Статьи

К вопросу о противодействии идеологии религиозного экстремизма

14 июня 2017

Испокон века являясь великой Евразийской державой, Россия во все периоды своей истории не только демонстрировала всему миру свою природную толерантность и веротерпимость, но и продуцировала образцы государственно-политических конгломератов народов различных вероисповеданий, среди которых превалировали имеющие принадлежность к исламу.

Современный мир столкнулся, наряду с терроризмом, с новыми угрозами. Делаются попытки расколоть его по религиозному или этническому признаку, вбить клин – прежде всего между христианским и исламским сообществом.

Да, конечно, разные народы в силу своих исторических, религиозных, культурных традиций имеют отличные друг от друга правовые и политические уклады, поэтому так важно наладить конструктивную работу по сближению межрелигиозных позиций по важнейшим ключевым вопросам жизни.

Рассматриваемой с этой позиции Северный Кавказ является специфическим регионом России. Данный регион демонстрирует исключительное разнообразие групп этнического типа: собственно этнических, этнолингвистических, этноконфессиональных, этнорегиональных, клановых и т.д. На его территории живут народы, говорящие на языках нескольких крупных семей: индоевропейской, тюркской, картвельской, северокавказской. На Кавказе распространены крупнейшие мировые конфессии.

С учетом многовекового совместного проживания христиан и мусульман в России в нашей стране накоплен немалый опыт толерантности взаимодействия между представителями различных религиозных общин.

В настоящее время на Северном Кавказе проживает около 20 млн. человек. По сравнению с другими регионами Российской Федерации Северный Кавказ отличается высоким уровнем этнокультурной мозаичности населения, сохранившего внутриэтнические солидарные связи. Проживая в непосредственной близости, вступая в тесное хозяйственное взаимодействие и находясь в одном политическом пространстве на протяжении уже более полутора столетий, народы региона, тем не менее, сохраняют и поддерживают достаточно непроницаемые культурные границы.

В Послании Федеральному Собранию РФ 2012 г. Президент РФ В.В. Путин отметил: «Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками развивалась как многонациональное государство (изначально так было), государство-цивилизация, скрепленное русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире».

Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

На сегодняшний день нет общепризнанного определения экстремизма. В научной литературе встречается большое количество определений понятия экстремизма, включая и Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г., не раскрывающее всей его сути. Смысл и суть экстремизма, может быть раскрыта исходя из следующего. Само понятие «экстремизм» толкуется как «деструктивная приверженность крайним мерам и взглядам, главным образом, в политической деятельности, лишение общественного духа понимания и терпимости». Экстремизм проявляется в сфере межнациональных и межконфессиональных идеологических противоречий, конфликтов в форме массовых беспорядков, актов вандализма и хулиганских действий, пропаганды превосходства или исключительности людей на основе социальной, национальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Под экстремизмом понимаются также призывы к насильственному изменению конституционных основ страны (революция, восстание, вооруженный мятеж, неповиновение властям). Побуждение к диверсиям, подрывающим обороноспособность и экономическую безопасность, также законодательно подпадает под определение экстремизма. Противоправными являются призывы к незаконному отделению регионов от страны.

Таким образом, такое понимание экстремизма позволяет выделить следующие виды экстремизма: национальный, политический и религиозный. Религиозный экстремизм проявляется в крайнем религиозном рвении, нарушении законов, в создании напряженности в отношениях между представителями разных вероисповеданий, а также между верующими и неверующими, в разжигании религиозного фанатизма, в насаждении своих верований и т.д.

Для многонациональной и поликонфессиональной России религиозный экстремизм, как и политический или национальный особенно опасен. На рубеже XX – XXI вв. мы могли неоднократно убедиться, что межконфессиональный мир, мирное межэтническое взаимодействие, являются важными факторами сохранения российского государства. В это время на Северном Кавказе существовали различные проекты, такие как: «горячий ислам», «чеченская революция», федерализация субъектов, «радикальный ислам» и т.д.

