Статьи

КОНСТИТУЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

01 марта 2018

Багуцкий Н. В.

кандидат социологических наук, доцент

СВИ ВГУЮ (РПА Минюста России) (Саранск);

Дадаева Ю. В.

кандидат социологических наук,

старший научный сотрудник

СВИ ВГУЮ (РПА Минюста России) (Саранск)

В условиях нестабильного миропорядка перед Российской Федерацией наиболее остро стоят вопросы обеспечения национальной безопасности, связанные с реализацией различных задач в экономической, политической, социальной сферах развития общества и государства, и, безусловно, защиты национальных интересов.

Национальные интересы России во внутриполитической сфере включают в себя незыблемость конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации; укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны [8].

Способность человека, общества и государства противостоять внутренним и внешним деструктивным процессам и угрозам определяют относительно новое для теории конституционного права понятие — понятие конституционной безопасности. В соответствии со Ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [4]. Именно человек придает смыслообразующую роль деятельности государства. Следовательно, обеспечение безопасности личности должно являться приоритетным направлением в политике государства.

Права человека – это не только важнейший конституционно-правовой институт, но и ценностный ориентир, позволяющий применить человеческое измерение не только к государству, праву, закону и законности, правовому порядку, но и к гражданскому обществу. Они имеют социальное назначение, заключающееся в удовлетворении многообразных потребностей и интересов личности.

Как известно, любое право или свобода – это обоюдоострый инструмент. Любое право может быть использовано и как средство защиты своей свободы, и как средство покушения на чужую свободу. Представления различных социальных групп о правах и свободах человека имеют свое собственное содержание в массовом и индивидуальном сознании, объединяя базовые ценности человека – жизнь, здоровье, образование, самореализация и пр. Одновременно это и показатель зрелости и развитости институтов общества, от которых в значительной мере зависит от состояния дел в области прав человека, от объема этих прав и степени их реализации.

Решение задач по повышению эффективности защиты конституционных прав и свобод граждан в России, обеспечению конституционной безопасности связано с реализацией основополагающих положений претворения в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового. Проблемы обеспечения прав и свобод человека, по сути, являются не только внутригосударственными, но и приобретают характер глобальных проблем. Наблюдается значительный разрыв между конституционными положениями, закрепляющими определенный уровень свободы личности и реальным осуществлением прав и свобод. По-прежнему, спустя почти четверть века со дня принятия Конституции, права человека в Российской Федерации крайне трудно реализовать. Основополагающие международные принципы и нормы в области прав человека еще далеки от воплощения и не заняли достойного места в жизни общества и государства. Это связано с объективными внешними и внутренними условиями существования государства. Так, кризисные явления в обществе породили значительное число проблем, затрудняющих реальное осуществление конституционных прав и свобод гражданина, о чем свидетельствует значительный рост преступности, массовый характер нарушений гражданского, административного, трудового, земельного и других законодательств, нехватка бюджетных средств для выполнения государственных обязательств. Кроме того, налицо недостаточная концептуальная проработка механизма реализации прав и свобод гражданина и знание своих прав и свобод населением.

Европейский суд по правам человека зарегистрировал наибольшее количество жалоб против России (10 755 ед.), что объясняется бюрократизмом в российских судах и свидетельствует о частом нарушении прав человека в стране [7]. Многочисленные исследования, проведенные на общероссийском уровне и в регионах России, затронули проблемы защиты прав и свобод человека, гарантий прав человека, надзора за соблюдением прав человека. Однако в современных условиях наблюдается повышение значимости изучения правоприменительной деятельности защиты конституционных прав и свобод человека, так как официальное декларирование в Основном законе страны еще не приводит к повсеместному их соблюдению.

Определенное представление о личных, политических, социально-экономических правах и свободах дают социологическое и экспертно-аналитическое исследования эффективности правоприменения Конституции РФ в сфере соблюдения прав и свобод человека в Саратовской области. Объектом исследования выступает население Саратовской области в возрастной группе старше 18 лет и группа экспертов-юристов.

