Статьи

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

12 сентября 2017

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Чекушкин Александр Николаевич,

Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России),

канд. истор. наук, доцент

Павлов Евгений Владимирович,

Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России),

канд. истор. наук, доцент

Понимание патриотизма в современных российских реалиях следует искать в исторических конструкциях, которые тиражируются в массовой культуре в зависимости от идеологических потребностей общества. Сегодня массовое историческое сознание является ареной ожесточённых идеологических интервенций с различных сторон, причём споры о прошлом и конструирование исторических мифологем подменяют собой, созиданием национальной идеи. В первую очередь это касается формирования гражданской идентичности в многонациональной среде Российского общества, где не всегда, к сожалению, работают формулы толерантности и мультикультурализма, и как следствие на помощь приходит мифологическое конструирование.

По мнению Н.Г. Щербининой конструирование осуществляется за счет символических форм и наибольшим конструктивистским потенциалом обладает политический миф, сохраняющий архаические смыслы. Именно с помощью политического мифа архетипы прорываются в политику, а самым политически влиятельным архетипом является герой, который становится формой для репрезентации политического лидерства и власти в любой культуре и во все времена. Сегодня политический миф так, же помогает моделировать новую Россию, со свойственным ее поиском российской идентичности[5, С.15].

Воздействие мифов на сознание людей как показывает история большое, в силу того, что мифы по утверждению М. Элиаде пропитывают все человеческое бытие и являются неотъемлемой частью менталитета народа. Исследователи отмечают положительную устойчивость мифологических конструкций. Меняются лица и эпохи, а структурная основа мифов остается прежней. Наделение ситуаций и лиц мифологическими чертами усиливает их влияние на массовое бессознательное и соответственно – массовое сознание.[6, С.189].

Традиционно в Российском государстве массовое сознание формировалось сквозь призму Христианских (православных) ценностей, которые использовались в реализации государственного управления в полной мере. Данная конструкция работала на протяжении большей части российской истории и соответственно защищалась ее правовыми механизмами. Происходящие в государстве, антиправильственные акции выливающиеся в заговор, бунт, безусловно, назывались бесовщиной, порождением злонамеренности и т.д. Как следствие государство вырабатывало определенные политические механизмы и в первую очередь за счет формирования патриотических ценностей, которые, безусловно, опирались на формулу «За Веру, Царя и Отечество».

Предоставленный механизм, регулирующий идеологическую конструкцию государства была теоретически обоснована еще у Г. Флоровского, который рассматривал патриотизм как культурное творчество и национальное напряжение собственных сил человека. Именно этот личностный акт, а не голая военная мощь, создает, по мнению Г. Флоровского, величие России, формирует праведную и благословенную любовь к Родине.

Общественные деятели Российской империи, такие как Н. М. Карамзин, С. Н. Глинка, А. И. Тургенев, ваяли свое творчество сквозь призму любви к отечеству. В бытность Петра I патриотизм становится практически российской государственной идеологией, а слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Российский солдат отдавал свою жизнь в большей степени за отечество. Обращение Петра I к солдатам перед Полтавской битвой: «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества» и не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего». Данный призыв отражался в Уставе воинском 1716 года, российских законах, а также в написанных лично Петром I «Учреждении к бою» и «Артикуле воинском» [4].

На сегодняшний день, в рамках конструирования концепции патриотизма, наряду с такими категориями как любовь и преданность к своей Родине, существуют альтернативные понятия, такие как, квасной патриотизм(ура-патриотизм)- гипертрофированное чувство любви к государству и своему народу; ультрапатриотизм- любовь к отечеству в крайних, безрассудных формах; националпатриотизм- одним из ярких представителей этого течения был историк М. Н. Покровский. Еще одним из понятий является безумный - патриотизм необоснованное физическое и психическое состояние человека в период, какого либо подвига. Объяснению данного безумства служит пример, солдат войны 1812 года которые были патриотами, безусловно, и погибая исполняли свой патриотический долг. Но они были крепостными, по сути, и были вынуждены защищать хозяина-крепостника, который понимал, что нужно заставить крестьянина воевать, для того, что бы сохранить и преувеличить уровень своего благосостояния. На практике так и происходило отличившихся в войнах офицеров и генералов награждали не только орденами. Власть жаловала им новые земли, крепостных крестьян, одаривала крупными денежными суммами, особыми привилегиями.

