Кавказская война: кто виноват?

29 октября 2016

Все ли так однозначно в истории Кавказской войны как нам преподносят из-за границы? В своей статье я попытался разобраться в причинах этого печального исторического события…

В 1778 году в виду признанной османским султанатом нецелесообразности чисто военно-политического воздействия на Северо-западный Кавказ принимается решение о сборе сведений о перспективах привлечения местных народов, если не в свое подданство, то, по крайней мере, настроить его против России и втянуть последнюю в войну с ними («Изгнание черкесов», 1996 года издания, автор – Берзедж Н., репатриант из Израиля).

По этой причине под руководством главнокомандующего сухопутными войсками Джаникли Али-паши и морским флотом Гази Хасан-паши были собраны разведывательные данные, которые впоследствии легли в их совместный рапорт. В рапорте подчеркивалось, что «среди черкесов мусульман немного, но все остальные по природе близки к исламу и поэтому их будет возможно обратить в ислам. Если бы удалось распространить на них влияние и привлечь на нашу сторону, то можно было сформировать из местных племен примерно 80-тысячную армию. Это позволило бы создать линию укреплений между Османской империей и Россией, которая явилась бы непреодолимым препятствием для последней. И эта же стена позволит Османской империи взамен утраченных крымских гаваней приобрести порты на черноморском побережье.

То есть получается, что султанат не только не избавился от своих притязаний на земли черкесов, но и пришел к выводу о необходимости объединения черкесского населения под флагом исламской религии турецкого образца. Для выполнения этих задач с последующим использованием черкесов в борьбе с Россией в регион засылались исламские эмиссары. Главная задача сформировать отношение к Османской империи как проводнице «воли Аллаха на земле», а Россия преподносилась как главный противник религии.

Частично туркам удалось взрастить религиозное зерно на адыгской земле, что вылилось в строительство первой мечети в 1786 году на Северо-Западном Кавказе. Примечателен тот факт, что, несмотря на это, адыги продолжали в большинстве своем следовать своим национальным обычаям, ставя их в приоритет перед религиозными нормами, культивируемыми османами.

Для продолжения внедрения религии в сознание черкесов, османы в 1786 году установили контакты со стихийно развивавшимся антироссийским движением шейха Мансура («Лжепророк Мансур», 2001 года издания, автор – Бутков П.Г.).

Турция, рассматривая Северо-Западный Кавказ в качестве плацдарма для дальнейшего наступления на Российскую империю предприняла все необходимые усилия, чтобы движение Мансура, к тому времени уже воевавшее с Россией, было перекинуто и на земли черкесов. В это время черноморское побережье посетил сам Мансур, по указанию которого в Анапской крепости были сосредоточены газаватские отряды из Чечни и Дагестана, которые были приняты под командование коменданта Мустафы-бея.  

Так, началась очередная русско-турецкая война 1787-1791 годов, которая развернулась на землях черкесских племен, часть которых под влиянием османской пропаганды все же удалось настроить против Российской империи. Одновременно османы тогда вошли в сговор с несколькими влиятельными черкесскими родами, которые за деньги оказали содействие в убеждении части населения об опасности для Черкессии со стороны России, планирующей захватить ее. За это турки, действительно хотевшие захватить Черкессию, получили около 15 тыс. адыгских воинов, обуреваемых патриотическими чувствами, обманутых своими алчными соплеменниками.

Во время сражений этой военной компании османы продолжали извлекать выгоду для своей казны за счет поощрения развития среди черкесского населения разбойничьих бригад, ворованные которыми драгоценные предметы они скупали за гроши. Кроме того, продолжала при их активном участие развиваться работорговля адыгскими девушками, которые стали желанным предметом гаремов по всему Ближнему Востоку.

Тем не менее к 1790 году социально-политический кризис в Османской империи начал сказываться и на военной компании на Кавказе. После поражения Батал-паши генерал Розен в ноябре 1790 года сообщал (из книги «Земля адыгов») о переходе на сторону России части протурецкого темиргоевского племени, а в 1791 году так же поступили 100 тыс. ногайцев, в русское подданство вступили большинство абадзехов, шапсугов и натухайцев, все хамышеевцы и бжедуги.

Османская империя вынуждена была признать свое очередное поражение в войне. По условиям Ясского мирного договора с Россией, заключенного в 1791 году, Кабарда, Карачай, Балкария вошли в состав Российской империи. Анапа возвращена туркам. Территория Северо-Западного Кавказа, т.е. черкесов, также как и до этого, признавалась территорией свободной от влияния Турции и России, но османы взяли на себя обязательство по урегулированию между Россией и черкесами вопросов, что фактически оставляло за ними право определять судьбу целого региона и как прежде распоряжаться им в своих геополитических интересах. Это, безусловно, была ошибка российской дипломатии, поскольку из форпоста в Анапе, турками развернута была полномасштабная религиозная обработка адыгского населения, продолжалось настраивание населения против России.

