Статьи Молодёжная редакция

История становления и развития Шанхайской организации сотрудничества

14 ноября 2018

Проходивший 9 июня 2017 года в столице Республики Казахстан городе Астане саммит ШОС открыл новую страницу в истории Организации: лидеры государств-членов приняли историческое решение о принятии в ее ряды Индии и Пакистана на правах полноправных участников. Таким образом ШОС преобразовалась в так называемую «большую восьмерку» , в составе которой – три великие державы современности: Россия, Китай, Индия.

Как ШОС пришла к этому событию и каковы были основные вехи развития Организации?

Процесс создания крупнейшего евразийского альянса, известного как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), начался в 1990-х годах, после распада СССР и образования на месте бывших союзных республик ряда самостоятельных государств. Ситуация в Центрально-Азиатском регионе в тот момент претерпевала кардинальные изменения: исчезновение единого управленческого центра, необходимость реализации внешней политики независимо от централизованной системы СССР, поиск новой модели развития, ориентированной на обеспечение себе места в новой системе международных отношений, – все эти факторы обострили существующие ранее социально-экономические проблемы и привели к глубокому кризису.

Тем не менее регион по-прежнему представлял исключительную геостратегическую значимость благодаря богатым запасам нефти и газа, трудовым ресурсам и транспортно-транзитному потенциалу, а потому очень быстро стал местом соперничества различных сил. Основными претендентами на контроль над Центральной Азией стали Россия и КНР. Первая, будучи прямой наследницей СССР и имея исторические связи с Центрально-Азиатским регионом, стремилась всеми силами сохранить и увеличить свое влияние в нем.

Однако в российской политике того периода отсутствовала какая-либо стратегия поддержания российских интересов в регионе.

Что касается Китая, то сразу после образования независимых государств на месте бывшего СССР он оперативно включил их территорию в сферу своих внешних государственных рубежей , что совершенно четко обозначило позицию КНР в отношении этого региона: нацеленность на развитие добрососедских, дружественных отношений, недопущение гегемонизма и установление взаимовыгодных торгово-экономических связей с опорой на принципы уважения независимости и суверенитета.

Таким образом, сформировалась определенная модель российско-китайских отношений в Центрально-Азиатском регионе, включающая как элементы соперничества (на активное поддержание которого, в силу различных причин, у сторон не было достаточных ресурсов), так и сотрудничества. Последнее подразумевало совместную борьбу против преступности, терроризма и наркоторговли, обеспечение мира и безопасности на территории бывшего СССР.

В 1996-1997 гг. руководители пяти стран – России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана – подписали два принципиально важных для дальнейшего укрепления их партнерских отношений соглашения, которые легли в основу создания новой международной организации, получившей название «Шанхайская пятерка»:

Анализ содержания обоих документов позволяет говорить о том, что одной из основных их целей было урегулирование пограничных вопросов с КНР, вследствие чего на протяжении достаточно продолжительного периода формат переговоров носил двусторонний характер: с одной стороны выступал Китай, с другой – четыре страны, среди которых ведущая роль принадлежала России. Таким образом, «Шанхайская пятерка» являлась в большей степени механизмом решения территориальных споров. Позже формат переговоров трансформировался в пятисторонние, где каждая страна отстаивала собственные интересы в рамках коллективного сотрудничества по вопросам военно-экономического развития всего Центрально-Азиатского региона, что означало, что «Шанхайская пятерка» постепенно приобретала статус полноправной международной организации с четко обозначенными целями и принципами.

Усиление роли «Шанхайской пятерки» внутри региона привлекало внимание других политических акторов, претендующих на лидерство в Центральной Азии. Так, Узбекистан, будучи одним из наиболее развитых постсоветских государств, активно стремился к укреплению своих позиций, изначально ориентируясь на помощь со стороны США. Однако ряд событий конца XX – начала XXI вв., негласно поддерживаемых американским правительством, внес коррективы в позиции Ташкента. Узбекистан взял курс на сближение с другими государствами Центральной Азии, включившись в реализацию военно-экономических проектов в рамках новой организации.

15 июня 2001 года в Шанхае состоялся саммит, в ходе которого пять государств-членов «Шанхайской пятерки» приняли Узбекистан в свои ряды, подписав Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества. Так появилась региональная международная организация, провозгласившая своей целью обеспечение мира, безопасности и стабильности в Центральной Азии.

Таким образом, в первые годы после преобразования «Шанхайской пятерки» в ШОС был принят ряд важных документов, определяющих деятельность Организации:

Создание ШОС стало важным историческим событием, повлиявшим на расстановку сил в Центрально-Азиатском регионе. Деятельность Организации, помимо сохранения мира и безопасности, в настоящее время направлена также на создание «нового порядка» – более демократического и справедливого – с ограниченным вмешательством США во внутренние дела региона. Это направление особенно активно поддерживается РФ и КНР, с которыми США находится в напряженных отношениях.

Текущая активность ШОС на политической арене естественным образом приводит к усилению ее международного влияния и авторитета. В последние годы все большее число стран изъявляют желание присоединиться к Организации, включившись в реализацию ее проектов. Однако, несмотря на то, что в Хартии закреплен принцип открытости ШОС, вступление в ее члены в течение определенного периода было невозможным. До 2017 года статус государств-наблюдателей сохраняли Индия, Пакистан, Афганистан, Иран и Монголия. С 2015 года этот статус получила Беларусь. В 2017 году первые два присоединились к ШОС на правах полноправных членов. Кроме того, сегодня 6 государств являются партнерами по диалогу с ШОС: Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка.

Рис.1. Территория ШОС до 2017 г.

Процесс расширения и роста влияния ШОС вызывает опасения американского правительства, ставя под угрозу интересы США в Центрально-Азиатском регионе. Однако возможно ли рассматривать ШОС как антагониста НАТО? Маловероятно. С самого своего основания Организация не позиционировала себя военным блоком, подчеркивая, что основные ее цели – способствование экономическому сотрудничеству и миротворчество. Будут ли сохраняться эти принципы в дальнейшем, покажет время.  

Комментариев пока нет