Есть мнение

Как России выйти из кризиса согласно периодическому закону развития человечества

29 октября 2016

Введение

Если рухнул дом, то все знают, что специалисты исправят проект или теорию и трагедий больше не будет. Критерием правильности теории является практика эксплуатации множества зданий.

А если рухнуло государство, например, СССР? Что тогда надо изменить в общественных теориях и устройстве  государств, чтобы избежать повторения подобных трагедий? К сожалению, таких теорий, проверенных практикой,  просто не существует, так как процесс развития человечества,  от его начала и до его конца,  никто  из людей наблюдать не сможет.

Поэтому все существующие общественные теории обычно представлены в виде идей (идеологий). Считается, что в ХХ веке существовали три основные идеологии, а именно: коммунизм, как подавление общим всего частного; фашизм, как подавление одной нацией всех остальных; либерализм, как подавление свободой личности всех её обязанностей перед обществом.

Во второй мировой войне фашизм был побеждён коммунизмом, но СССР, как оплот коммунистической идеологии, сам распался в 1991 году.  Остался  только либерализм в форме «либеральной демократии» (свободной демократии), поэтому американский политолог Ф. Фукуяма выдвинул идею «конца истории», так как, по его мнению, с распадом СССР человечество уже достигло своего оптимального состояния и какие-либо дальнейшие исторические изменения в его качественном состоянии вообще невозможны. Оплоту либеральной демократии, США, осталось всего лишь  распространить эту «свободу» на весь, теперь уже однополярный мир, подавляя силовым путём любые отклонения от своего идеала.

Но разве можно кого-либо заставить быть «свободным»? Нет. Поэтому, вместо движения к всеобщей «свободе», мир скатывается к глобальному мировому кризису, который может привести к третьей мировой войне за передел сфер влияния. Почему же всегда происходит так, что хотели как лучше, а получается как всегда?

Единственным ответом может быть только то, что влияние, которое оказывают правящие личности, группы (элиты), классы и  государства на процесс развития общества, не соответствует закономерности развития человечества,  действующей в Природе независимо от воли и сознания людей. Поэтому самой насущной задачей сегодня становится поиск этой закономерности, которая смогла бы объяснить причину распада СССР, причину мирового кризиса, а также показать будущее человечества и оптимальный путь его достижения.

2. Существующие представления о закономерности развития

Все представления о законе общественного развития всегда были основаны на анализе той части истории, которую проживало человечество на момент создания новой теории. Так,  Платон и Аристотель,  базируясь на фактах  появления, расцвета, упадка и распада империй, сменявших друг друга в истории, считали, что развитие носит циклический характер, то есть идёт по кругу (циклу), возвращая империю обратно к хаосу - началу её развития.

Однако, исторические  факты  развития каждой последующей империи на базе всё более совершенных средств производства,  дали основание для возникновения теории прогрессивного (поступательного) развития всего человечества по прямой линии. Но как же тогда быть с фактами цикличности развития?

Попытку совместить в одной теории факты циклического и прогрессивного развития общества сделал  К.Маркс, взяв за модель развития образ спирали.  В спирали  возврат назад (к началу развития) невозможен, так как конец витка спирали (цикла) поднят над его началом за счёт линейного прогресса в средствах производства (рис.1). За материальную основу  процесса развития человечества К.Маркс взял развитие способов производства материальных благ.  Каждый из способов производства он назвал общественно-исторической  (общественно-экономической)  формацией или строем, при этом вся история развития человечества представляет собой один виток спирали и включает пять формаций, а именно: первобытная общность (первобытный коммунизм), рабство, феодализм, капитализм и коммунизм с переходным периодом (социализмом) между капитализмом и коммунизмом. В этой последовательности  пяти формаций, коммунизм, теоретически основанный на общей собственности, якобы, снова возвращает человечество к качественному состоянию первобытной общности, когда ещё не было денег и государства, но на более высоком  уровне развития производительных сил.

Однако то, что за капитализмом следует коммунизм, является «закономерным» только лишь с точки зрения спиральной модели развития, но эта модель является ошибочной, так как история знает случаи пропуска некоторых формаций в развитии государств, а главное,  история не знает случая построения коммунистического общества после капитализма.

