Есть мнение

Кому нужны войны? Продолжение

29 октября 2016

Воины, защитники Отечества в былинах и сказках

Поскольку войны сопровождали людей всю обозримую историю существования человечества, то бои и сражения находили свое отражение в устных и письменных источниках. Люди, как воевавшие, так и сами не принимавшие участие в боях, описывали так, как могли и как понимали то, что происходило на поле боя. Уже тогда осмысливались и некоторые причины, приводившие к войнам.

Одним из таких сначала устных, а потом письменных источников стали былины.

Былины – это эпические песни, написанные стихами. Их возникновение связано с зарождением русской государственности и той силой, которая стремилась к укреплению нашей страны сначала на юге, потом – на севере. Говоря современным языком, богатыри, о которых пелось в былинах, являлись пограничниками, стоящими на страже покоя и безопасности родной земли. Песни о богатырях были призваны поддерживать дух мужества и любви в отстаивании ее пределов.

Поэтому сами по себе пограничники-богатыри нередко приобретали сказочные черты или качества немереной силы и мужества. К примеру, Илья Муромец обладал недюжинной силой, Алеша Попович – сноровкой и изворотливостью ума. Добрыня Никитич хитер, умен, образован и ловок, отлично стреляет, поет, играет на гуслях, наделен дипломатическими способностями. Изображая на своей знаменитой картине трех богатырей (Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича), художник Виктор Васнецов в своей картине «Три богатыря» фактически поддержал мудро выраженную в былинах идею тройственности победы над врагом – через силу, ум и интуицию.

Также как Илья Муромец и его товарищи по заставе, Никита Кожемяка является героем многих былин. Но относится он уже к другой категории защитников родной земли. Он не просто богатырь-пограничник, а воин-производитель. Этот былинный, сказочный герой – выходец из простых ремесленников, он мнет и обрабатывает бычьи кожи. Но когда на родную землю приходит беда – появился змей, разоряющий русские земли и ворующий девушек – Никита дает ему сражение и побеждает змея.

О том, что предки современных россиян не могли отдать свою землю, свои жилища завоевателям свидетельствует эпос[1] всех народов нашей страны.

Например, в башкирской народной сказке о пастухе Чемид-мудзине главный ее герой с детства был сильным и ловким, сильнее всех на свете. Даже взрослые его уважать стали, когда он подрос – знали, что никому из них в бою с силачом Чемид-Мудзином не справиться, всякого он легко одной рукой победит. В результате он объездил много стран, многих слабых и обиженных защищал, много добра людям сделал – и стало его имя известно от моря до моря.

В адыгейской сказке об удальце Анзауре грозные великаны постоянно нападали на один аул и со временем убили всех его богатырей. Выросший же Анзаур победил трех великанов, разгромил войско могущественного хана далекой державы и женился на красавице.

В калмыкской сказке о храбром Мазане ее главный герой всегда был справедливым, защищал бедных, честных людей в обиду никому не давал. Любил народ Мазана и видел в нём нового богатыря. Он победил злого богатыря Байхтан-Эретына, забрал скот, ранее угнанный у людей, и вернул его народу. Но два сына этого богатыря убили храброго Мазана.

В мордовской сказке о Перя-богатыре главный герой решил сразиться с лешим, который людей обижал. Был этот леший ростом велик, голова была выше леса. Но победил его хитростью Перя.

Пришли как то к Пере гонцы от самого князя и сообщили, что напала на княжеский город степная орда, бьёт княжеское войско, нет сил устоять. Вражий богатырь ездит в огромном железном колесе, давит княжеских воинов, и некому с тем богатырём сразиться. Приди, мол, Перя-богатырь, встань на защиту нашей земли.

«Встал Перя на лыжи. Пришёл к полю боя за два дня, видит: идёт сражение – ездит вражий богатырь в огромном железном колесе и давит им людей. Перя схватил колесо двумя руками, приподнял да шмякнул оземь. Ни богатыря, ни колеса не стало. Вражье войско увидело победу нашего богатыря и побежало назад».

В осетинской народной сказке о богатыре Домбае главный герой был необыкновенным силачом. Вздумалось ему как то пойти поискать кого-нибудь сильнее себя, настоящего себе супротивника. Много он странствовал и встретил огромное количество великанов, был вынужден постоянно хитрить, т.к. иначе он бы погиб. Последний встреченный им великан спас Домбая от других великанов и сказал: «Ну, иди теперь, и будь доволен, что в твоих краях ты сильнее всех. А на свете сильнее сильных много». Домбай пошел тогда домой и с тех пор не хвастал силой.

В аварской народной сказке «Богатырь Назнай» ее главный герой поначалу явно не обладает какими-то сверхъестественными качествами, поскольку был «ростом мал и умом не богат». Однако со временем благодаря воле случая и собственной удаче он не только женился на шахской дочери, но и последовательно победил лютого змея, трех нартов (богатырей) и вражеское войско.

В ногайской народной сказке «Камыр Батыр» (богатырь из теста) главный герой победил трехголового ашдагу (змея), страшных лесных змеев и выбрался из ловушки, которую ему устроил злой хан.

Таким образом, в былинах и сказках воспеваются воины, защищавшие свою семью, свой дом, свое селение и свою страну от разных агрессоров. Наши недруги стремились рассорить людей, посеять между ними недоверие и заставить россиян разувериться в собственных силах. Герои при этом всегда соединяли народную мудрость, боролись за единство наших людей.

Продолжение следует.

Сергей Мельков

 


[1] Эпос – разновидность литературных произведений; представлен такими жанрами: сказка, предание, разновидности героического эпоса, эпопея, эпическая поэма и др. В эпосе жизнь отражается в повествовании о человеке и событиях, в которых он участвовал, о его поведении и переживаниях в различных обстоятельствах, его отношении к разнообразным явлениям жизни, к другим людям.

 

Комментариев пока нет