Статьи Новости

Колпак и клоунский костюм, как символы свободы

09 января 2018
Депутаты Жогорку Кенеш - Верховного Совета Кыргыстана подготовили проект закона, обязывающий президента, премьер-министра и спикера парламента надевать во время официальных приемов и зарубежных визитов национальный головной убор ак калпак (белый колпак).

Депутаты Жогорку Кенеш - Верховного Совета Кыргыстана подготовили проект закона, обязывающий президента, премьер-министра и спикера парламента надевать во время официальных приемов и зарубежных визитов национальный головной убор ак калпак (белый колпак).

Проект закона также обязывает спортсменов носить национальный головной убор на всех международных соревнованиях. В Кыргызстане киргизскому колпаку уделяется большое внимание. В честь колпака в 2011 году был учреждён День колпака, который ежегодно отмечается 5 марта. Парадная форма спортсменов из Кыргызстана на международных соревнованиях обязательно всегда включает в себя белый колпак, но сейчас это хотят оформить законодательно

По мнению авторов документа, это необходимо для «духовного развития и сохранения многовековой традиции киргизского народа» и для того, чтобы «повысить узнаваемость народа Киргизии». Законопроект приравнивает колпак к государственному флагу, гербу и гимну.

Немного истории национальных колпаков. Так называемый фригийский, фракийский или греческий колпак издавна использовался у племён, в древности населявших Фракию, Дакию, Далмацию. В Древнем Риме головной убор, символизировавший свободу, назывался pileus. Он был круглым или островерхим и изготовлялся из войлока, меха или шерсти: изначально это была бедренная часть шкуры животного, завязанная или зашитая с узкой стороны.

Такой головной убор в Древней Греции и Древнем Риме носили обыкновенно ремесленники и другие свободные простолюдины, то есть раб, получив свободу, получал и право носить такой колпак. Во время восстаний в Риме pileus, поднятый на посох, мог служить знаменем для рабов.

Похожие головные уборы носили киммерийцы и скифы, их можно видеть на греческих изображениях скифов.

Во время Великой французской революции pileus часто отождествляли с фригийским колпаком, который изображался частью костюма мифологических героев из Азии: Париса или пришедших к младенцу Христу волхвов. Он мягкий и имеет свисающую верхушку.

Ни фригийский колпак, ни pileus не были обязательно красными. Почему колпак как символ революции (bonnet rouge) приобрёл этот цвет, точно не известно. Очевидно, некоторое время он был головным убором каторжников на галерах (запрещён для ношения ими декретом 23 сентября 1793).

Общепринятым символом революции он стал не сразу: 19 марта 1792 в Якобинском клубе было прочтено письмо мэра Парижа, осуждавшего ношение красного колпака. 19 июня 1792 в клубе снова вспомнили запрет, но уже на следующий день во время захвата Тюильри санкюлотами сам король был вынужден надеть красный колпак, поданный ему на пике.

Фригийский (фракийский) колпак можно видеть на гербах Аргентины, Сальвадора, Кубы, Никарагуа, Боливии и Колумбии.

Так что в колпаках ничего плохого нет. Ношение колпаков видится первым шагом к воплощению в жизнь одного из предвыборных лозунгов из программы кандидата в мэры Сан-Франциско тогда 21- летнего Джелло Биафра, лидера панк-группы Dead Kennedys:

«…Все бизнесмены будут ходить на работу в костюмах клоунов. Кстати, заняв третье место и набрав при этом 3,8 процентов голосов он в значительной мере способствовал проведению второго тура между первыми двумя кандидатами, набравшими 46,6 % и 44,7 %.

Нынешним кандидатам в Президенты РФ стоит обратить внимание на этот пункт предвыборной программы, дающий сразу более, чем 3 процента голосов, которые в свою очередь предоставляют выдвинувшей кандидата партии много преференций в виде отсутствия сбора голосов на 6 лет, госфинансирование партии и др.бонусы.

Комментариев пока нет