Корпоративное право Новой Зеландии

29 октября 2016

«А нам сказали, что если наша компания не ведет деятельности в Новой Зеландии, то нам никакие документы составлять не надо, и отчеты сдавать не надо!» - такой ответ мы получили от жителя бывшего союзного СССР на наше объяснение, что его новозеландская компания ликвидируется в числе прочего и потому, что у нее нет бухгалтерской отчетности и протоколов ежегодных собраний. Обратившийся к нам человек, назовем его господин Н., ранее воспользовался услугами одной из фирм, предлагающих покупку оффшорных компаний во всех уголках Земли, и выбрал Новую Зеландию как оффшорную юрисдикцию. Компания нужна была то ли для торговых операций опять же по всему миру, то ли для заведения на нее недвижимости.... Однако, суть не в этом. При вручении г-ну Н. пакета документов по новенькой новозеландской компании ему была выдана такая вот краткая инструкция по эксплуатации – ни о чем заботиться не надо, никаких документов составлять не надо, никаких налогов платить не надо, вы же не в Новой Зеландии собираетесь вести бизнес!

Мы, конечно, целиком одобряем выбор г-на Н., мы тоже очень любим Новую Зеландию, и тоже считаем что она предлагает много преимуществ для международного ведения бизнеса. Но использовать их надо с умом.

К сожалению, история с г-ном Н. довольно типична. Российсие, украинские, и прочие оффшорные провайдеры заказывают создание новозеландских компаний для своих клиентов по означенному выше сценарию. Какое-то время компании держатся на плаву, то ли в силу занятости Companies Office (местный регистратор компаний), то ли в силу того, что у нас все-таки более принято доверять людям. Иногда тихое существование компании может длиться и годами. Но, в один прекрасный момент регистратор замечает, что у компании нет ни единого документа, обычно характерного для «живых» юрлиц, и приходит к выводу что раз компания не сдает отчеты, на налоговом учете не стоит, документацию не ведет и список «НЕ» бесконечен, то она не ведет и деятельности! А значит, она может быть исключена из реестра за ненадобностью. Просто как неактивная компания. И она исключается. При попытках «спасти» такие компании обычно и выясняется необходимость подтвердить активную жизненную позицию компании путем предоставления балансов, банковских выписок, контрактов, реестра акционеров, свидетельств движения средтств и пр. Как правило, этих документов нет, потому что «мне же сказали, что беспокоиться не о чем!». Более того, предъявление тех же балансов и банковских выписок может повлечь и налоговые последствия: почему-то большим сюрпризом для многих наших соответчественников оказывается факт, что, оказывается, новозеландские компании тоже платят налог со своего дохода! Да, к сожалению, налоги существуют не только в России, Казахстане и прочих цивилизованных странах. Более того, в Новой Зеландии еще существуют и штрафы за невовремя сданную налоговую отчетность и несвоевременно уплаченный налог! Это, конечно, большое свинство со стороны новозеландских властей...

При этом мы не виним и ранее упомянутых оффшорных провайдеров. Изучить корпоративное и налоговое право чужой страны, не находясь в ней, да и еще с учетом процедурных особенностей – честно признаемся, это малореально. Поэтому им приходится полагаться на их новозеландских партнеров и агентов, собственно и выполняющих работу по созданию компании. Остается только догадываться, почему последние держат в тайне требования Новозеландского закона. Возможно, что это не от злого умысла и желания заработать на незнании остальных, а просто их специально не спрашивали, а они с излишней инициативой и не выступали...

Так или иначе, нас часто находят как сами клиенты, так и их агенты с просьбами помочь сохранить в реестре компании или восстановить исключенные. И те, и другие иногда роняют фразы вроде «почему же новозеландское государство так себе портит репутацию и ликвидирует компании. Им что, не нужны деньги?» или «Ох, как все у вас становится строже, с Новой Зеландией все сложнее и сложнее работать...»

Хочется сказать, что компании ликвидируются как раз чтобы не портить стране репутацию, и не создавать имидж оффшорной зоны. А что касается строгости – так это и раньше так было, это не вчерашние новшества закона. Ведь бизнес, запущенный «на авось», рано или поздно сдает позиции.

Для тех же, кому все же интересно знать, каким требованиям должна соответствовать стандартная новозеландская компания, проведем небольшой экскурс. Это будет касаться уже существующих компаний, процесс их регистрации мы сейчас не трогаем.

