Статьи Открытая трибуна

К вопросу о национальной идее

09 июля 2017

С.П. Пузырьков

К вопросу национальной идее

Вопрос о выборе национальной идеи остается в России актуальным на протяжении уже двух десятилетий. Пока не было принято общественностью ни одного из предложенных вариантов. Даже в понимании и определении понятия «национальная идея» нет общего согласия. Варианты определений есть разные, но автор здесь склонен согласиться с мнением писателя Александра Солженицына, что «термин «национальная идея» не имеет чёткого научного содержания. Можно согласиться, что это — когда-то популярная идея, представление о желаемом образе жизни в стране, владеющее её населением. Такое объединительное представление, понятие может оказаться и полезным, но никогда не должно быть искусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильственно» [2].

Мы считаем возможным дать следующую формулировку: национальная идея выражает наиболее острый общий вопрос, стоящий перед нацией в данный исторический период.

К данному определению необходимо дать обязательные дополнения, чтобы очерчивание того, что может быть национальной идеей было более конкретным. Это общие требования, которым должна отвечать предлагаемая нации идея.

Во-первых, сама идея должна содержать не только цель, но и включать средства и методы ее достижения. Это очевидное требование, т.к. без наличия доступных нации (и ее государству) средств и методов цель становится просто мечтой (примером положительным, когда была не только серьезная цель, но и средства ее достижения, может служить освоение целины в СССР, а мечтательным – лозунг «Каждой семье по квартире!» в перестроечные годы).

Во-вторых, при любой своей конечной цели национальная идея должна содействовать укреплению государства и улучшению благосостояния его населения.

В-третьих, осуществление национальной идеи должно содействовать укреплению связи власти с народом (это очевидное условие успешного осуществления этой идеи).

В-четвертых, сама национальная идея не должна противоречить духовным традициям нации, ее менталитету. Это как минимум, а в максимуме она должна способствовать духовному развитию нации.

Из этих условий отметим первое как наиболее трудное.

Следует также отметить, что даже нахождение верной на данном этапе развития государства и общества национальной идеи вовсе не гарантирует народу ее осуществление властью. Здесь может быть несколько причин:

1. Самозамкнутость (элитарность) власти, т.е. это вариант, когда власть показывает практически полное игнорирование интересов населения (в таких случаях говорят, что власть живет своей жизнью, а народ – своей).

2. Власть строго следует принципам идеологии, мало совместимой с интересами народа (либеральная идеология в ее первоначальном варианте, консервативная идеология, идеологии, построенные на религиозных догматах (в случае их экстремистской трактовки)).

3. Власть продажна и слаба. В этом варианте власть либо находится под влиянием сторонних (иностранных) сил, не заинтересованных в развитии данной нации и ее государства, либо она тотально коррумпирована и занята только личной наживой.

Очевидно, что наиболее успешно будет вести одобренную народом национальную идею к ее свершению умная, патриотически настроенная, понимающая свой народ власть. Хорошо, если такая власть есть. Однако даже если у власти в государстве всех перечисленных выше качеств нет, то могут быть иные причины, заставляющие ее из-за угрозы потери своего властного положения продвигать решение национальной идеи в жизнь. Такими причинами могут быть:

1. Внутренние обстоятельства. К ним следует отнести неблагополучное положение с миграцией населения; общее недовольство масс, грозящее бунтом; чрезмерное, чуждое нации, влияние со стороны в культурной сфере; иные причины.

2. Внешние обстоятельства. В большинстве случаев это экономическая блокада страны, внешние угрозы ее суверенитету, санкции и изоляция.

3. Общественные объединения и партии, видящие нежелание власти решать вопросы, связанные с национальной идеей, и способные привести массы к смещению данной власти. В таком случае, понимая неизбежность поражения на выборах или даже скорейшего своего свержения, власть может пойти по пути осуществления национальной идеи.

Однако вопрос о главенстве власти в реализации всех мер по продвижению национальной идеи в жизнь должен быть решен властью безусловно. Передать главенство в какую-либо общественную организацию в вопросе о НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ верховная власть не имеет права. Долго доказывать, почему так, остановимся на самой формулировке этого правила.

Теперь перейдем к вопросу о поиске национальной идеи.

Прежде всего посмотрим на то, чем в самом общем плане озадачено сегодня большинство населения России. Можно много здесь обозначить проблем, но общим итогом будет одна фраза: это попытки народа наладить себе в новой России стабильную и благополучную жизнь.

Пока такие попытки можно назвать в лучшем случае частично успешными. За 25 лет преобразований и новой жизни России проблема стабильности и роста благополучия осталась нерешенной. Причины этому факту очевидны: коррупция, разворовывание госсредств, частое бездействие местной власти, безработица, внешние и внутренние экономические кризисы, немалая инфляция (особенно в бытовом сегменте – ЖКХ, энергетика, транспорт, продукты питания), проблемы с конкуренцией большого и малого бизнеса, проблемы с жильем, проблемы отношений производителей и перекупщиков и т.д. Все эти причины не добавляют народу уверенности в завтрашнем дне, работают на задержку темпов роста ВВП и, соответственно, народного благосостояния, уменьшают возможности государства в поддержке своих программ.