Выборка социологического и экспертно-аналитического исследования включает следующие категории респондентов и экспертов:

1) региональный репрезентативный опрос населения Саратовской области (1 147 респондентов).

2) опрос экспертов-юристов (128 научных сотрудников и преподавателей классических и юридических вузов Саратовской области, сотрудников управлений федеральной службы судебных приставов и управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам РФ Приволжского федерального округа).

В исследовании была применена методика построения индекса эффективности правоприменения конституционных прав и свобод. Для построения данного индекса были использованы 35 вопросов, которые нацелены на выявление положительных или отрицательных оценок эффективности реализации конституционных прав и свобод в регионе и в стране в целом. На первом этапе расчета индекса строятся индивидуальные индексы по распределениям ответов населения и экспертов на каждый вопрос. Они представляют собой положительные или отрицательные значения от +100 до -100. Знаки оценки: “+” – в целом положительно, “-” –отрицательно, “о” – затрудняюсь оценить. На втором этапе рассчитываются средние значения полученных показателей по определенному виду права, а затем формируется среднестатистический индекс эффективности защиты государством определенной группы прав. На третьем этапе рассчитывается динамический коэффициент (ДК) рассчитывается как разность положительных и отрицательных среднестатистических индексов оценочных позиций респондентов и экспертов. По аналогичной схеме рассчитываются интегральный индекс эффективности защиты государством конституционных прав и свобод граждан РФ и интегральный динамический коэффициент применительно к расчетам по группам прав и свобод человека и гражданина.

При группировке вопросов анкеты была использована общепринятая классификация прав и свобод по содержанию, в соответствии с которой, выделяют личные, политические, социальные, экономические и культурные права человека и гражданина [5]. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметна подобная сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права и свободы по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. При построении аналитической матрицы использовался указанный принцип [1].

Общая теория прав человека относит личные и политические права к правам «первого поколения», а экономические, социальные и культурные — к правам «второго поколения». Однако, указанное деление, во многом условно, так как отдельные права по своему содержанию могут быть отнесены к разным группам, а вся система прав и свобод составляет органическое единство. При этом одни права раскрывают содержание других, гарантируют их [9].

Детализируя оценки респондентов эффективности защиты конституционных прав и свобод, следует учитывать, что полярные значения указывают на степень «неравнодушия» отдельного индивида к различным аспектам практического воплощения прав человека. То есть можно говорить о том, что для рядовых граждан права и свободы имеют практический смысл.

Реализация личных прав и свобод гражданина

Одним из индикаторов развития демократического общества является свобода совести и вероисповедания, которая предполагает вариативность поведения индивидов в области мировоззрения и религиозных убеждений. Причем это не только свобода выбора верить или нет в бога, не только свобода выбора религиозной веры, но и отказ от нее. В последние десятилетия государство создает материальные условия для реализации гражданами одной из важнейших личных свобод – свободы совести и вероисповедания. Возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются религиозные учебные заведения, появляются новые религиозные течения. В этой связи, реализация свободы совести и вероисповедания положительно оценивается и населением (+68) и экспертами (+63) (ДК +58). Несмотря на то, что свобода мысли рассматривается многими исследователями в неразрывной связи со свободой мысли и вероисповедания, она нашла значительно меньшую оценку эффективности реализации со стороны респондентов (ДК+8) (табл.1).

1- в обобщенную оценку судебной защиты прав и свобод граждан РФ мы включаем права, обозначенные в следующих статьях Конституции РФ: (ст. 48, п. 2), (ст.50 п.1, 2, 3), (ст.52), (ст. 53).

2- в объем понятия «равенство перед законом и судом» мы включаем права, обозначенные в следующих статьях Конституции РФ: (ст. 47 п. 1, 2), (ст.48 п.1), (ст. 51 п. 1).

