Статьи

КАСПИЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА

13 июня 2019
Важным фактором, влияющим на формирование геополитической обстановки в Каспийском регионе и взаимоотношения прибрежных государств, вплоть до недавнего времени оставалась неопределенность правового статуса Каспийского моря, который включал в себя такой важный аспект, как раздел его дна и акватории и связанные с этим вопросы недропользования. После подписания Конвенции о международно-правовом статусе Каспийского моря, в которой были прописаны принципы взаимодействия прибрежных стран во всех жизненно важных сферах, уже в ближайшие открывает много перспектив для сотрудничества региональных государств в различных сферах, не только по вопросам военной безопасности, но и экономики, экологии, энерге

С распадом СССР и образованием на постсоветском пространстве новых независимых государств Каспийский регион превратился в геополитическое пространство, на котором сфокусировалось внимание ведущих мировых держав. Развитие региона привело к его трансформации в один из заметных факторов глобальной политики и экономики.

Регион Прикаспия в геополитическом понимании включает в себя гигантскую территорию на стыке Европы и Азии. В него принято включать пять собственно прикаспийских государств. Кроме того, «околокаспийскими» являются страны субрегионов Северного и Южного Кавказа и пространства Центральной Азии. Сегодня эта огромная территория является центром столкновений энергетических стратегий региональных и внерегиональных государств.

Каспийский регион, представляя собой разветвленную сеть морских, сухопутных и трубопроводных маршрутов, выступает как стратегически ценный транспортно-коммуникационный участок Евразии.

Для прикаспийских государств - России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана - рассматриваемый регион важен с точки зрения не только ресурсных богатств, но и, прежде всего, создания зоны устойчивого социально-экономического развития. Именно это позволит сформировать базу экономической стабильности, повысить качество жизни и, следовательно, укрепить фундамент безопасности данных стран.

В настоящее время Каспийский регион развивается в условиях проявления серьезных рисков и вызовов, среди которых: усиление разногласий между прибрежными странами вокруг правового статуса Каспия, подогреваемых как сохраняющимися спорами по различным вопросам двустороннего и многостороннего взаимодействия, так и внешними игроками; борьба за контроль над транспортно-коммуникационной системой Каспийского региона; последовательное разрушение богатой и одновременной экосистемы Каспийского моря, чреватое катастрофическими последствиями для всего региона.

Эта ситуация входит в диссонанс с большими экономическими перспективами развития региона, укрепляющимися связям между региональными державами и несёт потенциальную угрозу этому развитию и связям.

Важным фактором, влияющим на формирование геополитической обстановки в Каспийском регионе и взаимоотношения прибрежных государств, вплоть до недавнего времени оставалась неопределенность правового статуса Каспийского моря, который включал в себя такой важный аспект, как раздел его дна и акватории и связанные с этим вопросы недропользования. Несмотря на имеющиеся разногласия, прикаспийские государства двигались в направлении сближения позиций по решению главного «Каспийского вопроса». Приоритетным в определении статуса Каспийского моря стал баланс интересов прикаспийских стран.

Очевидно, что именно взаимодействие России и Казахстана является «драйвером» в плане продвижения к окончательному оформлению правового статуса Каспия.

Важнейшим документом четвертого Каспийского саммита, состоявшегося в Астрахани в 2014 г., стало совместное заявление глав государств, закрепившее широкий перечень принципов, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность прибрежных стран на море. В последующем, эти принципы были инкорпорированы в текст проекта конвенции о правовом статусе Каспия.

Коммюнике по итогам Астраханской встречи президентов зафиксировало имеющийся прогресс в каспийском переговорном процессе и основные направления дальнейшего сотрудничества государств каспийского побережья. Главной задачей стала необходимость снять оставшиеся противоречия по ряду вопросов, связанных с текстом конвенции и зафиксировать достигнутый компромисс в итоговом документе, завершая тем самым более чем 25-и летний период переговоров на высшем уровне.

Встреча в июле 2016 г. глав внешнеполитических ведомств прикаспийских государств (Казахстана, Туркменистана, Ирана, Азербайджана и России) не принесла желаемого результата – компромисс по поводу Конвенции о правовом статусе Каспийского моря достигнут не был. По этой причине проведение пятого по счету саммита глав прикаспийских государств в Астане было отложено на неопределенный срок.

Хотя все без исключения государства в той или иной степени изменили свои первоначальные подходы к проблеме определения статуса Каспийского моря, все-таки наибольшую гибкость проявила «тройка» Россия, Азербайджана и Казахстана. В последнее время в сторону уступок начал дрейфовать и Туркменистан. В частности, в 2015 г. было ратифицировано казахстанско-туркменское соглашение о разграничении Каспийского моря на казахстанский и туркменский сектора. Фактически Туркменистан принял эстафету у России, Казахстана и Азербайджана в вопросе разграничения Каспийского моря. Единственная сторона, которая не поддерживает принцип применения модифицированной срединной линии – это Иран, самый сложный переговорщик в прикаспийском регионе. И именно иранская позиция является камнем преткновения в вопросе определения правового статуса Каспия.

