толерантность, я ясно выразился?

Как-то я, вообще, ощутил, что тучные годы российского нефтяного дождя за последние десятилетия чрезвычайно мало орошали эту благодатную почву. И это видно. И это ещё и озвучиваю.

У разных вопросов, рассматриваемых с разным углом, свои разные решения.

Считаю, что уровень культуры информационной безопасности, как работников - профессионалов библиотекарей необходимо поднимать, так необходимо поднимать и имидж всей библиотечной системы.

Все читатели видят растиражированные иностранные ценностные ориентации - фильмы США и Германии "Библиотекарь", "Библитекарь ", 3 , ... Там! В тех системах ценностей - либерально-капиталистических -Библиотекарь спасает Мир, и неоднократно. Вот его ценность! Вот его престиж! ....дальше много слов...

В России я этого мало наблюдаю. 

Где? Где российские ценности по поводу Библиотеки? В чём выражается оценка, во фразах  "...Вы держитесь, там ..." и "всё будет хорошо..."?

Хорошо, мы к этим вопросам ещё вернёмся, чуть позже. Эти Проблемы Взрослых просто за счёт денег вряд ли решишь, здесь кроме всего прочего необходим "душевный профессиональный подход". Здесь необходим комплексный подход, и простых правильных решений нет.


Подводя итоги круглого стола для себя, я выяснил, что Библиотека должна переродиться в современную Библиотеку, - это комфортная для читателей зона прибывания; "присвоение" читателями себе "зоны библиотеки", выработка социальных навыков (и даже рефлексов) на использование возможностей и ресурсов Библиотеки любым читателем - российским Избирателем - ответственным Гражданином.

Осталось много вопросов о том, как в современных условиях либерально-рыночного хозяйствования организовать надлежащее ресурсное  обеспечение такой необходимой для общества структуры, как Библиотека. Сферу Информационной Культуры видимо в России здорово подправили, многое содержательное российское доброе светлое держится на интузазизме)))))) простых россиян - работниках Библиотеки. В наличии явные уязвимости и слабости Библиотечной системы, необходимо удерживать профессиональные кадры, создавать престиж работы в Библиотеке, ... Именно с уязвимостей в Сфере Культуры начинает "сыпаться" суверенитет. Люди, с которыми мне нравится общаться, - дорожат российским суверенитетом. Предлагаю защищать, и сильно защищать этот суверенитет, и начать с Библиотек, в том числе.    

Также, я понял, что у некоторых наших партнёров отсутствует понимание необходимости достойного современного функционирования Библиотеки.

Вы случайно не из этих партнёров?

Далее, рекомендую ознакомиться с примерами практик работы современной Библиотеки в современных российских условиях, и каждому самому решить для себя возникающие вопросы.

Всех "граней" информативного мероприятия донести сложно, при этом разве что ....некоторые, яркие... 


Так, заведующая сектором Модельной библиотеки №8 Соловьёва Галина Васильевна рассказала про Проект

«Библионик»: "Вместе с книгой я расту" (из опыта работы клуба). 

(фото - http://родина-детям.рф/photo/416.html).


"Первоначальная задача библиотеки, работающей с детьми – привлечение их к чтению, потому что

►чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

►чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

►чтение развивает интеллект и мышление.

►чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

►человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Все начинается с детства, и Читатель тоже. Приучать детей к чтению нужно с раннего возраста, тогда они с радостью становятся постоянными пользователями библиотек.

Модельная библиотека №8 МУК ТБС реализует проект «Вместе с книгой я расту». Целевая аудитория: дошкольники, младшие школьники и дети до 14 лет.

Проект реализуется через циклы мероприятий:

- «Библиотечный десант» (для дошкольников),- «ВООК-экспресс» «Мультяшки из книжки» (для читателей – детей до 14 лет),- Библиотечно-библиографические знания - школьникам (для читателей с 1 по 8 класс)

- деятельность клуба «Библионик» (для читателей мл. шк. возраста)

Клуб «Библионик» работает с сентября 2015 года.

Миссия клуба - воспитание у читателей младшего школьного возраста нравственных ценностей средствами художественной литературы.

Занятия клуба рассчитаны на 4 года.