Свобода передвижения и свобода выбора места жительства является одним из неотъемлемых элементов правового статуса личности в современном демократическом государстве. По сравнению с советской практикой граждане получили значительные возможности самостоятельно выбирать место своего жительства или пребывания, путешествовать по миру, если на него не возложены определенные ограничения. По мнению населения и экспертов (ДК+43), эта свобода также находит эффективную защиту со стороны государства.

Поставив положительную оценку защите права на жизнь (ДК +11), население и эксперты в целом удовлетворены работой государства по созданию и поддержанию социальной безопасности, предполагающей проведение государственной политики по отказу от военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, борьбу с преступлениями против личности и пр.

Далее в рейтинге эффективности защиты прав и свобод человека следуют – право на защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ДК+3), право на неприкосновенность жилища (ДК+1). Нейтральные оценки население и эксперты ставят праву на тайну переписки (ДК-4).

Право на неприкосновенность частной жизни, устанавливающее запрет любых форм произвольного вмешательства в частную жизнь со стороны государства и гарантирующее защиту государства от такого вмешательства со стороны третьих лиц, реализуется, по мнению экспертов и населения не достаточно эффективно (ДК -15). Остро встает проблема соотношения указанного выше права со свободой слова, защита персональных данных, неразглашение личной и семейной тайны и пр.

К наименее защищенным личным правам все опрошенные отнесли судебные права: право равенства перед законом и судом (-49), презумпцию невиновности (-25), судебную защиту прав и свобод в целом (-18).

Население, показывает на более низкую эффективность реализации конституционного права равенства перед законом и судом, по сравнению с экспертами, в силу большего недоверия к судебному производству в целом. В массовом сознании, благодаря громким судебным процессам и стойкими стереотипами, распространено мнение о том, что на практике равенство перед судом соблюдается далеко не всегда.

Также крайне отрицательно население и экспертное сообщество оценивают право на защиту достоинства личности (-25) и личной неприкосновенности (-30).

В целом, по большинству отрицательных оценок население демонстрирует большую резкость суждений и категоричность по сравнению с экспертным сообществом (см. табл.1 – показатели №12, 13, 14). Особенно это ярко проявляется при оценке эффективности защиты судебных прав.

Население подчеркивает низкую эффективность работы полиции и судебных органов. Это связано с рядом факторов. Во-первых, нерешенной остается ключевая для правосудия проблема доверия общества к судебной власти, во-вторых, правоохранительные органы и суды не обеспечивают должного уровня защиты прав населения; в-третьих, в целях и задачах правоохранительных органов, а так же в их каждодневной работе защита прав и свобод человека занимает второстепенное, периферийное значение, в-четвертых, неэффективная система управления внутри правоохранительной системы, стимулирует коррупцию и способствует воспроизводству практик нарушения прав человека.

Реализация политических прав и свобод граждан РФ

В массовом сознании укоренился стереотип о том, что граждане России в целом озабочено только социально-экономическими правами, в ущерб своим гражданским и политическим правам и свободам. Однако исследование показало значительно более высокий уровень политической активности людей, отраженный в оценочных суждениях населения Саратовской области и регионального экспертного сообщества.

Положительно со стороны населения оценивается свобода общественных объединений (+57) и признание идеологического многообразия (+58). А эффективная защита свободы мысли и слова, наоборот, в большей степени отмечается экспертным сообществом (+46) (табл. 2).

В структуре защиты политических прав и свобод нейтральные оценки эффективности получили: отделение религии от государства (ДК -3), многопартийность (ДК -4), право на двойное гражданство (ДК -3).

Защита российского гражданина, где бы он ни находился – важнейшая задача российского государства. Однако, довольно часто возникают спорные ситуации по опеке (когда один из родителей – гражданин РФ), визовая дискриминация российских граждан, отсутствие реальных механизмов защиты российских туристов за рубежом. Недостаточные меры по защите в этой области показало и проведенное исследование (ДК -25).

