Есть мнение Молодёжная редакция

Ходить или не ходить? Вот, в чём вопрос!

13 апреля 2018
В данной статье будет рассмотрена проблема посещаемости студентами старших курсов лекционных и семинарских занятий в университете.

В этой статье мне хотелось бы затронуть проблему низкой посещаемости студентами четвертого курса. Сразу хочу оговориться, что рассмотреть я собираюсь только те случаи, когда непосещение является осознанным выбором студента.

На мой взгляд, этому явлению есть ряд вполне логичных объяснений, на основе которых можно сделать правильные выводы и частично решить сложившуюся проблему. Говоря о низкой посещаемости студентами лекционных и семинарских занятий в принципе, стоит подробнее остановиться на причинах, по которым тот или иной студент пропускает занятия. Исследование, проведённое сайтом para.by, говорит о том, что студенты четвёртого курса чаще всего в качестве причины прогула называют совмещение работы и учебы. Таким образом выходит, что для большинства студентов старшекурсников не имеет значения, кто будет преподавать, как преподавать и т.д.,- они всё равно будут прогуливать, так как причина их прогулов никак не связана с характеристикой образовательной деятельности ВУЗа. На первый взгляд, картина именно такая, однако мне кажется, что подобный вывод не совсем верен. Я считаю, что проблема лежит глубже и заключается в ответе на вопрос «А с какой стати студенты на четвёртом курсе решают, что подработка или даже полноценный заработок денег важнее, чем образовательный процесс?». Что такого произошло в их головах на четвёртом курсе? Ведь жили же как-то 20-21 год без подработок. Почему вдруг на четвёртом курсе у всех поголовно возникает такая нужда? Получить ответы на все эти вопросы мне помог социологический опрос, проведённый среди студентов политологов 4-го курса РЭУ им. Плеханова. Он показывает, что 2/3 опрошенных студентов на данный момент имеют постоянную работу и связывают свои прогулы именно с занятостью на ней. Далее студентам предлагалось выбрать одну или несколько причин, по которым они решили сосредоточиться на работе, не закончив учебную деятельность. Ожидаемо для меня было, что острая нужда в средствах хотя и стала популярным ответом, однако не являлась основной причиной трудоустройства студентов. Около половины опрощенных считает, что на работе они получат больше полезных навыков, чем в университете. Ещё четверть студентов просто напросто разочаровалась в выбранной профессии и ушла работать в более интересную для них сферу. 60% опрошенных считает университетские занятия нудными и малополезными. 

О чем нам говорят эти результаты?

В первую очередь о том, что студенты ставят знания, приобретённые на работе, выше, чем университетские. 

Студентам неинтересны университетские занятия, большинство которых они считают откровенно бесполезными и скучными. 

В сущности, оба вывода- две стороны одного и того же умозаключения: студенты бегут с университетских занятий, считая, что там они просто теряют своё время! Вывод удручающий, правда? Но, в сущности, всё зависит от того, под каким углом на него посмотреть. То, что студенты идут на работу за опытом- это прекрасно. Это значит, что тяга к знаниям никуда не пропала- необходимо лишь показать студентам, что в университете они смогут получить больше полезных навыков. 

Практические рекомендации будут сделаны на основе мониторинга посещаемости занятий разных преподавателей. Результаты исследования показывают. что наибольшая посещаемость на занятиях у преподавателей, которые дают студентам практические занятия и кейсы. Так же приветствуется непосредственно ораторское мастерство преподавателя. Меньше всего студенты любят "школьные" способы преподавания, когда на семинаре студенты отвечают на вопросы, которые разбирались на лекции. Такого подхода студент натерпелись ещё в школе и, само собой, готовность продолжать выражают лишь самые стойкие. Остальные же хотят практики! Хотят знать и понимать, что из университета они выйдут не сборником различных аргументов и фактов, а востребованным специалистом, которым невозможно стать, имея только теоретические знания. 

Комментариев пока нет