Учитывая вышесказанное и пользуясь формулировкой понятия национальной идеи из начала статьи, можно дать следующую для данного периода развития России наиболее востребованную и общую цель: найти оптимальный по обеспечению стабильности темпов роста народного благосостояния путь реформирования жилищных и производственных отношений в государстве, способный не только удовлетворить народные чаяния, но и минимизировать (или полностью устранить) причины, мешающие этому росту и его стабильности.

Краткий перебор различный идей, выдвинутых в разное время на место национальной идеи (развертывание патриотических лозунгов, настроений, воспитания; развитие свобод и демократии и пр.), покажет, что ни одна из этих идей полного решения сформулированной выше задачи не даст.

Решение в поиске национальной идеи в такой поставленной ее формулировке может дать путь развития общин (общин-кластеров). Сама идея обустройства работы и жизни по кластерному типу не нова. Для России с ее огромными пространствами идее компактного проживания в кластере можно добавить достаточное территориальное обеспечение и не замыкать кластер только общими границами домовладений (дать, например, по 1 га на каждого проживающего). В таком случае получается новое качество: община-кластер станет способна решить многие задачи самообеспечения и добиться относительной независимости от влияния внешних воздействий, в том числе снизить влияние инфляции, безработицы, коррупции, внешних кризисов. Почему это возможно и как это выглядит в деталях – тема обширная, ей посвящен целый сайт [1].

Если рассмотреть указанную идею с позиций перечисленных выше четырех условий, то можно увидеть полное их выполнение.

Первое условие требует политической воли власти и немалых средств на ее осуществление. Откуда можно взять государству средства на столь непростую и масштабную задачу говорится в статье [4]. Хотя, разумеется, большая часть должна идти из бюджета или прибыли тех предприятий, которые захотят организовать своим сотрудникам работу по кластерным принципам. Задача во многом будет решаться успешнее, если в стране пойдет должная политическая кампания поддержки, а строительство кластеров нового типа будет опираться не только на участие государства, но и личный труд общинников.

Второе условие выполняется с очевидностью, т.к. община-кластер способна решить задачи снижения общей конфликтности в обществе, достижения определенной общей стабильности (когда количество стабильных ячеек-общин даст качественных результат в масштабах государства), снижения общего уровня безработицы и зависимости от внешних кризисов. Развитие общин-кластеров дает немало плюсов в копилку государства, а также и свои плюсы в реноме власти, т.к. будут, пусть и частично, решаться многие задачи, о которых правительство и парламентские партии заявляют, как о приоритетных. Можно рассчитывать на успешное решение вопросов развития гражданского общества, укрепления здоровья нации, развития малого предпринимательства и местного самоуправления, снижения зависимости от импорта в продуктах питания и многое другое (подробнее в статье [4]).

Выполнение третьего условия будет во многом зависеть от позиции и действий власти. При полной поддержке общинного пути развития и получения народом и государством перечисленных в предыдущем пункте плюсов в развитии власть может рассчитывать на полное доверие и поддержку народа.

Четвертое условие в данной идее также полностью выполняется, т.к. духовной основой идеи можно назвать присущий нашему народу дух общинности, взаимопомощи и взаимовыручки. Самой сильной стороной общины будет не ее технологическая база, а дружественные отношения, сплоченность и взаимопонимание членов общины. Развитие этих качеств в личностях общинников будет лучшим плюсом существования общины.

Что касается культурной составляющей духовной жизни общины, то современные технологии (сотовая связь, интернет, спутниковое телевидение) делают ее в значительной мере доступной даже для общин, расположенных вдали от городов. Перспективы развития цифровой техники вообще позволят забыть о каком-либо здесь отрыве от городской жизни (подробнее – 4-я глава книги [3]).

Необходимо отметить, что создание и жизнь таких общин-кластеров могут вести и отдельные объединения людей или какие-либо малые и средние предприятия. Однако только государственный масштаб и полная поддержка верховной власти даст государству и нации необходимый по сформулированной идее результат. Здесь важен именно масштаб, без него достичь в полном объеме указанных целей не удастся. К тому же ведение властью курса на общинно-кластерное обустройство жизни даст ей полное взаимопонимание с народом и его поддержку, что, как отмечают политологи, является залогом крепкого государства и его способности преодолевать любые неприятности внешнего и внутреннего характера. Есть и многие другие плюсы данного пути развития, они подробно рассмотрены на сайте [1] и в 4-й главе книги [3].

Если системно посмотреть на изложенную идею об общинно-кластерном пути развития производственных и жилищных отношений в государстве, то можно увидеть, что этот путь есть комплексное, единое в основе решение, способное не только дать нации новые возможности для укрепления ее духа и благосостояния, но и минимизировать многие негативные факторы в жизни государства без прибегания к диктатуре «сильной руки» или новой революции.

Литература

1. Государство и мы. URL: http://proektA25.narod.ru.html

2. «Написано кровью». Интервью Александра Солженицына. izvestia.ru (24 июля 2007).

3. Пузырьков С.П. Государство без конфликтов. – 2010 г.– 297 с. URL: http://proektA25.narod.ru.kniga.html

4. Пузырьков С.П. Община как производственно-жилищный кластер. URL: http://lawinrussia.ru/content/obshchina-kak-proizvodstvenno-zhilishchnyy-klaster-k-voprosu-o-natsionalnoy-idee


Комментариев пока нет