Большой интерес к региону, Северный Кавказ, с 90-х годов XX в. и по настоящее время испытывают следующие международные радикальные организации, как Хезболлах, «Исламская партия Возрождения», «Исламский джихад», ИГИЛ и др. Лидеры и идеологи экстремистских организаций, в особенности мусульманского направления, работу среди молодежи Российской Федерации считают одним из главных направлений своей деятельности, основными целями которой являются – насаждение деструктивной идеологии и создание разветвлённой инфраструктуры для последующего ведения подрывной деятельности на территории России. При этом используются различные методы. Например, привлечение их эмиссарами студентов для работы в российских отделениях зарубежных исламских фондов, где осуществляется соответствующая идеологическая обработка, и наиболее перспективные, с точки зрения исламистов, лица из числа российской молодежи направляются на учебу в зарубежные исламские центры (Йемен, Пакистан, Королевство Саудовская Аравия и др.), где в течение длительного периода им внушается идеология «ваххабизма». Также активно используются возможности так называемых мини-мечетей (молельных комнат), создаваемых в местах массового сосредоточения последователей мусульманской религии с целью насаждения идеологии «истинного» ислама и распространения активистами экстремистских организаций и группировок соответствующей литературы.

Антироссийские политические силы в мусульманском мире и на Западе используют исламский фактор для внедрения в России экстремистской религиозной идеологии в ущерб национальным интересам нашей страны. Действия исламских экстремистов возбуждают сепаратистские настроения в мусульманских районах РФ, ведут к отчуждению от российского общества его мусульманского компонента. Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических, идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют повиновения и исполнения самых абсурдных приказов и инструкций. Для экстремистов характерно стремление к охлократии, господству «толпы»; они отвергают демократические методы разрешения возникающих конфликтов.

Вышеперечисленные радикальные организации в своей деятельности не прочь использовать этнический и конфессиональный фактор для дестабилизации ситуации в России. На территории России экстремистские группы, пропагандирующие крайне радикальную исламскую идеологию проникает главным образом через лиц, прошедших обучение в отдельных арабских странах, где ваххабизм и другие ортодоксальные течения в религии получили и получают государственную поддержку.

Силовые структуры в Российской Федерации проводят активную политику по выявлению и задержанию граждан занимавшихся вербовкой боевиков в ряды международной террористической организации. В мае 2016 г., в Москве, сотрудники МВД России и ФСБ России задержали активного участника международной террористической организации «Хизб-ут Тахрир Аль-Ислами». В начале апреля 2016 г. силовики пресекли в Волгоградской области деятельность «Палласовского джамаата», занимавшегося вербовкой местных жителей в «Исламское государство» (террористическая группировка, запрещена в России). Также были задержаны исламисты, готовившие теракт в регионе. Задержания связанных с «Исламским государством» (ИГ, ДАИШ) и другими террористическими организациями боевиков регулярно происходят в разных субъектах России. 17 марта 2016 г. силы правопорядка задержали в Хасавюртовском районе Дагестана трех человек, связанных с ИГ.

Уход в ИГИЛ с территории бывшего Советского Союза принимает массовый характер. По данным экспертов, там уже воюет около 5 тысяч боевиков из СНГ. Отсюда очевидна взаимная ответственность государства и конфессий, чиновников и религиозных экспертов.

Одной из наиболее уязвимых социальных групп для экстремизма является молодежь. С распадом СССР на фоне идеологического и мировоззренческого вакуума произошло усиление религиозных институтов. Несмотря на усилия федерального центра на территории региона, Северного Кавказа, осуществляются не только террористические акты, например на территории Чеченской республики 4 декабря 2014 г., но продолжается пропаганда экстремистских взглядов, вербуются новые участники бандформирований за счет молодежи, представляющей разные социальные группы. «Требуемого уровня стабилизации общественно-политической обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) достичь пока не удалось», заявил секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев на совещании в Нальчике 03.03.2016 г. Далее Н. Патрушев отметил, «К сожалению, в полной мере не пресечена деятельность религиозно-экстремистского бандподполья. Сохраняется высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи», — добавил секретарь Совбеза.