Тогда чем же является социализм, если это не переход к светлому будущему? В основе социализма лежит не общая собственность, а государственная, являющаяся «ничейной» с точки зрения её принадлежности какой-либо конкретной личности. Фактически, социализм является всего лишь завершением процесса концентрации всех средств производства в руках одного единственного, но абстрактного собственника - государства, поэтому социалистическая форма единовластия (монархии) является социалистической формой империи (СССР), которая, как и все прежние,  рухнула в 1991 году. Распад СССР  подтвердил,  что судьба всех империй в истории человечества одинакова с точки зрения циклической модели развития.

Распад СССР окончательно доказал ошибочность формационной теории К. Маркса, поэтому для объяснения процесса развития человечества предпринимались и предпринимаются попытки использовать вместо понятия «формация» другие понятия, например, цивилизация, этнос, нация и пр. Была создана даже  квантовая теория развития человечества и специальная наука о будущем - «футурология», но ни она, ни альтернативные теории развития не смогли  логично объяснить ни прошлую,  ни будущую историю человечества, а тем более, объяснить причины современного мирового кризиса и распада СССР.

Поэтому человеческая мысль скатилась до простейшего разделения истории развития человечества на три периода: прошлый, настоящий (текущий) и будущий. Новизна подобной периодизации истории в современной интерпретации состояла лишь в том, что социологи А. Турен, а затем Д. Белл,  назвали текущий  период (эпоха капитализма) - «индустриальным» обществом, прошлое – «доиндустриальным», а   будущее – «постиндустриальным» или «посткапиталистическим» периодом.   В связи с развитием информационных технологий на базе компьютеров, «постиндустриальный» период называют также «информационным» обществом. Но все эти новые названия отражают только лишь происходящие технические изменения в обществе, не выявляя какой-либо закономерности в его развитии.

В такой ситуации, для выхода из экономического кризиса, основной упор делается на  дальнейшее развитие экономической теории. Создаются новые экономические учения, например,  информационная, кибернетическая, синергетическая и прочие экономики, так как считается, что «посткапитализм» должен быть основан уже на чём-то ином, а не на  товарно-денежном обмене, исследованном К. Марксом ещё в эпоху становления капитализма.  

Однако  при этом совершенно не учитывается, что неизвестная до сих пор закономерность развития человечества действовала,  действует и будет действовать всегда независимо от воли и сознания людей. Она  действовала даже тогда, когда ещё не было ни экономических теорий, ни денег вообще. Она  действует и сейчас, поэтому мы не сможем выйти из современного кризиса,  если не поймём сущность закономерного процесса развития человечества и не начнём её использовать для достижения всеобщего блага. Чем дольше мы будем искать эту закономерность, тем реальнее становится теория Мальтуса, по которой размножение людей доведёт человечество до голодной смерти, спасением от которой может быть только  война, уничтожающая «лишние» народы. Уже создана концепция «золотого миллиарда», устанавливающая оптимальное количество жителей планеты в будущем.

К сожалению,  ни одна из частных наук сегодня не может указать закономерно-оптимальный путь развития, поэтому человечество продолжает  двигаться вперёд опасным методом проб и ошибок.

Однако возможно предсказать закономерное будущее человечества, если мы выйдем за узкие рамки частных  наук  и будем считать, что человечество развивается точно так же, как и любые другие объекты Природы. При этом нам надо  согласиться  всего лишь с тем, что Природа не так расточительна, чтобы для множества своих объектов иметь множество различных закономерностей их развития.

3. Исходные предпосылки для анализа процесса развития

Так как человечество уже давно выявило общие закономерности развития биологических объектов природы, то нам  осталось только лишь примерить их к процессу развития такого биологического объекта, как общество людей. Нам необходимо это сделать,  несмотря на то, что общество людей принято считать объектом социальным, то есть высшей формой развития материи, к которой нельзя применять закономерности развития низших форм материи, например, биологических.

Но сходство социальных и биологических объектов проявляется уже в том, что человеческое общество (государство) имеет сложную внутреннюю структуру, функционирование которой аналогично функционированию биологических организмов. В связи с этим общество людей иногда называют «социальным организмом».

Поэтому логично предположить, что социальный организм, как и любой другой, должен иметь внутриутробную (эмбриональную)  стадию развития в зародышевом состоянии до момента своего появления (рождения) в среде постоянного обитания. Например, для человека такая стадия развития зародыша (эмбриона) проходит в утробе матери, то есть в  жидкости, а после рождения он живёт уже в другой среде  - в газообразной  атмосфере. Для птиц, например, эта стадия развития проходит внутри яйца. А что является такой стадией развития для всего человечества?