В работе с юными читателями используем различные формы библиотечной работы. В начале - это и чтение вслух, и беседы. (У «костра» читаем книгу Панькина И. Легенды о матерях, беседуем по рассказам Л. Толстого)

Учимся вести разговор о книге, писателях, о том, как эта книга нами понимается, что нам близко и понятно, а что не очень.

Постепенно приемы работы с книгой становятся более сложными и содержательными, это: - чтение с выделением главных мыслей;

- чтение отрывков по ролям и др. (Подбираем иллюстрацию к стихам С. Маршака. Учимся правильно («тихо, глядя прямо в глаза») произносить волшебные слова из рассказов В. Осеевой)

- выполняем творческие задания: рисунки, отзывы о прочитанном, сочиняем продолжение сказки) и др.

Учимся работать единой командой: уметь слышать и поддерживать друг друга.

Придумываем интерактивные формы и приемы (Интерактивная игра

«Сладкие» книжки» - оказывается, есть много конфет с названиями книг: Гулливер, Умка, Дружок, Красная Шапочка, Золотой ключик и др. Задание: получив конфету, найти в фонде абонемента книгу, назвать автора и полное название книги)

(Эстафета «Живая шляпа» - попасть картошкой в шляпу)

Даже такую традиционную для библиотек форму работы, как викторина, стараемся разнообразить и формой подачи вопросов, (Вопросы-листочки с волшебного дерева из сада Л. Толстого, вопросы-шары, вопросы-бабочки), и формой проведения ( викторина-«молчанка», предметные викторины литературных героев: Дамы, которая сдавала багаж, Незнайки, Человека рассеянного)

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии и физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка имеют тактильные ощущения. А еще всем известно, что процесс мышления происходит наиболее успешно при участии нескольких органов чувств.

Поэтому, по возможности, мы используем не только зрение и слух, но и тактильные ощущения для полноты восприятия текста книги. (Запах и вкус свежего, ещё тёплого хлеба после обсуждения сказки К. Паустовского «Тёплый хлеб». Кстати, на Косой Горе сейчас пекут замечательный хлеб. Этот хлеб был сразу из пекарни – тёплый и очень душистый. «Дело мастера боится» - работаем инструментами после обсуждения рассказов Е. Пермяка).

Театрализованно-игровая деятельность – самая любимая и востребованная детьми форма работы, потому что она - порождает атмосферу ликующего творчества; - даёт детям уникальную возможность самовыражения и самопознания. (Вы видите инсценировки сказок Андерсена, стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Как вы уже заметили, библиотекари и сами тоже часто используют элементы театрализации). В общем, ребятам в библиотеке интересно.

Эффективность работы нашего клуба напрямую зависит от тесного взаимодействия со школой и семьей. Посмотрите, как мы оформляем класс: стенд «Дружим мы с библиотекой». Здесь фото писателя, название, дата и фотографии самых активных участников прошедшего мероприятия. А слева - наше Книжное дерево. 4 года оно будет обрастать прочитанными книгами. Эта наглядность способствует и популяризации библиотеки, и мотивации детей к внимательному и вдумчивому чтению.

Участие родителей в мероприятиях тоже способствует этому.

А самое главное, что любовью к читателям пронизано все, что делает библиотека. От «любящего» и «любимого» библиотекаря идет живая энергетика, позволяющая поглубже заглянуть в ребенка, открыть его для себя и для него самого. «Любящая» деятельность библиотеки – это и забота, и уважение, и ответственность, и знание, то есть активная деятельность, способствующая росту и счастью любимого человека – своего читателя.

Наш Читатель чувствует и знает, что его любят и ждут в библиотеке..."

 Считаю, что очень достойный опыт работы...



Заведующая отделом "Молодёжный Центр" центральной городской библиотеки МБУК "Новомосковская библиотечная система" рассказала о Проекте "Продвижение книги и чтения в молодёжной среде (на примере деятельности отдела "Молодёжный Центр" ЦГБ МБУК "Новомосковская библиотечная система"


"...Продвижение книг и чтения в молодежной среде (на примере работы Молодежного Центра «Свободное пространство» Центральной городской библиотеки г. Новомосковска)...