Возможности участия человека в государственной и общественно-политической жизни реализуются через его политические права. Они обеспечивают его политическое самоопределение и свободу, участие в управление государством и обществом. Однако такой важный индикатор демократии как право на участие в управлении государством получили крайне отрицательные оценки большинства экспертного сообщества и населения (-54 и -61 соответственно). Защита права избирать и быть избранными также отрицательно оценивается населением (-56) и экспертами (-47) (табл.2). Это подтверждается низкой электоральной активностью, зафиксированной на выборах 8 сентября 2013 г. В Саратовской области явка составила менее 26%, а на выборах в Саратовскую городскую думу – чуть более 6%. Несмотря на официальную позицию, обосновывавшую данный факт «стабильностью в обществе», «недоработками избирательной системы» и проч., результаты нашего исследования показывают, что массовое нежелание участвовать в голосовании обусловлено неверием в государственные гарантии соблюдения конституционных прав и свобод и мотивируется «предсказуемостью результатов» и сложившимся представлением о «неизбежных фальсификациях на выборах».

Право на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования получило более низкие оценки со стороны экспертов (-46), чем со стороны населения (-39).

Эффективная и отлаженная судебная система, действующая в полном соответствии с принципом соблюдения прав человека, является неотъемлемой составляющей системы верховенства права, на которой, в свою очередь, зиждется любая подлинная демократия. Однако, проведенное исследование показало, что участие в отправлении правосудия равно негативно оценивается и экспертами и населением (-43). Защита права на обращения (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления также недостаточно эффективно, по мнению экспертов (-50) и населения (-40). Указанное право, зафиксированное ст.33 Конституции РФ, позволяет гражданам обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения. Оно является наиболее часто реализуемым и повседневным во взаимоотношениях личности и государства, так как граждане обращаются в органы власти по вопросам регистрации и ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, лицензирования отдельных видов деятельности, обязательной сертификации товаров, работ и услуг, предоставления и изъятия земельных участков, предоставления жилых помещений, регистрации прав на недвижимое имущество, регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, регистрации транспортных средств, назначения и выплаты пенсий и пособий, подают жалобы на действие или бездействия определенных органов и должностных лиц и т. д. Однако, бюрократизм в реализации этого права сводит к нулю всю его сущность.

Население крайне не удовлетворено реализацией права равного доступа к государственной службе (ср: -66 – население; -39 – эксперты). Равные возможности для занятия государственных должностей, по мнению населения, носят явно декларативный характер, а процедуры, формы и методы участия граждан в конкурсе на вакантные государственные должности недостаточно прозрачны.

Реализация социальных, экономических и культурных

прав и свобод

Социальные, экономические и культурные права охватывают нормы, касающиеся положения человека в сфере социальной защищенности, благосостояния, занятости, имеющие целью создание условий, при которых люди могут быть «свободны от страха и нужды» [9]. Эти права призваны обеспечить защиту людей как полноценных личностей на основе концепции, гарантирующей человеку возможность одновременного пользования правами, свободами и благами социальной справедливости. Однако, эта группа прав относится к наименее защищенным. Динамический коэффициент по этой позиции составляет -15 пунктов (табл.3).

1 - в объем понятия «право на труд и отдых» мы включаем права, обозначенные в следующих статьях Конституции РФ: (ст. 37 п. 1, 3-5).

Положительную оценку респондентов и экспертов получила защита свободы творчества и преподавания (+59). В целом, нейтральными оценками защиты эффективности отмечены экономические права (право на частную собственность, право на свободу предпринимательства и право на труд и отдых).

На первое место с наименьшим рейтингом эффективности защиты этой группы конституционных прав и свобод все опрошенные ставят право на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи (ДК -54). Неурегулированными в регионе, также как и в стране в целом, остаются вопросы качества предоставления бесплатных медицинских услуг. Наиболее остро стоят проблемы лекарственного и санаторно-курортного обеспечения льготных категорий граждан, работы медико-социальной экспертизы, закрытия фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности.

На второе место по неэффективности защиты конституционных прав население и эксперты ставят социальное обеспечение (ДК -52), указывая на проблемы в начислении и индексировании пенсий, трудоустройства, проблемы обеспечения безбарьерной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями, проблемы лиц без определенного места жительства, сирот и пр.