Прошедший в Астрахани в 2014 г., стал своего рода прорывом в решение каспийской проблематики. По его результатам был определен размер исключительной экономической зоны, на которую распространяется юрисдикция суверенного права прибрежных государств протяженностью 25 морских миль. При этом остальная поверхность моря остается в общем пользовании. Это создает новые форматы обсуждения данного вопроса.

В рамках IV саммита в Астрахани был сформулирован каркас будущей Конвенции о правовом статусе Каспийского моря». Видный российский дипломат подчеркнул, что положительный результат подготовки текста Конвенции зависит во многом от синхронности, конструктивности переговоров каждого государства. Основой Конвенции станут положения, достигнутые в Астрахани в 2014 г.: 1. Каспийское море - закрытое море, а значит только пять прибрежных государств правомочны обеспечивать силовое присутствие в его акватории. 2. Присутствие вооруженных сил в Каспийском море неприбрежных государств запрещено. 3. Установлены два типа зон в прибрежном и морском пространстве Каспия: рыболовная 25-мильная зона и 10-мильная зона исключительного права на добычу ресурсов прибрежным государством. 4. Принципы мореплавания. 5. Определение Каспия как моря дружбы и добрососедства.

Сегодня прикаспийский регион переживает период трансформации, и она касается не только сферы безопасности, но и экономики. С учетом того, что каспийские страны – это по большей части нефтедобывающие экономики, а цена на нефть значительно снизилась, государствам региона на нынешнем этапе необходимо приложить максимум усилий для диверсификации торговых отношений. Страны прикаспийского региона будут переживать период трансформации, отходить от добывающей модели экономики, осваивать новые сферы производства. И если уж мы говорим о безопасности, то диверсификация экономики является тем фактором, который укрепит безопасность в регионе.

Каспий можно рассматривать как разветвленную сеть морских, сухопутных и трубопроводных маршрутов. По сути дела Каспий является стратегически ценным транспортным и коммуникационным участком Евразии. Конструктивное сотрудничество прикаспийских государств возможно не только на базе политического взаимодействия, но и на базе экономического сотрудничества. И чем больше будет взаимопроникновение экономик каспийских государств, тем более целостной они будут структурой, тем выше будет их устойчивость и сопротивляемость по отношению к внешним факторам. Учитывая значительный рынок товаров и услуг прикаспийских стран, углубленное взаимодействие может послужить толчком для роста собственных экономик и способствовать региональным интеграционным процессам. Формирование транспортного потенциала позволит расширить и политические, и деловые контакты. В этом заинтересованы все прикаспийские государства. Ключевую роль в этих процессах может сыграть транспортный коридор «Север-Юг», прежде всего потому, что этот проект был инициирован всеми пятью прикаспийскими государствами и на настоящий момент является самым успешным из реализуемых в регионе. В то же время у проекта «Север-Юг» нет единого рабочего органа, который мог бы разрабатывать и согласовывать тарифы, заниматься логистикой, служить единым центром управления. Во многом, до недавнего времени, это было обусловлено отсутствием правовой основы. Решение вопроса позволит раскрыть потенциал Каспийского моря в качестве важной транспортной «артерии» Евразии.

На V саммите прикаспийских государств в августе 2018 г. г. Актау президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент России Владимир Путин, президент Ирана Хасан Рухани и президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, а руководители соответствующих структур прикаспийских государств подписали другие важные документы, вытекающие из этой Конвенции. В частности, Протокол о сотрудничестве в области борьбы с организованной преступностью на Каспийском море, Соглашение между правительствами прикаспийских государств о торгово-экономическом сотрудничестве, Соглашение между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области транспорта, Соглашение о предотвращении инцидентов на Каспийском море и Протокол о сотрудничестве и взаимодействии пограничных ведомств.

После подписания «Каспийской пятерки» Конвенции о международно-правовом статусе Каспийского моря, в которой были прописаны принципы взаимодействия прибрежных стран во всех жизненно важных сферах, уже в ближайшие годы могут быть запущены большинство запланированных транспортных коридоров.

Разногласия по поводу определения правового статуса Каспия не новы, определяются многими экспертами как упущенные возможности государств Каспийского региона, и порождают множество новых проблем. В то же время решение этого вопроса открывает много перспектив для сотрудничества региональных государств в различных сферах, не только по вопросам военной безопасности, но и экономики, экологии, энергетики, транспорта и туризма.

При этом необходимо понимать, что Конвенция о правовом статусе Каспийского моря - это рамочный документ, и для реализации ее положений необходимо разработать и принять протоколы к ней. И такая работа сейчас также ведется. Это протоколы, касающиеся противодействию целому ряду невоенных угроз: наркотрафику, организованной преступности, терроризму, браконьерству. Кроме того, необходимо развивать меры доверия. Ведь каждое из государств Каспийского региона обладает военным потенциалом.