Сегодня одной их главных задач библиотек является поиск своей ниши в жизни молодежи, ведь библиотека должна стать ее неотъемлемой частью. В настоящий момент молодежь составляет 16% процентов от общего числа пользователей Центральной городской библиотеки, и мы делаем все возможное, чтобы эта цифра росла. Среди главных причин снижения количества молодых читателей можно выделить: доступный интернет, миграцию молодежи в более крупные населенные пункты, недостаточное комплектование библиотек.

Возникает вопрос: как привлечь нечитающую молодежь в библиотеку и удержать тех, кто пришел? Услуг традиционной библиотеки уже недостаточно для молодого читателя. Читатель сейчас – мобильный, большую часть своего свободного времени он тратит на Интернет, общение в социальных сетях, телевидение и компьютерные игры. Молодежь привыкла использовать в своей работе новые информационные технологии, и хочет иметь такое пространство, которое подходило бы их ритму и стилю жизни. Молодежный центр Центральной городской библиотеки мы позиционируем как бесплатное, доступное место, куда можно прийти посидеть с друзьями, воспользоваться Интернетом, реализовать свои замыслы и идеи, найти единомышленников. «Свободное пространство» – территория новых возможностей, ориентированная на удовлетворение ожиданий молодых людей.

Мы постоянно ищем новые интерактивные формы работы, наполняем их содержанием, соответствующим духу времени. Планируя библиотечную деятельность, задаем один и тот же банальный вопрос: что мы можем сделать для того, чтобы библиотека для молодых людей стала интересной и популярной? Наши мысли выливаются в интересные проекты, праздники, конкурсы, необычные акции. И некогда любимая фраза библиотекаря «Тише! Вы же в библиотеке!» уже не актуальна, в библиотеке кипит жизнь и слышны громкие молодые голоса. В 2016 году в Молодежном центре было проведено 110 мероприятий, на которых присутствовало 1763 человека.

Молодежный центр придумывает и воплощает в жизнь несколько проектов по продвижению чтения в молодежной среде, используя новые диалоговые формы работы. Мы понимаем, что предпочтение следует отдавать интерактивным формам культурно - досугового  направления, что позволит позиционировать чтение, как неотъемлемую часть жизни современного человека, необходимое для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности.

Даже в эпоху цифр и технологий, живое слово живёт и развивается, продолжая увлекать молодых людей. Доказательством тому являются поэтические вечера, ставшие регулярными, где юные авторы с удовольствием делятся с окружающими своим поэтическим талантом. Постепенно литературные вечера вышли за пределы молодежного центра и вот уже наши молодые дарования собирают аудиторию и на праздновании Дня молодежи в городском парке и на импровизированном дне поэзии в торговом центре, где занятые покупками посетители останавливались и с удовольствием слушали юные голоса. За прошедший год «Свободное пространство» стало площадкой для 10 литературных вечеров. С недавних пор наши поэтические вечера украшают видео-проекции, усиливающие эмоциональное восприятие. Нас по-хорошему удивляет то, что юные дарования читают не только свои стихи, но и бессмертные произведения Блока, Маяковского, Цветаевой.

Другим способом привить интерес к книге молодежи стали кинолектории в молодежном центре. Кино остается главным в сфере интересов молодых людей и, заменив коммерческие фильмы на экранизации литературных произведений, мы заметили, как постепенно растет интерес к книге. Ребята с удовольствием обсуждают увиденное, спорят и довольно часто хотят познакомиться с первоисточником. Самыми успешными в плане продвижения книги в прошлом году стали кинопросмотры «Волшебная страна» и «Фильмы, знакомые с детства».

Большой популярностью у молодых людей пользуются встречи с писателями. Особенно, если автор так же молод, как и посетители центра. Такой встречей стал бенефис Дианы Реффол.

Опыт показал, что для продвижения чтения в молодежной среде лучше использовать интерактивные формы работы. Яркий пример тому – акция в поддержку чтения «Библионочь», которая была проведена в Центральной городской библиотеке уже в четвёртый раз. Это мероприятие состояло из нескольких площадок, которые проходили в разных помещениях библиотеки и каждый гость мог найти для себя интересное занятие.