На третье место антирейтинга население и эксперты ставят защиту права на благоприятную окружающую среду (ДК -51). Это отмечается и в докладе Уполномоченного по правам человека в Саратовской области. Рост объемов производства, большие антропогенные нагрузки на окружающую среду, сравнительно высокая плотность населения приводят к росту экологической напряженности в регионе. Преобладание в секторе экономики экологически неблагополучных производств, размещение промышленных объектов преимущественно в крупных городах и промышленных центрах, растущее количество автотранспортных средств, использование на предприятиях устаревшей технологии, постоянное увеличение площадей для размещения отходов являются причинами негативного воздействия на окружающую среду. Сверхнормативное загрязнение в результате хозяйственной и иной деятельности атмосферного воздуха, водоемов, почв отрицательным образом сказывается на состоянии здоровья населения области.

Рассматривая отрицательные оценки, следует отметить, что население волнует низкая эффективность защиты прав на жилище (-53) в большей степени, чем экспертов (-47).

Право на жилище – одно из важнейших социально-экономических прав, поскольку жилище обеспечивает материальные условия жизни человека. Именно жилище позволяет человеку иметь семью, воспитывать детей, сохранять семейные традиции. По данным опроса населения, проведенным Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ), по мнению большинства россиян (53%) именно проблема ЖКХ стоит наиболее остро [6]. Для Саратовской области это также является самой насущной проблемой. Подтверждены фаты нарушения прав граждан, проживающих на жилой площади, подлежащей сносу в связи с ведением строительства на данной или близлежащей территории, а также проживающих в домах, подлежащих сносу. Также острой проблемой является нарушение права на безопасное проживание граждан в домах, находящихся в непосредственной близости от ведущегося строительства. Недостаточно эффективно происходит обеспечение жильем льготных категорий граждан. Наблюдаются злоупотребления со стороны управляющих компаний в сфере ЖКХ [3]. Таким образом, несмотря на декларацию конституционного права, отсутствует система обеспечения прав граждан на жилище.

Эффективная реализация прав и свобод и защита их государством возможна только при ответственном и качественном выполнении ими самими вытекающих из этих прав обязанностей. Поэтому следует говорить о единстве прав и обязанностей, о том, что невозможно существование как прав без обязанностей, так и обязанностей без прав.

Все группы респондентов сходятся во мнении о том, что граждане выполняют свою конституционную обязанность по уплате установленных налогов и сборов, а также защите Отечества и военной службе. В целом положительно оценивается и реализация прав и свобод как человека и гражданина (табл.4).

Нейтральные оценки респонденты поставили патриотизму и гордости за Отечество. Отрицательную оценку все группы респондентов поставили исполнению конституционной обязанности по охране окружающей среды (-52). Примечателен тот факт, что абсолютное большинство респондентов назвало неэффективным защиту государством именно этой группы прав. Во многом это обусловлено недостаточно высоким уровнем экологического правосознания населения. Экологические движения, экологическое воспитание и просвещение – новые явления для России, еще не получившие широкого признания. В общественном сознании по-прежнему доминирует потребительское («ресурсное») отношении к окружающей среде. Поэтому государству необходимо восполнить этот пробел и сделать определенные шаги по формированию экологического правосознания населения. Это можно достичь при помощи экологического просвещения, воспитания и образования.

Таким образом, исследование позволило определить основные проблемные направления эффективности правоприменения защиты прав и свобод человека в Саратовской области и показало особенности взаимоотношений между властью и населением.

Рассматривая эффективность защиты государством конституционных прав человека, следует отметить, что население и эксперты относят к наименее эффективно защищаемым – социальные, экономические и культурные права и свободы человека, причем ситуация в этой области рассматривается экспертным сообществом наименее оптимистично (ДК-15) (табл.5). Немного в лучшем положении оказались политические права и свободы (ДК -10). Наименее проблемная сфера – личные права и свободы (ДК+4) (табл.5).

