Есть мнение Статьи Открытая трибуна Дискуссионный клуб Национальный институт системных исследований

Как Голливуд воспитывает нашу молодежь?!

Как Голливуд воспитывает нашу молодежь?!

«Зачем тратить миллиарды долларов на проведение военных операций с непокорными народами? Ведь у нас есть Голливуд!» Такую интересную фразу могли услышать высокопоставленные чиновники Белого дома пару десятков лет назад с уст небезызвестного кинопродюсера, чьи слова обретут особый смысл в незримой битве за умы современной молодежи.

Сегодняшний продукт американского кинематографа, поставляемый на отечественный рынок, чрезмерно напичкан низменными идеалами насилия алчности, предательства, разврата и лицемерия. О тотальной пропаганде алкоголизма, табакокурения и наркомании можно вообще складывать отдельные легенды и снимать журналистские расследования.

Так и есть! В последние годы, выходя из кинотеатра, все чаще делаем круглые глаза с мыслью: «Зачем я пришел на этот фильм? Зачем потратил свое драгоценное время?!» Ни смысловой нагрузки, ни профессиональной игры актеров, ни кульминации, ни сюжетной линии… Такое впечатление, что режиссеры фильма принимают нас за идиотов, пытаясь подкупить зрителя дорогостоящими компьютерными спецэффектами и виртуозным монтажом остросюжетных сцен. И все это, как правило, в тандеме с самыми низменными стереотипами поведения, активно пропагандируемыми с большого экрана. Конечно, всем нравится зрелищный кинофильм, но не стоит забывать и о морально-этическом аспекте. Что должен унести из кинозала юный зритель с неокрепшей психикой и едва сформировавшимся мировоззрением? Какие модели поведения, идеалы и образы он перенесет в свою реальность – в отношения с родителями, друзьями и любимой девушкой?

На фоне такой картины напрашиваются логичные вопросы: кто вообще фильтрует подобный видеоконтент, доводимый до российского зрителя? Как же так получается, что аморальные картины доходят до конечного потребителя? Существует ли цензура в киноиндустрии, или ее нет? Оказывается, есть! Тогда в чем дело, господа?!

Предполагаю, вся проблема, как всегда, в несовершенстве российского законодательства, традиционно подготовленного профильным министерством так сказать «под себя»! Согласно действующей на территории Российской Федерации нормативной правовой базе, возможность публичного показа зарубежного фильма в сети российских кинотеатров осуществляется на основании прокатного удостоверения выдаваемого Министерством культуры РФ.

В процессе процедуры выдачи прокатного удостоверения, решения рекомендательного характера об очередности выхода картины в прокат принимает Экспертный совет, состоящий из председателя, его заместителя, ответственного секретаря и членов совета (всего 9 человек). Помимо того, что члены коллегиального органа являются достаточно грамотными экспертами в своем деле, вполне возможно, что на практике часть из них фактически осуществляет функции лоббистов коммерческих интересов крупных медиа-корпораций. Так это или нет, предстоит еще выяснять правоохранительным органам, а пока имена членов совета:

Тельнов

Вячеслав Николаевич директор Департамента кинематографии Минкультуры России (председатель Экспертного совета)

Малышев

Антон Владимирович

исполнительный директор Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (заместитель председателя Экспертного совета) (по согласованию)

Котанджян

ГоарикКарапетовна

генеральный директор ЗАО «Синема Парк» (по согласованию)

Добровольский

Игорь Борисович

президент группы компаний «Люксор» (по согласованию)

Подземельный

Григорий Николаевич

генеральный директор Некоммерческого Партнерства «Генеральная дирекция международных кинофестивалей

«Интерфест» (по согласованию)

Щеголь

Никита Борисович генеральный директор сети кинотеатров «Формула кино» (по согласованию)

Толстунов

Игорь Александрович

продюсер, директор ООО «Продюсерская фирма Игоря Толстунова» («Профит») (по согласованию)

Иванов

Вадим Сергеевич

генеральный директор ООО «Юниверсал Пикчерс Интернэшнл» (по согласованию)

Строчкова

Галина Марковна

заместитель директора Департамента кинематографии Минкультуры России (ответственный секретарь Экспертного совета)

Руководство работой Экспертного совета осуществляет председатель, состоящий в должности заместителя министра культуры Российской Федерации. Решения данного коллегиального органа принимаются путем открытого голосования на основании просмотра фильмов. При равенстве голосов решающим является голос председателя совета (то есть заместителя министра). Решения Экспертного совета оформляются протоколом, который подписывается председателем и членами, присутствовавшими на заседании. Протокол заседания направляется в Департамент кинематографии Министерства в течение двух рабочих дней с момента его подписания.

Следует отметить, что вся эта не очень прозрачная процедура действует на основании Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм (утв. постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2016 г. N 143), приказа Министерства культуры РФ от 29 июня 2016 г. N 1476 «Об утверждении Положения об Экспертном совете по выдаче прокатных удостоверений», Административного регламента Министерства культуры Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче прокатных удостоверений на фильмы, созданные в Российской Федерации или приобретенные за рубежом для проката на ее территории, и по ведению государственного регистра фильмов (утв. приказом Министерства культуры РФ от 20 июля 2012 г. N 787).

Более того, сотрудники Минкульта и члены Экспертного совета перед принятием решений о выдаче прокатного удостоверения должны просматривать каждую картину, подробно изучая предоставленные производителем монтажные и диалоговые листы с краткой аннотацией фильмов, то есть фактически не допускать выхода на большие экраны, скажем так, «нехороших», с точки зрения требований закона, фильмов. Но и тут действующая нормативная база необоснованно ограничивает период рассмотрения заявления соискателя прокатного удостоверения десятидневным сроком, что представляется явно недостаточным для проведения тщательного анализа художественной картины.

Кроме того, Министерству культуры РФ в указанный промежуток времени необходимо классифицировать фильм для установления ограничения по возрастной категории с учетом особенностей восприятия содержащейся в нем информации детьми той или иной возрастной группы. А это, как вы сами понимаете,весьма тонкая и кропотливая работа психологов и педагогов. Есть ли они в Минкульте, и прислушиваются ли к их мнению? – вопросы, конечно, интересные… В любом случае государство возлагает на министерство обязанность – определить вероятность причинения содержащейся в фильме информацией вреда здоровью и (или) развитию детей в соответствии с требованием ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Но налажена ли в России система постоянного мониторинга соблюдения данного закона?

Поскольку аморальный негатив все же просачивается на российские экраны, то возникает вопрос: «Насколько прозрачно и эффективно работает Министерство культуры РФ в рассматриваемом аспекте?» Помнится, в советский период некоторые художественные ленты просто не допускали к прокату по нравственно-этическим соображениям. И все прекрасно работало. А что происходит сейчас?!

Комментариев пока нет