 Пока ещё робко высказываются «фантастические» предположения о том, что развитие человечества внутри биосферы планеты Земля – это и есть эмбриональная стадия развития зародыша будущего космического  объекта, моментом рождения которого  будет выход всего человечества в открытый космос.

Какие факты  могут косвенно подтверждать такую точку зрения?

Во-первых, успехи в освоении околоземного космического пространства позволяют считать, что когда-нибудь космос станет постоянным местом жительства  для людей.  Но если человек, как биологическое существо, выйдет из биосферы в новую среду обитания – открытый космос, то он должен стать уже не биологическим существом.  Могут ли произойти такие изменения под действием постоянной невесомости и радиации? По крайней мере, сейчас у человека в ДНК задействовано всего около 1% генов и остаётся загадкой: зачем Природа заложила в человека огромные возможности для генетических изменений в будущем?

Во-вторых, Вселенная бесконечна в пространстве и во времени, и если  существует множество миров, в которых происходят аналогичные процессы развития биологических сообществ, то бесконечное количество космических цивилизаций должно было бы уже кишеть вокруг нас. Существует даже научная программа «SETI» для установления контактов с подобными нам братьями по разуму. Однако многолетние исследования не дали каких-либо намёков  на их существование, что позволяет считать, что мы единственные первопроходцы в бесконечной Вселенной и имеем  право называть себя властелинами Природы, морально подготавливая себя к привычным для человечества делам - будущему захвату (колонизации)  соседних планет, звёздных систем и галактик.

Гораздо логичнее этот факт  можно объяснить только тем, что  космических цивилизаций в нашем человеческом понимании, действительно, не существует,  ибо после выхода каждой из них в космическое пространство, то есть после рождения и начала новой жизни в новой среде обитания, изменяется облик (сущность) объекта развития.

При таком подходе, мы можем применить к объяснению современного  и будущего (космического) развития человечества процесс развития любого объекта природы, который происходит на границе двух сред. Наиболее показательным примером может служить процесс развития дерева (растения) из своего зародыша, находящегося в семени. Сначала из зародыша развивается корневая система в одной, внешней для дерева среде -  почве, а затем развивается ствол, ветви (крона) и листья, являющиеся органом взаимодействия дерева со второй внешней средой – атмосферой.

На рис.2 схематично показано дерево, существующее на границе (0) двух противоположных сред, обозначенных противоположными символами (-1) и (+1). Дерево наглядно представляет собой объект, который своей формой отражает весь процесс своего развития. Эта форма может служить моделью процесса развития любого объекта. На рис.2 процесс отделения семени «С» от кроны дерева замыкает бесконечный круговорот жизни на границе двух сред.

На рис. 3 использована та же схема (модель), но только по отношению к процессу, объединяющему собой все объекты, берущие начало своего развития в биосферах планет (-1), а заканчивающие - в едином для всех космическом пространстве (+1). В каждый момент времени во Вселенной находится множество таких объектов, которые заполняют собой все участки схемы, находясь на разных стадиях своего развития и, тем самым, обеспечивают вечный круговорот  жизни в Мироздании. Теория зарождения биологической жизни на Земле из космического семени «С» называется теорией панспермии. Мы, человечество, являемся одним из таких объектов и пройдём все стадии в процессе развития по схеме на рис.3.

Однако сегодня для того, чтобы объективно рассуждать о современных проблемах,  нам надо выявить сущность всех ступеней эмбрионального процесса развития человечества на планете Земля, то есть на участке (-1)-(0), отражающем период от момента появления человечества на планете до его выхода в космос на рис.3.      

4. Стадии прогрессивного развития человечества на планете

Общепринято, что человек произошёл от зверя. Также общепринято, что человек отличается от зверя тем, что зверь только потребляет плоды природы, а человек – производит, но для этого человек должен иметь средства производства. Поэтому, как только обезьяна (гоминид)  взяла в руки палку и начала обрабатывать ей землю для выращивания плодов природы, так и началось превращение обезьяны в человека.  Этот период называется в истории человечества аграрной или неолитической революцией и представляет собой переход от звериного царства к обществу людей или переход  человечества от нулевой ступени (потребления) на первую ступень своего развития - ступень  ручного труда.

Второй ступенью в развитии человечества является ступень  машинного производства, а переход на эту ступень называется промышленной революцией.

