Есть мнение

Историческая память о Великой Отечественной войне в национальном самосознании россиян

29 октября 2016

События последних лет заметно обострили внимание к истории II мировой войны, к сущности, масштабам и значению великой победы 1945 г. Политики и идеологи западных стран, включая ряд постсоветских государств, продолжают распространять тенденциозные, искаженные представления о ходе и исходе войны, о роли нашей страны в разгроме фашизма и послевоенном переустройстве мира. Их утверждения нередко приобретают фантастический характер, переворачивая с ног на голову реальные, в целом даже широко известные факты. По существу, в геополитических целях идет настоящая информационная война за социальную память, за умы подрастающих поколений. И в этих условиях люди далеко не всегда проявляют иммунитет критического отношения к попыткам намеренной фальсификации прошлого.

На наш взгляд, было бы ошибкой усматривать в этой ситуации лишь современные конъюнктурные подходы западных партнеров России. В широком цивилизационном плане здесь несомненны повторяющиеся, многовековые геополитические парадигмы. Они различимы с древнейших времен отечественной и мировой истории. Так, летописцы сохранили слова князя Александра Невского, который перед Ледовым побоищем воскликнул: «Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом!» (Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., ЭКСМО, 2004. С. 81). Здесь поражает употребленный эпитет, из которого через века просчитывается понимание им сути столкновения с сильным, надменным завоевателем. Подобные моменты циклически, но устойчиво встречаются и в последующих столетиях, вплоть до нашего – с расширением НАТО на восток, с размещением вокруг России баз и системы ПРО, с двойными западными стандартами, санкциями и т.д.

В крупных событиях отечественной истории можно усмотреть некоторые знаковые аспекты. В этом ключе отметим выход России к океанам и морям; притяжение к ней многих евроазиатских народов, духовно-культурное влияние на них, значимая роль в освобождении и защите славян; разгром наиболее сильных агрессоров, претендующих на мировое господство, в особенности, спасение человечества от фашистского порабощения. Они помогают глубже понять духовно-нравственное и культурное наследие России, ее воинскую славу, неимоверные испытания, поражения и победы. Страна на огромных просторах сосредотачивалась и поднималась, была путеводной звездой, маяком для многих. Невозможно представить себе человечество без такой страны, без такого народа, без этой высокой культуры.

Все подобные рассуждения выводят нас к такому явлению и философскому понятию, как национальная идея. В научной литературе она трактуется как обобщение национального самосознания, понимание смысла существования того или иного народа, этноса или нации. В русской философской и политологической традиции к определению и пониманию идеи, сущности нации обращались такие известные мыслители как Л.А. Тихомиров, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Л.Н. Гумилев и многие другие (Алексеева В.А. Национальная идея. Философская энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/  Проверена 1.12.2010 г. Архивировано из первоисточника 6.07.2012 г.).

Большое влияние на теоретическое осмысление вопроса оказал философ В.С. Соловьев. Он был убежден, что каждая нация, объединенная в государство, выполняет в истории свою задачу, словно занимая свыше отведенное ей место в социальном прогрессе. Такое призвание определяет присущее ей самопожертвование, саморазвитие на принципах свободы, правды, справедливости, добра и любви.

«…Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности!», – образно утверждал В.С.Соловьев (Русская идея //Сбор.: Русская идея. М., 1992. С.187; Соловьев В.С. Соч. В 2 т. Т.2. М., 1989. С. 220-221.)

Суждений по национальной идее России немало, в переломные годы споры разгораются с новой силой. Особое внимание привлекли идеи М.В. Ломоносова, И.И. Шувалова, А.И. Солженицына о сбережении народа. Главное, подчеркивается мысль, что «…без национальной идеи никакая государственность в долгосрочной перспективе не может существовать» (Сулакшин С.С. Национальная идея России. Программа действий // Национальная идея и жизнеспособность государства. Постановка задач. Материалы постоянно действующего научного семинара. Вып. 2. М., 2009. С. 33.). Московский Центр научной политической мысли и идеологии (руководитель – С.С. Сулакшин, затем С.Г. Кара-Мурза), объединив большой круг ученых, подготовил шесть содержательных томов «Национальная идея России» (М., 2012). Национальная идея сформулирована ими в следующем виде: «Моя страна должна быть, и должна быть всегда!» (Пономарева Е. «Моя страна должна быть, и должна быть всегда» // Свободная мысль. Статьи // svom.info/entry/290-moya-strana-dolzhna-byt-i-dolzhna-byt-vsegda). Соглашаясь с самой мыслью, считаем все же ее недостаточно точной и полной в формате национальной идеи.