Таким, образом, не смотря на альтернативные категории понятия патриотизма многие обстоятельства можно объяснить именно через конструирование образов героев, которые нужны были для одухотворения солдат в бою. Что касается повседневной практики, то, по мнению И. В. Наливайченко научное определение патриотизма через понятие «любовь» малоперспективна, поскольку это понятие крайне многозначно, что приводит к противоречивым трактовкам патриотизма. Патриотизм предлагается рассматривать как ценностное отношение субъекта (прежде всего отдельного человека) к родине, характеризующееся привязанностью к месту рождения и (или) проживания, причастностью к определенным культурным ценностям, которые воспринимаются как «свои», осознанием ответственности за сегодняшнее и будущее состояние родины. Патриотизм является ценностным компонентом национальной (гражданской) идентичности, обладающей определенным культурным и политическим компонентом, и проявляется в деятельности во благо государства, основанной на национальных интересах. На рациональном уровне формирование патриотизма следует искать в формуле соотношения национальных интересов с личными интересами.[3, С.25].

В современных условиях трансформации национальных идентичностей в пользу глобализации патриотизм становится размытым явлением. В первую очередь нечеткостью самого термина, с одной стороны, постоянно употребляющееся с другой чрезмерно идеологизированной и политизированной, используемый как лозунг который употребляется различными политическими силами в своих интересах. Многоплановость интерпретаций понятия «патриотизм», периодически подменяется близкими по смыслу терминами, что свидетельствуют о том, что процесс конструирования данной категории не завершен. И для того, чтобы, понимать специфику патриотизма следует искать не в эмоциональных компонентах, а в большей степени в рамках государственной идеологии.

Сегодня в России происходит переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе традиционных патриотических ценностей отечественной культуры. Формирование и воспитание патриотизма и гражданской идентичности в современной России является мощным фактором и необходимым условием для защиты национальных интересов, возрождения и укрепления российской нации. В условиях борьбы с международным терроризмом, и вводимыми западными санкциями по отношению к РФ патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в создании ее безопасности.

Таким, образом, вне зависимости от временных и идеологических ценностей роль и место патриотизма являлся ключевым элементом жизни государства, и поэтому по справедливому замечанию Беспаловой Т.В. патриотизм следует искать в памяти нашего народа[1]. Сегодняшняя трансформация исторических фактов сквозь призму противоречивой политики по отношению к России, со стороны Западных стран происходит конструирование мифов через переписывание истории. В связи с чем, следует констатировать, что формирование патриотизма происходит за счет идеологических, политических потребностей того или иного государства, с применением информационно-коммуникационных технологий, маркетинговых стратегий.

Библиографический список

1. Беспалова Т.В.Трансформация государственного патриотизма: интегративный/деструктивный потенциал/ Т.В. Беспалова [Электронный ресурс]: – Режим доступа // http://ruskline.ru/author/b/bespalova_ tatyana_viktorovna/– Загл. с экрана (дата обращения 15.11.2015).

2. Лутовинов В. И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления / В.И. Лутовинов //StudiaHumanitatis. 2013. № 2.

3. Наливайченко И.В. Специфика патриотизма в условиях глобализации культуры // Современные проблемы науки и образования 2011.№ 2.

4. Чекушкин А.Н. Проблемы и перспективы формирования гражданской идентичности и патриотического воспитания в ВУЗе в условиях модернизации образования // Всероссийский научно-практический интернет-семинар 12–30 ноября 2013 года Средне-Волжский (г. Саранск) филиал РПА Минюста России - http://www.saranskrpa.ru/

5. Щербинина, Н.Г. Героический мифв конструировании политической реальности России / Н.Г. Щербинина // Автореферат.дисс. доктора. полит. наук. М. 2008

6. Элиаде М Аспекты мифа М., 1995.


Комментариев пока нет