Переход на третью ступень развития человечества происходит в наше время и называется «компьютерной» или  «микропроцессорной» революцией. Эта ступень связана с информационными технологиями и роботизированным (безлюдным)  производством.

Мы выделили именно эти три технические революции в развитии средств производства, как последовательные переходы человечества по ступеням своего развития, так как именно они показывают нам сущность всего процесса развития человечества в рамках планеты Земля. Например, футуролог Э. Тоффлер тоже выделяет эти три ступени, называя их  «тремя волнами развития», но не выводит из них суть всего процесса развития человечества.

Суть этого процесса состоит в том, что на каждой ступени развития человек перекладывает на плечи новых средств производства те функции, которые он ранее сам выполнял в процессе производства. Именно  этим каждая последующая ступень развития отличается от предыдущей. Давайте рассмотрим все эти ступени.

Ступень 0 - (Потребление). На нулевой ступени зверь сам является средством добычи (производства) плодов природы для себя. Весь процесс «производства» состоял лишь в том, что лапы доставляли пасть зверя к месту поедания плодов природы, а с появлением руки добавилась ещё и транспортировка плодов природы в рот.

Ступень 1 – (Ручной труд). Человек перестал кочевать в поисках еды, а взял в руки примитивные средства обработки земли и сам стал их приводом.

Ступень 2 – (Машинное производство). Человек изобрёл двигатель и поставил его вместо себя в качестве привода прежних средств производства, создав машину. Рука человека стала приводом рычагов управления машиной.

Ступень 3 – (Безлюдное производство). Человек изобрёл компьютер (микропроцессор) и поручил ему привод рычагов управления машиной, создав роботизированные комплексы. Уже только кончики пальцев человека стали приводом кнопок управления компьютером.

В связи с этим следует отметить, что применяемый в литературе термин «безлюдное производство», который и мы использовали для названия третьей ступени развития человечества,  отражает только отсутствие человека в прежних производственных цехах. Более правильным будет применение термина «компьютеризированное производство», так как именно добавление компьютера в цепочку средств производства (примитивное + привод + компьютер) позволило человеку участвовать в процессе производства, даже не выходя из дома.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что на каждой новой ступени развития человечества функция человека в процессе производства становится всё менее и менее энергозатратной.

Поэтому, на четвёртой ступени развития, должен произойти окончательный «отрыв» человека от средств производства, то есть человек уже не будет касаться средств производства даже кончиками пальцев, создав диалоговые процессоры, которые будут выполнять речевые команды человека.

На пятой ступени развития даже эта затрата энергии на звуковые колебания будет исключена, так как человек будет взаимодействовать со средствами производства путём передачи мысли на расстояние, даже в безвоздушном (космическом) пространстве. Мышление станет функцией человека в процессе производства. Такой производственный процесс станет материальной базой для выхода жизни в космос, то есть началом процесса рождения  и последующего развития нового космического сообщества в новой среде обитания.

Та часть человечества, которая останется на Земле, будет всегда иметь человеческий облик, но со временем превратится в «одну семью» и начнётся её генетическое вырождение. В связи с этим возникнет необходимость обновления генов за счёт контакта, в том числе и скрытого, с представителями других планет. Факты похищения людей для подобных контактов с инопланетянами в НЛО имеют место и на нашей планете.

Таким образом, мы выявили сущность линейного (прогрессивного) процесса развития человечества на планете Земля [участок (-1)-(0) на рис.3], которая состоит в том, что человечество всё более отдаляется (отчуждается) от природы за счёт того, что между ним и природой «размещается» всё более совершенное средство производства. Ступени (уровни) развития человечества определяются ступенчатым наращиванием внутренней структуры средств производства. 

Очевидно, что дальнейшее (космическое) развитие человечества будет связано с обратным процессом соединения «человека» с природой (космической) за счёт постепенного уменьшения роли уникального средства производства, находящегося между ним и планетарной биосферой  в точке (0) на рис.3. «Организм» новых «существ»  будет постепенно «вбирать» в себя функции земных средств производства.

Нам же сейчас осталось выяснить: почему поступательное развитие человечества на планете Земля связано с циклическими процессами?

5.  О сущности цикличности в процессе развития человечества

Чтобы понять причины цикличности развития нам необходимо рассмотреть процессы, которые происходят в социальном организме на каждой ступени развития человечества. Для этого нам надо снова критично подойти к самооценке человечеством самого себя, как высшей (социальной) формы развития материи, и постараться увидеть в развитии общества (социальной системы) проявление закономерностей, присущих любым материальным системам.