События последних лет, реакция на них подавляющего большинства населения, показали консолидацию общества в стратегических подходах к своей истории, настоящему и будущему. Думается, только в таком естественном порыве и дает о себе знать, проявляется национальная идея. Если сформулировать реальный вектор, сигнал общественного сознания, то он выражается в двух словах – Великая Россия, то есть ее достойное место в прошлом, современности и будущем. В такой формуле наше все – российская цивилизация, ее история, русский мир, отечественная культура, немеркнущие в веках победы. Это то, что особенно ярко, афористично обосновывали Петр I, Екатерина II, П.А. Столыпин и другие российские деятели.

Возглавив страну в конце ХХ – начале XXI века, Президент РФ В.В. Путин, понимая всю опасность сложившейся тогда ситуации, четко сформулировал свое понимание сути идеи: «Альтернатива для нашей страны проста – либо Россия будет сильной, либо ее не будет вообще!» (Сильная армия – основа прочного мира // Красная звезда. 2001. 27 февр.).

Нельзя расценивать подобные настроения как ностальгию по империи, стремление к имперскому реваншу. У россиян в целом нет мышления метрополии, ощущения величия управления, превосходства по отношению к колониям, которых и не было. Неопровержимо то, что в целом ряде союзных республик жизненный уровень людей был выше, чем у населения центральной России. Российская Федерация имела меньше политических прав в сравнении с другими республиками. Даже в ООН, в отличие от Украины и Белоруссии, она вошла только после распада Союза, как ее правопреемница.

В годы Великой Отечественной войны страну защищали люди самых разных национальностей, независимо от места проживания, расстояния до фронта. Горькую чашу испытаний, лишений и скорби испил весь советский народ. Поэтому, при обсуждении национальной идеи речь не о каких-то державных притязаниях, экспансии силы, а о национальном достоинстве, национальной гордости, защите национальных интересов. В то же время – понимание необходимости развитой экономики, социальной сферы, достойного уровня жизни, приоритета в самых различных областях, от исследования космоса до достижений в спорте. Великая Россия – это, прежде всего, великий вклад в судьбы человечества!

Но и сегодня, как и в прежние времена, немало обвинителей России то в милитаризации сознания, то в намеренном преувеличении своего значения, в желании воссоздать послевоенный мир. В таком духе идут идеологизация и политизация истории Великой Отечественной войны, разводя на непримиримые стенки западнического отстраненного, беспристрастного либерализма и почвеннического, эмоционально обостренного, патриотизма. Но сквозь огромные массивы фактологии непрерывно на первый план выходят духовно-нравственные аспекты жизни и деятельности народа в условиях тяжелейших испытаний, жестоких поражений и блистательных побед. В них и заключается смысл исторической памяти, сохраняющегося исторического наследия. Именно поэтому Великая победа 1945 года становится мишенью противников России.

Не прекращаются попытки обвинить нашу страну в развязывании II второй мировой войны, принизить роль СССР в разгроме фашизма. Не ослабевают нападки против руководства страны, полководцев, солдат Великой Отечественной войны. Повторяются случаи уничтожения памятников, мемориалов, посвященных павшим героям. Подобная возня активизируется по мере усиления России, обнажая и стимулируя стратегию низведения ее до региональной, сырьевой страны, с обновляемыми сценариями расчленения.

К сожалению, все еще распространяются в печати уничижительные версии о заваливании противника трупами, о несопоставимых фантастических потерях, агрессивности и жестокости освободителей и т.д. Появляются десятки мелких «разоблачений», «опровержений» и «уточнений», точечных «сомнений», «упреков», «обвинений», новых «версий». Значительная часть из них носит безапелляционный и провокационный характер, даже не заслуживает опровержения, тем более – обсуждения. С позиции якобы «демократических», «либеральных» установок эти критики добиваются одной заданной цели – дискредитации, принижения народного подвига.