Из книги Ногмова Ш. «История адыгского народа» известно, что турки распространению ислама придавали форму борьбы против российского самодержавия. Ислам для Турции тогда стал идеологическим знаменем против России, поэтому характерной чертой анапской администрации  в Черкессии была ее антироссийская направленность. Особенно это было видно в период войн России с другими государствами, когда турки использовали адыгов (точнее разбойничьи шайки) в своих политических интересах, например для набегов на российские конвои через Кавказ в ходе русско-персидской войны 1796 года.    

Двумя годами ранее, когда местному населению стало известно о том, что часть аристократических семей состоит в сговоре с турками, а остальная часть черкесов просто напросто используется ими для чужого материального обогащения, а не для защиты своей территории, начались народные волнения, в результате которых средние слои населения Черкесии (тфокотли – земледельцы, скотоводы, ремесленники) фактически объявили войну адыгской знати, поддержанной турками. В результате они нанесли аристократически-турецким формированиям ряд существенных поражений, а первоначально избранная турками тактика поддержки адыгской знати в ущерб интересам всего общества потерпела крах, что привело к еще большему ослаблению Османской империи. 

Из вышеизложенного можно сделать следующие основные выводы:

- Османская империя, обеспечив расширение деятельности религиозного движения Мансура на территории черноморского побережья, поставила черкесов перед необходимостью защищать свои земли от превентивно вынужденой действовать на южном направлении Российской империи;

- османы подкупами адыгских аристократов обеспечили военные выступления части черкесов на стороне османской армии, т.е. в результате сделали Черкесию одним из врагов РФ, при чем самым ближним по территориральности;

- турки проводили религиозную пропаганду черкесов, чам заложили основы для их подключения ко всекавказскому газату против России;

- одновременно турки стремились извлекать выгоды материального характера от работорговли и скупки краденного разбойничьими шайками, поощряемых ими.

 - в конечном итоге усиления Османской империи предпопределили развитие политической ситуации на Северо-Западном Кавказе в XIX веке, в том числе необходимость вхождения Черкессии в состав Российской империи. Россия уже просто не могла после ряда войн с Турцией позволить еще раз использовать эту территорию в качестве военного плацдарма, как например было в 1791 году, когда османы сохраняли политическое влияние на черкесов.

Таким образом, втягивание черкесов в Кавказскую войну с Российской империей, которая закончилась плачевными для первых результатами, стало причиной самонадеянной и необоснованно завышенной самооценки османского султаната, столетиями совершавшего геноцидные действия по отношению к черкесам, принудительно их ассимилировавшего, продававшего в рабство и всячески разорявшего и совращавшего. 

Далеко небесспорным является еще одно утверждение турецких исторических кругов, а также ориентированных на них наших российских о том, что Османская империя приютила черкесских мухаджиров (переселенцев), которых изгоняла Россия.

Возникает множество вопросов. К примеру, современные адыги не едят рыбу из Черного моря. По какой причине? Никто широко не распространяется на эту тему в исторической науке, а это установленный факт: турецкие команды на суднах, которые брали большие деньги за перевозку через море адыгских семей, чуть отплывя от берега, на расстоянии невидимости с берега, топили их, сбрасывая их в воду, к тому же ударяя их веслами в воде. Затем же же они возвращались обратно, чтобы принять на борт новых мучеников..

Второй вопрос – какие земли давали адыгским переселенцам в Турции? Ответ – самые непригодные для замледелия и развития скотоводства, что заставляло имигрировать черкесов дальше на территории Ближнего Востока (в Иорданию, Сирию, Израиль).

Следующий вопрос – как и почему, помимо этой причины, расселение адыгов шло еще на Балканские и другие страны? Ответ – да все и за той же политики враждебного отношения в Турции к адыгам, неразрешения им разговаривать на своем языке, разивать свою культуру, а также вследствие того, что в ходе одной из войн черкесский корпус, включенный в имперскую армию, потерпел поражение, за что черкесы подверглись гонениям.

И последний вопрос – какова же с учетом всего изложенного роль России в судьбе адыгов? Полагается, что по сравнению с ролью Османской империи, не самая плохая.

 Та небольшая часть адыгского общества, которая знает эти и другие факты об истинном историческом участии Турции в судьбе нашего народа, никогда не поддастся влиянию каких-либо «Патриотов Черкессии» и других зарубежных организаций, спекулирующих тематикой Кавказской войны в угоду правительствам тех стран, которых они представляют. По этой причине в современном черкесском движении «флагманами сопротивления» являются молодежь, не имеющая никакого представления об истории адыгов, а зачастую никогда не бывшая в Адыгее и даже не занющая родного языка, или люди, которым это просто выгодно. Между тем, как мне кажется, общественное мнение, как в РФ, так и за рубежом, можно повернуть в пророссийское русло, если дорисовать картину до селе не исследованными или мало известными, но все же достоверными сведениями, часть из которых мной использованы в этом материале.

Комментариев пока нет