Такая ситуация дает определенную свободу действия для одурманивания сознания молодых людей и вовлечения их в антиобщественную практику, а также дает возможность вовлечь молодежь в религиозный экстремизм. На наш взгляд, в большинстве своем молодежь не может, да и не хочет адекватно воспринимать насаждаемую извне экстремистскую идеологию. А идеологи экстремизма, в свою очередь, пытаются использовать данный фактор в своих интересах максимально и активизируют свою деятельность. Большую угрозу представляют попытки экстремистских сил вовлечь в свои ряды студентов.

Одна из причин втягивания молодежи в религиозную экстремистскую деятельность во многом обусловлена недостаточно эффективной реализацией государственно-религиозной, а также молодежной политики. На фоне событий на Ближнем Востоке, а также на Украине необходимо активизировать молодежную политику, гражданское и патриотическое воспитание, уделить больше внимания истории нашего государства, обращаясь истории нашего многоконфессионального народа. Ради справедливости следует отметить и тот факт, что федеральная законодательная база государственной молодежной политики развивается медленнее, чем потребности в ней самой молодежной политики. Меры противодействия экстремизму должны стать, на наш взгляд, частью государственной национальной политики, государственной молодежной политики, государственно-религиозной политики, а также частью образовательного процесса. На этом противодействии основана вся идеологическая работа с молодежью. Вузы могут и должны ставить целью своих усилий формирование креативной институциональной среды как среды гражданско-патриотического всеобуча.

Общим знаменателем кавказских культур, несмотря на их несомненные различия, является то обстоятельство, что все они оказались взращенными в самом тесном взаимосплетении, в условиях поликультурного, многоязычного сотрудничества всех народов этого региона, открытости сторонним воздействиям. Можно сказать, что в каждом кавказском народе можно найти отголоски идей, ценностей, идущие из глубины веков, несущие в себе печать традиционности.

Одной из задач стоящих перед органами власти не допустить развития тоталитарно деструктивных религиозных организаций в регионе, так как деятельность их направлена на навязывание северокавказскому обществу сомнительных ценностей и идей, на вербовку молодежи. Их цель – разрушение общества, отрыв Северного Кавказа от России, нарушение сложившихся веками отношений терпимости и взаимного уважения между представителями традиционных религий. Противодействием этим деструктивным тенденциям должно быть преподавание основ знаний о традиционных религиях в школах и вузах, использование потенциала средств массовой информации, участие экспертных советов в процессе регистрации и оценке деятельности религиозных объединений. Очень важно понять, что религиозный экстремизм процветает на почве духовного невежества. Во всех этих проявлениях виновата не религия, не вера, а ее незнание и непонимание. Только знание основ вероучения традиционных для России религий – Православия, Ислама – даст нам гарантии взаимопонимания, сохранит и укрепит межнациональные узы, связующие всех граждан России.

Новая религиозная ситуация, сложившаяся на рубеже веков, усиление межконфессиональных и внутриконфессиональных противоречий, бурное проявление религиозно-политического экстремизма требуют религиоведческих знаний. Отсутствие таковых приводит нередко к усилению религиозной нетерпимости, развитию тоталитарных сект, оскорблению религиозных чувств граждан, обострению межнациональных отношений, а также становится препятствием на пути организации межрелигиозного диалога.

Рассматривая влияния, например, ислама на этнополитические процессы, следует отметить его консолидирующую роль для народов, исповедующих его: «он был и остается средством не только этнической самоидентификации, но и этнического самосохранения». Столетия совместного проживания привели к сглаживанию противоречий и воспитанию национальной и конфессиональной толерантности.

В Коране есть такой аят: «Самыми близкими к вам являются те, кто называют себя христианами». Надо отметить, что Ислам и Ветхий, и Новый Завет признает как книги богооткровенные, и считает христиан и иудеев людьми Писания. Коран признает Иисуса Христа Пророком. Ислам считает иудеев, христиан и мусульман последователями одной традиции, идущей от Авраама (Ибрахима). Поэтому Ислам не может не испытывать уважения к религии, находящейся вместе с ним в рамках единой традиции. Православие и Ислам веками жили друг с другом, и сейчас как никогда необходим мир, чтобы противостоять тем кто пытается сеять вражду между мусульманским и христианским населением Российской Федерации.

Комментариев пока нет