Так, известный историк и политик Ю.А. Афанасьев в одной из своих книг, красноречиво названной «Опасная Россия. История и память», расписывает историю войны следующим образом: «Гитлер поздно понял, что для большевиков он всего-навсего – полезный смертник, которого ожидает после победы в Европе большевистский (чекистский, не хуже гестаповского) выстрел в затылок. А, поняв, решился на авантюру, на попытку «блицкрига» против Советов»! («Опасная Россия. История и память». М., РГГУ, 2001. С.130.). Это полное игнорирование стратегии фашистского руководства на захват Европы и мира, планов на разгром и порабощение Советского Союза. Далее, наращивая фальсификацию, он в этом же духе пишет, что Гитлер «не учел вполне «азиатской» способности Сталина и его генералов останавливать танковые колонны завалами из собственных живых солдат; …главное – неготовность народов России принять оккупацию «чужого» людоеда взамен привычного рабства у «своего» деспота. К тому же Сталин и его сатрапы мастерски владели искусством пропаганды… Война стала Отечественной, в которой население издавна было приучено не жалеть ни себя, ни противника и которая ведется отнюдь не в соответствии с Гаагской конвенцией» («Опасная Россия. История и память». Ук.соч.. С.130-131.). Можно заметить, что такие взгляды совпадают не только с утверждениями антироссийской русофобской части западной историографии, но связаны корнями с версиями руководителей и идеологов фашисткой Германии!

Между тем, в обширной историографии войны, документальных публикациях по этим вопросам есть ответы и материалы для дальнейших исследований. Заслуживают рекомендации к обсуждению книги: М.Гареев. Маршал Жуков. Величие и уникальность полководческого искусства. М., Уфа, 1996; Он же. Полководцы Победы и их военное наследие. 2 изд., испр. И доп., М., 2004; Гриф секретности снят. Потери вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Под ред. Г.Ф. Кривошеева. М., 1993 и др. Следует отметить и научно-популярные публикации В. Мединского «Война. 1939-1945. Мифы СССР (М., 2009), «Война». 2 изд., доп. (М., 2014) и др.

Можно быть уверенными, что из самосознания российского многонационального народа невозможно вычеркнуть его историческое прошлое. И это вопрос не только и не столько науки. Останутся в народе образы полководцев – Г. Жукова, К. Рокоссовского, И. Конева, Н. Ватутина, А. Василевского, И. Черняховского, М. Ефремова, И. Панфилова, М. Катукова и многих других. Не забудутся герои А. Матросов и М. Губайдуллин, В. Талалихин, Н. Гастелло, З. Космодемьянская, В. Дубинин, О. Кошевой, Н. Кузнецов, М. Раскова, Н. Лунин, А. Маринеско, гарнизон Бреста, ополченцы, партизаны, ленинградцы, севастопольцы, панфиловцы на Волоколамском шоссе, танкисты под Прохоровкой, бойцы, форсировавшие Днепр, освободители Белоруссии и миллионы других защитников Родины.

Время не может затушевать такие события, как трагедия июня 1941 г., оборона Москвы, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, операция «Багратион», освобождение народов, победа 1945 г. Они хрестоматийны, как Куликово поле, ополчение Минина и Пожарского, Бородино, оборона Севастополя в Крымской войне. О защитниках Родины напоминают 13 городов-героев, девять из которых в России, 40 городов воинской славы. Созданы замечательные мемориалы и памятники в Москве, Смоленске, Волгограде, Санкт-Петербурге, Севастополе, Киеве, Минске, Бресте и многих других городах и местностях мира.

Бережное отношение к тематике войны характерно для всех российских регионов. Приметы народного подвига всюду, в тысячах источников прошлого, в названиях улиц, экспозициях государственных и общественных музеев, произведениях литературы, искусства. Немало сведений откладывается в родословных, семейных преданиях и реликвиях. Память о Великой Отечественной войне органично входит в национальное самосознание россиян, как факт личных биографий, судеб родных и близких.

Как известно, в Республике Башкортостан много внимания уделяется краеведению, сохранению исторической памяти, особенно по Великой Отечественной войне. Продолжается ее изучение и осмысление в обширной научной историографии. Изданы многотомные серии «Память», «Они вернулись с победой», «Герои тыла», сборники воспоминаний, художественной прозы и поэзии. Созданы памятники и мемориалы, многочисленные государственные и общественные музеи, особенно при учебных заведениях, предприятиях и организациях. Успешно работают Музей Боевой славы и Парк Победы, Музей 112-й (16-й Гвардейской) Башкирской кавалерийской дивизии, Дважды Героя Советского Союза М.Г. Гареева, генерала М.М. Шаймуратова, генерала М.А. Гареева и др. Многие годы действуют ветеранские, афганские организации, военно-исторические клубы, движение поисковых отрядов, «Бессмертный полк» и другие. Они открывают сайты в Интернете, восстанавливают имена погибших, проводят реконструкции событий, готовят ценные историко-документальные публикации.

