Открытая трибуна

Конфликт интересов США и КНР в Южно-Китайском море

05 мая 2018

Южно-Китайское море является очагом конфликтных ситуаций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Главными акторами конфликтов выступают такие государства, как КНР, Филиппины, Индонезия, Малайзия, Тайвань, Вьетнам и Бруней. Между этими государствами разворачивается спор за влияние над акваторией и участками суши, находящимися в её пределах. 

Среди спорных территорий наибольшее внимание приковывает так называемая «Девятипунктирная линия», раннее имевшая название «Линия одиннадцати пунктиров». Впервые термин появился в 1947 г., когда партия Гоминьдан отметила на карте Южно-Китайского моря территории, исконно принадлежащие Китайской республике [1]. Государству принадлежало право установления суверенитета над островами, входящими в акваторию Южно-Китайского моря, развития водных ресурсов и осуществления юрисдикции в пределах акватории. После создания в 1949 г. Китайской Народной Республики правительство образованного государства приняло проект «Линии одиннадцати пунктиров» [2]. Согласно данной линии, носящей в настоящее время название девятипунктирной, КНР претендует на такие территории, как Парасельские острова, архипелаг Спратли, архипелаг Пратас и риф Скарборо. Также с 2015 г. китайской стороной осуществляется возведение искусственных островов в акватории Южно-Китайского моря. Министр иностранных дел Китая Ван И в августе 2017 г. заявил, что государство уже два года не осуществляет проекты по строительству островов [3]. 

В Южно-Китайском море около территорий, оспариваемых КНР, Филиппинами, Малайзией, Вьетнамом и Тайванем, периодически наблюдается присутствие военно-морской техники США, что осуждается Министерством иностранных дел КНР, так как это, по мнению представителей данного органа, нарушает суверенитет государства и угрожает его национальным интересам. Именно такой была реакция КНР, когда в январе 2018 г. эсминец USS Hopper был замечен в 12-мильной зоне рифа Скарборо, территории, оспариваемой КНР, Филиппинами и Тайванем. Министр обороны КНР отметил, что присутствие военно-морской техники США в регионе подрывает мир и стабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе и негативно влияет на отношения между КНР и США [4].

В 2002 г. КНР и государствами-участниками АСЕАН была подписана Декларация о поведении сторон в Южно-Китайском море. Согласно данной декларации урегулирование конфликтов на территории Южно-Китайского моря производится заинтересованными сторонами, подписавшими декларацию, посредством установления диалога между конфликтующими государствами, обмена мнениями о сложившейся ситуации, уведомления о каких-либо учениях, имеющим место в акватории Южно-Китайского моря и при полном соблюдении справедливого отношения ко всем жертвам конфликтных ситуаций [5]. Декларация подразумевает отсутствие вмешательства иных сторон, не являющихся участниками АСЕАН, в разрешение кризисных ситуаций, существующих в акватории Южно-Китайского моря, следовательно, действия США в данной акватории воспринимаются КНР негативно. Решающим фактором формирования реакции КНР является и то, что США не входят в Азиатско-Тихоокеанский регион. На сегодняшний день можно отметить, что КНР с каждым годом становится все более влиятельным актором Азиатско-Тихоокеанского региона, так как является на данный момент первой экономикой в его пределах, и улучшает отношения с некоторыми странами-союзниками США, охотно идущими навстречу. Так премьер-министр Малайзии Наджиб Разак был заинтересован в возможности налаживания поставок из КНР в Малайзию единиц военной техники [6].

Из всего сказанного выше следует вывод, что на данный момент нельзя говорить о разрешении конфликта между КНР и США по вопросу о происходящем в Южно-Китайском море. Влияние обоих государств на происходящее в регионе слишком велико для того, чтобы на современном этапе существовала возможность урегулировать конфликт в пользу какой-то из сторон. 


[1] Raul (Pete) Pedrozo. China versus Vietnam: An Analysis of the Competing Claims in the South China Sea. August 2014. CNA. p. 17 URL: https://southeastasiansea.files.wordpress.com/2014/08/china-versus-vietnam-an-analysis-of-the-competing-claims-in-the-south-china-sea.pdf

[2] Jianming Shen. China’s sovereignty over the South China Sea Islands: A Historical perspective. CHINESE JIL. 2002. p. 145. URL: https://academic.oup.com/chinesejil/article-pdf/1/1/94/6713364/1-1-94.pdf

[3] Китай два года не строит острова в Южно-Китайском море, заявили в МИД КНР. 7 августа 2017 г. РИА-Новости. URL: https://ria.ru/world/20170807/1499916909.html

[4] China vows action after US warship sails near South China Sea island. January 21, 2018. The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/world/2018/jan/21/china-vows-action-after-us-warship-sails-near-south-china-sea-island

[5] Declaration on the Conduct of Parties in the South China Sea (2002). October 17, 2012. Association of Southeast Asian Nations. URL: http://asean.org/?static_post=declaration-on-the-conduct-of-parties-in-the-south-china-sea-2

[6] Jane Perlez. Leader of Malaysia, Miffed at U.S., Visits China With a Deal in Mind. October 31, 2016. The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2016/11/01/world/asia/malaysia-china.html

Комментариев пока нет