Так, если социальный организм представляет собой совокупность элементарных частей, которыми являются люди, то любое вещество, например, самое известное – Н2О (вода), тоже представляет собой совокупность элементарных частей - молекул.

Всем известно, что если подводить или отводить энергию (тепло) к стакану воды, то вода может находиться в трёх качественных состояниях: газообразном (пар), жидком (вода), твёрдом (лёд). Эти качественные состояния принципиально отличаются друг от друга силами, действующими между частями системы. В газе молекулы отталкиваются (-1), в твёрдом теле притягиваются (+1), а в жидкости силы отталкивания и притяжения уравновешивают друг друга (0). (В данном случае мы обозначили противоположные качественные состояния системы противоположными математическими символами (-1) и (+1), а среднее «нейтральное» – символом (0)).

 Совершенно аналогичные процессы происходят в социальных системах. На рис. 4 изображены три известные ступени развития человечества (0,1,2) и указаны типы технических революций, означающих переход на следующую ступень развития. Ширина ступеней развития сопоставлена с качественными состояниями материальных систем (-1), (0), (+1), а внизу   показана эпюра (график) изменения сил, действующих внутри социальной системы, находящейся в разных зонах ступеней развития. Таким образом, мы сопоставили левый край (начало) ступеней развития с действием сил отталкивания (-1), а правый  край  (конец) ступеней -  с действием сил притяжения (+1). Середина ступени совпадает с нейтральным качественным состоянием (0).

Действительно, мы знаем, что на нулевой ступени в точке (-1)  каждый зверь-одиночка обладал полной свободой и, как собственник, один владел своей территорией, которая давала ему плоды природы - средства для жизни. Любое вторжение соседа было покушением на средства для жизни, а значит, и на саму жизнь хозяина территории, поэтому отношения между индивидами  были звериными, враждебными, отталкивающими. 

Аналогичное качественное состояние анархии (безвластия) социальный организм имел в начале первой ступени развития, когда каждый оседлый собственник обрабатываемой земли опасался набегов кочевников.

В начале второй ступени  развития каждый собственник машин являлся  конкурентом (врагом) для своего соседа на рынке. Жёсткая (звериная) конкуренция лежит в основе свободных рыночных отношений, поэтому К.Маркс называл человека «общественным животным» на данной стадии развития социального организма.

За  основу теории эволюции всего живого Ч. Дарвин тоже взял борьбу за существование, хотя биосфера планеты в целом представляет собой равновесную систему.

Именно тенденция к равновесию проявлялась в том, что страх перед внешней опасностью заставлял индивидов объединяться и терять при этом часть своей свободы. Силы притяжения начинали  уравновешивать  силы отталкивания, переводя социальный организм в нейтральное качественное состояние (0) на середине ступени развития.

В точке (+1)  члены социального организма уже не имеют  свободы в принятии решений, а полностью подчинены единой планово управляющей силе, притягивающей их всех к единому центру, владеющему всеми средствами производства.  Состояние единовластия (монархия), по аналогии с твёрдым  льдом (+1), может быть образно названо  «замороженным» состоянием социального  организма.

«Замороженное» состояние является пределом (тупиком) развития социального организма  на базе средств производства, присущих данной ступени развития человечества. В таком состоянии (+1) всё общество можно сравнить с единой поточной линией, в которой все производственные функции каждого человека строго регламентированы, поэтому  становится принципиально невозможным появление  новых средств производства, выводящих человека из процесса производства, то есть создающих безработицу.

Поэтому все аграрные империи (+1) на первой ступени развития человечества приходили к застою, единственным выходом из которого являлась  реформа, возвращающая землю тем, кто её обрабатывал. Становясь хозяином средств производства, земледелец  получал возможность за счёт затрат своих собственных ресурсов вывести себя из производственного процесса путём создания машин, переводящих общество на следующую ступень развития. 

Таким образом, цикличность процесса развития обусловлена тем, что каждый социальный организм (государство) развивается на своей ступени, проходя стадии развития  от состояния анархии (свободы) своих составных частей до состояния монархии (несвободы), достигая при этом самого эффективного использования всех средств производства на данной ступени развития человечества. Затем идёт  обратный процесс угасания и распада социального организма.