Новозеландский Companies Act 1993 регулирует весь процесс жизнедеятельности компаний, начиная с создания и заканчивая ликвидацией. В том числе, он содержит и требования к документообороту компании, и какие документы должны составляться и храниться, и что должно быть в отчетах.

Прежде всего, каждая компания должна иметь зарегистрированный офис в Новой Зеландии, а также адрес для корреспонденции (могут быть разные). Оба адреса указываются в заявлении на регистрацию, и впоследующем могут меняться. Адрес офиса должен быть физическим адресом, не абонентский ящик.

По зарегистрированному адресу компании должны храниться следующие документы:

  • Конституция (Устав) компании – если она есть,
  • протоколы и решения собраний акционеров за последние 7 лет,
  • реестр акционеров, и реестр действий, в которых есть заинтересованность директора,
  • все протоколы собраний и решения Совета директоров или единственного директора за последние 7 лет,
  • данные по каждому из имеющихся директоров – имена полностью, их адреса,
  • копии всех письменных обращений и всей переписки с акционерами, включая ежегодные отчеты директора перед акционерами, за последние 7 лет,
  • копии финансовых заключений за последние 7 лет,
  • бухгалтерские документы по компании за текущий период и последние 7 лет ( они должны отражать поступления и списания денежных средств, копии всех выставленных и полученных счетов, отчеты о прибылях и убытках, список активов и степень их амортизации, зарплатные выписки, обязательства компании и т.д.).

При изменении адреса самой компании, или если вы хотите хранить документы не по адресу офиса, регистратор Companies Office должен быть уведомлен в течение 5 рабочих дней и 10 рабочих дней после данных изменений соответственно.

Помимо составления и хранения указанных документов, есть еще ряд сделок, которые требуют специального одобрения акционерами и/или составления специальных документов.

Первое, это упомянутый выше реестр действий с заинтересованностью директора(self-interest). Это касается сделок, в которой директор или аффилированные с ним лица, или другая  компания с участием директора или аффилированных с ним лиц выступает другой стороной сделки рассматриваемой нами компании. Грубо говоря, правила о сделках с заинтересованностью весьма схожи с аналогичными нормами закона, принятыми на территории бывшего СССР. В отношении таких сделок «заинтересованный» директор должен известить совет директоров компании о факте заитересованности сразу же, как только ему стало известно о вероятности заключения сделки.

Кроме того, одобрения акционерами путем специальной резолюции требуют и крупные сделки (Major transactions). Сделка признается крупной, если ее цена составляет половину и более активов компании.

Конечно, есть ряд исключений, когда действия с заинтересованностью или крупные сделки не требуют специальных действий. Чтобы не перегружать статью излишней информацией, мы пока что их опустим. В любом случае, если у вас есть основания полагать, что договор вашей новозеландской компании (LLC) подпадает под один из названных критериев, проконсультируйтесь с местным юристом!

Далее, по умолчанию компания должна каждый год назначать аудитора. Это отражается в протоколе ежегодного собрания акционеров (annual resolution of shareholders). Если же акционер(ы) решили не назначать аудитора, то это также должно быть отражено в резолюции, и данное решение не должно быть анонимным.

Что касается компаний, в которых владельцами 25% акций и более являются иностранные физические и/или юридические лица, то аудит по общему правилу является обязательным.

Перед ежегодным собранием акционеров, но не позднее 5 месяцев после окончания финансового года Совет директоров должен предоставить акционерам Annual Report, то есть ежегодный отчет. В отчете указываются основные результаты работы компании, цифры, пргонозы и комментарии. Секция 211 Companies Act 1993 содержит внушительный список данных, требующих отражения в этом отчете.

Ну и, наконец, ежегодно каждая компания должна сдавать специальный отчет в Companies Office, это так называемый Annual Return (не путать с налоговой или финансовой отчетностью! Это совершенно другой документ, не отменяющий другие виды отчетности). Целью Annual Return является обновление данных о компании или подтверждение того, что изменений не было. Если подача этого отчета вызывает у вас затруднения, лучше обратиться за помощью к новозеландскому юристу или бухгалтеру.

Конечно, это далеко не все правила, которыми должна руководствоваться обычная компания типа Limited в Новой Зеландии. Это только самые азы.

Однако, соблюдение нехитрых этих правил позволит извлечь максимум выгоды от новозеландской компании – компании в стране с хорошей репутацией, массой соглашений об избежании двойного налогообложения, стабильной законодательной и экономической системой. А налоги всегда можно минимизировать с помощью других механизмов, которые также предусмотрены НЗ законами для иностранных инвесторов!

Комментариев пока нет