Урегулирование правового статуса Каспийского моря подстегнет развитие экономик всех прибрежных государств. Многие международные вопросы разрешаются очень трудно и в течение десятилетий. Не стала исключением и проблема подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Положения Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, касающиеся прокладки газопроводов по морскому дну, дают зеленый свет, в том числе, строительству Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан по дну Каспия. Проект Конвенции о правовом статусе Каспийского моря призван урегулировать накопившиеся за долгие годы противоречия. Прорыв в переговорном процессе стал возможен благодаря сближению позиций России, Азербайджана и Ирана на фоне реализации крупного проекта международного транспортного коридора «Север - Юг», предполагающего совместное использование Каспийского моря. Конвенция позволит сформировать фундамент для дальнейшего развития всех стран региона, открывает много перспектив для сотрудничества региональных государств в различных сферах - военной безопасности, экологии, энергетики, транспорта и туризма. Естественно, понятно, что Конвенция не решит все проблемы между каспийскими странами. Это – дело будущего, в формате новых двух- и трехсторонних встреч, в частности, это будет касаться вопроса разграничения дна Каспийского моря между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном. По нашему мнению эксперта, для прикаспийских государств, и в частности, для России, Азербайджана, и Казахстана, Каспийский регион важен с точки зрения не только политического взаимодействия и совместного использования ресурсных богатств, но и создания зоны устойчивого социально-экономического развития.

19-20 февраля 2019 года в Баку состоялось первое заседание Рабочей группы высокого уровня по вопросам Каспийского моря. В переговорах приняли участие делегации Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана. Стороны приняли Правила процедуры РГВУ по вопросам Каспийского моря. Участники заседания обменялись мнениями по вопросам реализации договоренностей, достигнутых по итогам Пятого Каспийского саммита, провели обзор по различным аспектам сотрудничества на Каспийском море, а также проинформировали о ходе выполнения внутригосударственных процедур по подписанным соглашениям, в частности, о процессе ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Состоялось обсуждение положений проекта Соглашения о методике установления прямых исходных линий на Каспийском море. Обсуждение данного документа будет продолжено.

После подписания Каспийской конвенции, это, видимо, была одна из первых запланированных рабочих встреч (и точно не последняя). Уже после подписания конвенции в прошлом году было понятно, что это не окончательный этап, да и стороны сами объявляли об этом. У каспийской «пятерки» еще много различных вопросов, которые будут продолжать обсуждаться. В текущем году запланирована новая встреча президентов. Будет налаживаться нормальней рабочий режим многосторонних встреч.

Безусловно, остаются не разрешенные вопросы между прикаспийскими странами по поводу Каспийского моря. Например, делёж месторождений углеводородов (между Азербайджаном, Ираном, Туркменистаном), проект Каспийского газопровода, вопросы экологии. Все это еще будет продолжать обсуждаться. Каспий - море живое, и на текущие изменения ситуации будет соответствующая реакция. Важно, что, согласно Конвенции и желанию сторон, эти и другие вопросы буду решаться сообща.

Так, реализация проекта Каспийского газопровода предполагает согласие всех стран в связи с экологическими аспектами безопасности моря. Если проводить трубопровод, то нужно считаться с экологическими рисками, и все соседи по Каспию имеют право вмешиваться в переговоры. Пока все эти вопросы не будут согласованы, начало проведения трубопровода может быть отложено. Здесь есть и другие сложности, к примеру экономические. Проект достаточно дорогостоящий и требует экономических расчетов на будущее: насколько он выгоден, рентабелен, насколько необходим для Туркменистана, Азербайджана и европейских потребителей. У меня много сомнений, что этот проект на данный момент актуален для Туркменистана и Азербайджана. Мне кажется, обе стороны не торопятся с его реализацией. Для Азербайджана это тоже не совсем актуально, потому что Баку уже начал разработку собственных каспийских месторождений, и появление газопровода приведет к конкуренции со стороны Туркменистана. Следует учитывать и фактор Китая, который является крупнейшим покупателем туркменского газа. Если Баку и Ашхабад договорятся между собой о запуске Транскаспийского трубопровода, то Пекин будет явно озабочен этим. Когда начнутся какие-то проблемы с поставкой туркменского газа в Китай, Поднебесная будет отстаивать свое право и свои интересы. Наверняка, Китай будет вести переговоры с Туркменистаном, чтобы отказаться от реализации этого газопровода. Китай в Каспийском регионе уже имеет свои интересы. Несмотря на некоторый скепсис, проект все-таки пока остается актуальным.

И несколько слов о безопасности на Каспии. На мой взгляд, серьезного повода для беспокойства о безопасности в регионе пока не наблюдается. Существует, конечно, опасность деятельности международных террористических группировок. Но совместными усилиями эту проблему оперативно ликвидируют. Другое дело, вмешательство Запада, НАТО. Вот эта опасность более актуальна, особенно для России и Ирана. И принятие конвенции как раз показало, что прикаспийские страны не допустят сюда внешних игроков. Хотя исключать это тоже нельзя. Я бы оценил состояние Каспийского региона как умеренное, стабильное в плане безопасности с вероятностью потенциальных угроз. В случае их возникновения каспийская «пятёрка» совместными усилиями их может решить.

Комментариев пока нет