Как инновационную форму по привлечению молодежи к чтению хочется отметить проведение литературных квестов. Самыми успешными стали «Для каждого найдется роль» и «Завещание сталиногорских подпольщиков.

Для современного молодого человека большую роль в жизни играет реализация своего творческого потенциала. Чем ему может помочь библиотека? Мы поддерживаем творческие инициативы молодежи города и предоставляем возможность бесплатно экспонировать авторские выставки в библиотеках. Это персональные выставки фотографии, живописи, рисунка, выставки коллекций.

Самым ярким и творческим проектом по привлечению к книге и чтению стала театральная студия, созданная при молодежном центре. Молодые люди с удовольствием пробуют себя в роли актеров, примеряют на себя образы пьес, но самое главное – они читают книги. Для успешной постановки требуется не только много работать с текстом пьесы, но и погрузиться в мир театра и литературы о театральном мастерстве. Большим успехом сопровождались показы пьесы-сказки В.Илюхова «Принцесса-генерал».

Легко создать единичный информационный повод, сложнее поддерживать постоянный интерес у молодежи. Мы организовали свое сообщество в ВКонтакте (  https://vk.com/molodeznyi_centr  ), которое стараемся ежедневно наполнять чем-то интересным, используя это пространство и для рекламы наших услуг и мероприятий.

У молодежного центра еще много идей. Мы ищем друзей, партнеров, единомышленников и конечно наши двери всегда открыты для новых молодых читателей..."

Тоже, на мой взгляд, достойный опыт. Надо внедрять на практике подобный опыт.

Так как корпоративная этика Журнала несколько обязывает..., и понимая, что Библиотека вне политики, то позволю себе, сформулировать примерные вопросы, на мой взгляд, актуальные.

Так почему же российская молодёжь вместо культпохода в Библиотеку и проведения времени с пользой для дела, предпочитает выходить на митинги "против коррупции"?

Кто работает неэффективно? Почему?

Кто слабое звено, и кого надо "перековать" для создания в суверенной России комфорта и согласия? 



После окончания круглого стола участники посетили другое мероприятие: Фестиваль "Литератула".

фото на сайте Благотворительного Фонда "Родина за здоровый образ жизни"

 http://xn----7sblcfo6adgt4a0n.xn--p1ai/photo/417.html  


дополнительно использованы материалы:

1. http://lawinrussia.ru/content/kakaya-kniga-nonecha-khoroshaya-a-kakaya-luchshe-chem-davecha - КАКАЯ КНИГА НОНЕЧА "ХОРОШАЯ", А КАКАЯ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ДАВЕЧА?

2. https://myslo.ru/news/tula/2017-05-12-v-kremle-prezentovali-detskuyu-knigu-tula-stal-naya-dusha-pryanichnoe-serdce .

3. https://myslo.ru/news/tula/2017-05-12-v-tule-startoval-festival-literatula/gallery/edRgbPSRgEaigaRqnSUWOw - в Туле стартовал фестиваль "Литератула".

4. https://www.youtube.com/watch?v=Y3enAJ6dLv8&feature=youtu.be - Только новости - Итоги дня 

от 12.05.2017 (с 14 минуты).

5. http://lawinrussia.ru/content/snimi-shorty-92 -

6. http://lawinrussia.ru/content/o-krizise-vysshey-shkoly 

7. http://lawinrussia.ru/content/labkritmysh 

8. http://lawinrussia.ru/content/internet-resursy-nko-v-processe-formirovaniya-istoricheskoy-pamyati-i-razvitii-rossiyskoy 

9. http://lawinrussia.ru/content/grazhdanskaya-identichnost 

10.  http://lawinrussia.ru/content/son 

11. http://lawinrussia.ru/content/uchastie-v-mezhregionalnoy-nauchno-prakticheskoy-konferencii-zashchita-detey-ot-vrednoy 

12. http://lawinrussia.ru/content/ne-mogu-ponyat 

13. http://lawinrussia.ru/content/odarennost-i-odarennye-deti-reabilitatsiya-odarennykh-detey 




Комментарии 1

Библиотека научное учреждение. Реалии сегодняшнего дня накладывают свой отпечаток - продвижение и популяризация нужны. Но, на мой взгляд, человек должен созреть для прихода в библиотеку. В данном случае количество не переходит в качество.