Совместное рассмотрение линейного и циклического процесса даст нам возможность получить искомую закономерность развития человечества, которая действует независимо от воли и сознания людей.

Комментарии 4

<p>
  Позиция  автора  не  вяжется  с  иторическим  опытом.   Экономическое  развитие   общества  неразрывно  связано  с  уловиями,  в  котрых  оно  развивалось  и  точкой  отсчета  возникновения  этого  общества. Образование   государств  Стран  Ближнего  востока,Китая и  ряда  других   благодаря    условиям  их  проживания,  на   многие сотни  лет   раньше  обрели   государственность,  чем  страны  Европы,  США , России, но  по  объективным  причинам (  прежде  всего,пораждённых  рабовладельческим  и  и  феодальным  управлением  экономикой)  не  выдержали  испытанием    временем.    То  же  случилось  и  с  Россией,  которая  вообще  является  самым  молодым  государством  из  наиболее  значимых,  которая  задержалась  в  феодальном  развитии  на  600 лет,  в  то  время  как страны  Европы   за   за  это  время  освободили  общество  от рабской  и  феодальной  зависимости  и начали  развивать  экономику,  основанную  на  свобоном  труде    "на  себя." Мотивация  трудовых  отношений-  вот  гвоздь  экономики,  ведущий  к  росту  производительности  труда.  Свободный  труд   лучше  всего  воспитывает  общество и  ускоряет   его    продвижение  к  демократическому.  Маркс  и  Ленин  были  тысячу  раз  правы,  говоря,  что  тот  общественный  строй  победит,  который  достигнет  более  высокого  уровня  производительности  труда.    И  зависит  это  не  от  каких  то  имперических  закономерностей,  а  от  самого  общества,  его  лидеров,  котрых  они  выдвинут.   Китай,  будучи  тысячилетиями  феодальным  государством,  затем  колонией,  затем  сверхтоталитарной  страной  Маодздуновской  ориентации, дал  пример  такого  скачка  экономического  развития,  которого  не  знала  ни  одна  страна  Мира.   
</p>
<p>
Да, Юрий Петрович.
</p>
<p>
Умная, но сплошная каша. Вы находитесь на фазе первых теоритических набросков. Разбейте материал на смысловые части, расширьте их и получите хорошие статьи.
</p>
<p>
Желаю успехов.
</p>
<p>
Да, Юрий Петрович.
</p>
<p>
Умная, но сплошная каша. Вы находитесь на фазе первых теоритических набросков. Разбейте материал на смысловые части, расширьте их и получите хорошие статьи.
</p>
<p>
Желаю успехов.
</p>
<p>
  Позиция  автора  не  вяжется  с  иторическим  опытом.   Экономическое  развитие   общества  неразрывно  связано  с  уловиями,  в  котрых  оно  развивалось  и  точкой  отсчета  возникновения  этого  общества. Образование   государств  Стран  Ближнего  востока,Китая и  ряда  других   благодаря    условиям  их  проживания,  на   многие сотни  лет   раньше  обрели   государственность,  чем  страны  Европы,  США , России, но  по  объективным  причинам (  прежде  всего,пораждённых  рабовладельческим  и  и  феодальным  управлением  экономикой)  не  выдержали  испытанием    временем.    То  же  случилось  и  с  Россией,  которая  вообще  является  самым  молодым  государством  из  наиболее  значимых,  которая  задержалась  в  феодальном  развитии  на  600 лет,  в  то  время  как страны  Европы   за   за  это  время  освободили  общество  от рабской  и  феодальной  зависимости  и начали  развивать  экономику,  основанную  на  свобоном  труде    "на  себя." Мотивация  трудовых  отношений-  вот  гвоздь  экономики,  ведущий  к  росту  производительности  труда.  Свободный  труд   лучше  всего  воспитывает  общество и  ускоряет   его    продвижение  к  демократическому.  Маркс  и  Ленин  были  тысячу  раз  правы,  говоря,  что  тот  общественный  строй  победит,  который  достигнет  более  высокого  уровня  производительности  труда.    И  зависит  это  не  от  каких  то  имперических  закономерностей,  а  от  самого  общества,  его  лидеров,  котрых  они  выдвинут.   Китай,  будучи  тысячилетиями  феодальным  государством,  затем  колонией,  затем  сверхтоталитарной  страной  Маодздуновской  ориентации, дал  пример  такого  скачка  экономического  развития,  которого  не  знала  ни  одна  страна  Мира.   
</p>