Как избежать войны в Арктике и ... на Луне

29 октября 2016

Весьма интересная и квалифицированная статья "Начнется ли война за Арктику?" сообщает нам о начале интенсивного противостояния ведущих государств мира по поводу использования шельфа Арктики.

Когда-то Огюст Конт и позже Герберт Спенсер - умнейшие люди XIX века - предупреждали о возможности мировых войн, которые появятся в связи с СИЛОВОЙ колонизацией Третьего (тогда ВТОРОГО) мира. С тех пор прошли ДВЕ МИРОВЫЕ ВОЙНЫ, ЗАКОНЧИВШИЕСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕМ АТОМНОГО И ВОДОРОДНОГО ОРУЖИЯ. ОНИ УНЕСЛИ ЖИЗНИ МНОГИХ ДЕСЯТКОВ МИЛЛИОНОВ ЛЮДЕЙ.

Нормальный социолог или политолог, не купленный грантами от заинтересованных политических или экономических групп (кстати, и Конт, и Спенсер были людьми самостоятельными), должен заявить. что всякие споры и претензии на территории вне зоны 200 миль под предлогом геологических хребтов или "платформ", и прочей малоопределенной группы правовых оснований, с очень высокой вероятностью приведут к силовому произволу и росту опасности возникновения Третьей Мировой Войны.

Не требуется долго думать, чтобы представить, что проблема раздела международных вод будет касаться не только Арктики, но и Антарктиды, как и всей акватории Мирового океана по основаниям каких-либо сырьевых выгод реальных, потенциальных или даже до начала каких-либо изысканий. Можно даже предполагать будущие попытки ставить свои платформы, свои искусственные «суверенные» острова или рабочие поселки и города в океанах и затем «утверждать» свои новые двухсотмильные зоны вокруг них. Позже эти же проблемы возникнут неизбежно и в случае раздела ценных ресурсов на космических объектах, планетах и спутниках, начиная с Луны.

То есть проблема Арктики есть лишь первая из проблем взаимного раздела ресурсов после политического передела всей суши в процессе генезиса государств и наций и соответствующих такому переделу Мировых войн.

И стоит напомнить, что кроме новой угрозы остается актуальной и прежняя угроза. Текущий государственный и национальный раздел суши сам по себе во многих регионах И ТРАДИЦИОННО несет опасность новых переделов в связи с исторически силовым формированием многих государств в нарушение этнической принадлежности и ее территориального распределения.

Без мирового разрешения этой проблемы в рыночном обществе, построенном на принципах разделения труда и взаимодвыгодного обмена произведенными продуктами и услугами, силовое решение доступа к ресурсам окружающей человечество среды, статус которых еще не определен, останется неизбежным источником все новых войн и конфликтов, ущерб от которых - вечная помеха человечеству.

Читателям, имеющим отношение к праву, политике и к экономике или к научным и общественным организациям, включающим знания в указанных областях, автор этих строк предлагает в инициативном порядке рассмотреть возможность решения следующей творческой задачи:

Во избежание борьбы за силовое блоковое или национальное (государственное) господство над минеральными ресурсами воды, придонных и подземных грунтов вне двухсотмильной береговой зоны, а на будущее всех других аналогичных еще не распределенных ресурсов, находящихся на территориях, не имеющих статуса  государственной принадлежности и суверенитета, предлагается создать правовые основы специальных международных (возможно под управлением ООН или международных организаций) МЕХАНИЗМОВ ИЛИ КОНСОРЦИУМОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ частнохозяйственной (любой юрисдикции и на основе конкуренции и аукционов) деятельности: геологоразведки, разработки, эксплуатации и реализации продукции, которые бы выполнялись по всем операциям на основе частной или корпоративной собственности. Цель КОНСОРЦИУМОВ - производство сырья или иных ценных продуктов НА ПОЛЬЗУ ВСЕМУ МИРОВОМУ СООБЩЕСТВУ с продажей готовой продукции по согласованным рыночным "справедливым" ценам на рынках, ценах, которые формируются с учетом (на основе международного аудита)  ПРОЗРАЧНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ (ТРУДОЗАТРАТ) ПРОДУКЦИИ.

Такой проект и его обсуждение имеет целью представить альтернативу силовому межгосударственному переделу Мировогго Океана или его частей , как и и любых ресурсов не имеющих пока государственной юрисдикции, во всех будущих ситуациях конкуренции за ресурсы. Естественно, такое решение, если оно возможно, должно ЗАПРЕТИТЬ ВСЕ СПОРЫ И ПРЕТЕНЗИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ, ВКЛЮЧАЯ И РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ, НА УЧАСТКИ МИРОВОГО ОКЕАНА вне двухсотмильных зон. Между прочим, в быту каждый прекрасно понимает, что жадность не доводит до добра, а жадность коллективная или даже национальная, как и политические амбиции  (читай, "гордыня") способна превратить такое "не добро " в полноценную войну.

Не исключаю, что правовые вопросы в подобных ситуациях не решаемы. Одна из видимых автором сложностей состоит и в том, что всякие государственные расходы, вклады и паи по международным соглашениям на общественные проекты такого рода мировое сообщество сможет проводить исключительно на справедливой основе вкладов, то есть без участия современного механизма фиатных (договорных, а по сути произвольных вплоть до политического мошенничества в режиме "смягчения") денег, эмитируемых (печатаемых) на основе монополиии валюты того или иного государства (как международного средства обмена), примеров приводить не будем. Скорее всего, мировому обществу придется вернуться к признанию золотого стандарта относительно всех валют или к аналогичным схемам с фиксированным и достаточно надежным материальным содержанием. 

Но удачная попытка такого решения НА ВСЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ ВРЕМЕНА вполне достойна Нобелевской Премии Мира. И это самое малое, что может пока дать мировое сообщество авторам идей, которые остановили бы все основные будущие мировые конфликты, положили начало для Вечного Мира, о котором мечтал Эммануил Кант.

Сергей Александрович Четвертаков

Комментариев пока нет