Исследование показало, что человек оказывается зависимым от действий государственных структур, которые по-прежнему самостоятельно устанавливают принципы и границы использования властного инструментария в отношении личности. Поэтому во многом дисфункциональные явления в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, является результатом неэффективной работы государственного механизма обеспечения этих прав и свобод в целом и его отдельных звеньев в частности.

Национальная система защиты конституционных прав и свобод человека включает в себя деятельность государственных органов исполнительной власти, судебных органов, а также специализированных государственных структур и правовых институтов. На уровне региона обеспечением конституционных прав человека на уровне региона занимаются соответствующие министерства и ведомства во главе с губернатором области.

Широкий круг социальных прав, связанных с реализацией права на жилье, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на социальную защиту требует от государства шагов по реформированию этих сфер. Выявленные проблемы в реализации этих прав, указывают как на недостаточную эффективность деятельности соответствующих министерств и ведомств во главе с губернатором области, так и на масштабность поднятых социальных проблем в государстве в целом.

Государству следует разработать более прозрачные механизмы рекрутирования граждан на гражданскую службу. Информация о конкурсах на замещение вакантных должностей должна быть общедоступной, а критерии на замещение вакантных должностей – более тщательно разработанными.

Эффективность правоприменения защиты конституционного права на защиту оказалось крайне низким. Через недоверие к суду граждане выражают недоверие к государству в целом. Этому способствует крайняя непрозрачность судебной системы и бюрократичность некоторых процедур. Гражданам недоступна квалифицированная помощь адвокатов, недостаточное развитие получило оказание бесплатной юридической помощи населению в нашей стране.

Для повышения роста общественного доверия населения к судебным органам следует ввести практику автоматизированного распределения дел, активнее внедрять видео (конференц) связь в судопроизводстве, а также более расширенная практика использования судов присяжных.

Исследование также показало значительные проблемы доверия общества к правоохранительным органам, которые согласно ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» должны обеспечивать защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства и оказывать помощь каждому, нуждающемуся в защите от противоправных посягательств. Образовалась серьезная проблема, для решения которой не обойтись без комплекса мер, предусматривающих не только совершенствование законодательства и практики его применения в указанной сфере, но и внедрение более эффективной системы оценки труда правоохранителей, а также стандартов их подготовки и воспитания.

В целом, ключевую роль в сфере защиты и восстановлении конституционных прав и свобод должны играть судебные органы, прокурорский надзор и Уполномоченный по правам человека в регионе. В отличие от суда и прокуратуры, Уполномоченный может руководствоваться в своей правозащитной деятельности не только нормами права, но и вырабатывать рекомендации органам государственной власти, используя моральные аргументы, что, в конечном счете, будет способствовать гуманизации государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Баглай М. В. Конституционное право РФ. – М., 2003. – С. 165,166.

2. Гордон Л. А. Социально-экономические права человека: содержание, особенности, значение для России [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/391/821/1217/002Gordon.pdf . – Загл. с экрана (дата обращения 13.06.2016).

3. Доклад Уполномоченного по правам человека в Саратовской области. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/03/29/dok.html . – Загл. с экрана (дата обращения 11.06.2016).

4. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.

5. Маклаков В. В. Конституционно-правовой статус человека и гражданина // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Т. 1, 2 / Отв. ред. Б.А. Страшун. – М., 2001. – С. 73–75.

6. Пресс-выпуск ВЦИОМ №2405 от 18 июня 2013 г. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114493 . – Загл. с экрана (дата обращения 14.06.2016).

7. Статистика ЕСПЧ за 1959–2015 гг. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://europeancourt.ru/statistika-evropejskogo-suda/. – Загл. с экрана (дата обращения 30.05.2016).

8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420327289. – Загл. с экрана (дата обращения 14.06.2016).

9. Яценко И.С. Закрепление и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности в Российской Федерации [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.ni-journal.ru/archive/4ca2193e/ni-4-5-2010/69b7d496/56dbd8b5/. – Загл. с экрана (дата обращения 11.06.2016).


Комментариев пока нет