Есть мнение Статьи

Как потерять то, чего не было?

10 ноября 2017
Папуас тоже может учинить немалый шухер на своём острове, если ему в руки попадёт автомат Калашникова. Но когда он расстреляет весь боекомплект, патронов он изготовить не сможет. Конечно, додуматься до того, чтобы сказать «утеряна техническая документация» он вряд ли сможет, для этого нужно быть цивилизованным белым человеком.

      Это написано под впечатлением статьи «К вопросу о потерях технической документации в США в связи с луносрачем». Автор предельно корректно излагает грустную историю про рассеянных и чудаковатых американцах, которые теряют одну технологию за другой.

      Так, например, на авиабазе Дэвис-Монтен (Davis-Monthan Air Force Base) в штате Аризона крылом к крылу стоят сотни знаменитых В-52.

Авиахлам на авиабазе Дэвис-Монтен (Davis-Monthan Air Force Base)

      Спрашивается – как они взлетают? А никак. Эти вёдра просто источник запчастей для 65-ти В-52 выпуска 1962 года (!!!), находящихся в строю. Правда, летают из них только несколько штук. Но кто сказал, что супердержава не имеет права на нелетающие бомбардировщики? На всё она имеет право, на то она и супердержава. А причина проста – двигатели Pratt & Whitney J57-PW-19W и J57-PW-43 не производятся с 1970 года, запчастей к ним нет и уже не будет − технологическая документация утеряна.

Танк М1А1 "Абрамс". Чудо, к которому нет возврата

      Аналогичная история со знаменитым американским танком М1А1 «Абрамс» − их у США 8000 штук, но это число конечно и не может быть увеличено, поскольку двигатели танков нельзя заменить на новые – технологическая документация утеряна.

      А теперь плавно перейдём от мифов, легенд и анекдотов к серьёзному разговору, который не допускает «условно правдоподобных» доводов на уровне «Варенье слопала кошка». Так вот. Технологическую документацию можно украсть. Трудно, но можно. А вот потерять её невозможно, это вам любой производственник скажет.

      Такие изделия, как самолётный или танковый двигатель, нельзя изготовить, закрывшись в секретном отделе и никому не показывая чертежей. Это ведь не самопал с заточенным гвоздём вместо затвора. Чтобы читатель, далёкий от производственных вопросов, мог себе это представить, я объясню:

      Проектно-техническая документация двигателя – это не файлик с несколькими листочками чертежей. Это несколько томов (в электронном виде сами посчитайте). Туда входят чертежи всего изделия, отдельно чертежи каждой системы (топливной, электрической и т.п.), отдельно чертежи каждого узла и отдельно чертежи каждой детали.

      Поскольку заказ, как правило, исполняет не один завод, для каждого завода изготавливаются копии пакетов чертежей узлов, которые они должны изготовить. На заводе изготавливаются копии для каждого цеха. В цехах, соответственно, изготавливаются копии чертежей деталей для каждого исполнителя. Разумеется, и там соблюдается необходимый режим секретности, но суть не в том. Теперь попробуйте представить случай, когда всё это множество копий пропало. Куда и с помощью чего? И куда делись те, кто это изобрёл? И те, кто им помогал? И те, кто эти чертежи рассматривал и утверждал (у них ведь тоже копии наверняка остались – бюрократия не любит расставаться с бумагами)? И те, кто размножал эти чертежи?

Гениальное детище Вернера фон Брауна. После полётов на Луну (ну, вы в курсе) «Сатурн-5» на Земле оставалось 3 аппарата данного типа, которые в декабре 1976 года были законсервированы и отправлены в музей в качестве экспонатов.

      Словом, вы поняли. Вот так, одномоментно, сразу отовсюду (и со всеми участниками процесса) техническая документация пропасть может в одном-единственном случае – если её попросту никогда не было. То есть, если американцам попросту попали в руки готовые изделия. Папуас тоже может учинить немалый шухер на своём острове, если ему в руки попадёт автомат Калашникова. Но когда он расстреляет весь боекомплект, патронов он изготовить не сможет. Конечно, додуматься до того, чтобы сказать «техническая документация утеряна» он вряд ли сможет, для этого нужно быть цивилизованным белым человеком.

      А откуда американцам попали в руки эти чудеса техники, даже и гадать не надо. Это разработки гитлеровской Германии, которую «союзники» ударными темпами грабили, особенно на предмет той самой технической документации, готовой продукции, а также учёных и специалистов. Но движки выходили свой ресурс и хвастаться стало нечем. Что осталось? Только важно надуть щёки – «техническая документация утеряна»

      Особняком стоит история про «высадку астронавтов на Луну». И здесь странная рассеянность американцев сыграла им на руку – в очередной раз «техническая документация утеряна». Ну, завалилась за подкладку, бывает. Как метко выразился Автор вышеупомянутой статьи, "А Вы, наверное, думали, что нельзя утратить то, чего никогда не было? Только не в Америке! :-))"©

Комментариев пока нет