Значение событий Великой Отечественной войны связано не только с масштабами боевых действий, потерь и разрушений, но и, прежде всего, с долговременными последствиями Великой Победы, с обострением духовной жизни народа. Она проявилась в ярких, немеркнущих страницах истории отечественной и мировой художественной культуры, которые, как пепел Клааса, стучит в сердцах многих россиян.

Снова и снова мы обращаемся к памяти о Ленинградской симфонии Д. Шостаковича, песнях А. Александрова, М. Фрадкина, М. Блантера, А.Листова, Н. Богословского, И. Дунаевского и др. До сих пор волнуют разрывающие завесу времени голоса М. Бернеса, К. Шульженко, Л. Руслановой, Л. Утесова, Ю. Левитана, О. Берггольц. Обжигают сердца стихи К. Симонова, А. Твардовского, М. Исаковского, Е. Долматовского, А. Суркова, П. Антокольского,  А. Фатьянова, О. Берггольц и др.

Остаются в летописи войны страстная, мощная публицистика И. Эренбурга, К. Симонова, А. Толстого, М. Шолохова, Б. Горбатова. Отражают дух всенародного сопротивления плакаты Кукрыниксов (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», И. Тоидзе «Родина-мать зовет!», А. Кокорекина «За Родину!», В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» и др.

Нашли свое место в учебниках и появляются на экранах ТВ фильмы «Два бойца» Л. Лукова, «В шесть вечера после войны» И. Пырьева, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера, «Жди меня» А. Столпера и др.

Уже в последующие десятилетия на высокий уровень вышли новая проза о войне, «окопная правда» и «лейтенантские» повести и романы. Привлекли внимание произведения таких авторов, как К. Симонов, М. Шолохов, Ю. Бондарев, В. Быков, К. Воробьев, В. Астафьев, Б. Васильев, В. Субботин, В. Богомолов, Д. Гранин, А. Адамович, Г. Бакланов, А. Ананьев, В. Кондратьев, Р. Генатуллин и многие другие. Они развернули огромную панораму жизни и борьбы народа в годы военных испытаний.

С особой силой зазвучала поэзия фронтового и послевоенного поколения, среди них пронзительные, глубокие стихи о войне Л. Ошанина, А. Фатьянова, С. Гудзенко, Г. Поженяна, Ю. Друниной, С. Орлова, М. Львова, М. Матусовского, К. Ваншенкина, Ю. Левитанского, Ю. Кузнецова, Б. Окуджавы, Р. Рождественского, Р. Гамзатова, В. Высоцкого, М. Ножкина и других мастеров литературы и искусства.

Сюда же органично входят проникновенные произведения башкирских мастеров слова Мустая Карима, Нажиба Асанбаева, Кадыра Даяна, Хакима Гиляжева, Ибрагима Абдуллина, Анвера Бикчентаева, Гилемдара Рамазанова, Гайнана Амири, Мусы Гали, Габдуллы Ахметшина, Якуба Кулмыя, Назара Наджми, Гали Ильясова, Габдуллы Байбурина Анатолия Генатуллина, Даниса Исламова, Ахияра Хакимова, Асхата Мирзагитова, Тагира Ахунзянова, Суфияна Поварисова, Рената Генатуллина и других.  Именно Мустаю Кариму, писателю-фронтовику, суждено было произнести крылатые слова «Не русский я, но россиянин!», выразившие самосознание, чувства народов многонациональной страны.

Особое место в репертуаре эстрады в течение многих лет занимали песни о войне В. Соловьева-Седого, А. Новикова, Я. Френкеля, Э.Колмановского, В. Баснера, Д. Тукманова и других композиторов, в исполнении популярных артистов И. Кобзона, Л. Барашкова, Ю. Богатикова, В. Макарова, М. Магомаева, Л. Лещенко и др.

Потрясли зрителей киноленты «Звезда» А. Иванова, «Летят журавли» М.Калатозова, «Молодая гвардия» С. Герасимова, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Судьба человека» Ф. Бондарчука, «Балтийское небо» В. Венгерова, «Иваново детство» А. Тарковского, «Отец солдата» Р. Чхеидзе, «Живые и мертвые» и «Возмездие» А. Столпера, «Освобождение» Ю. Озерова, «Блокада» М. Ершова, «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого, «Блокада» М. Ершова, «В бой идут одни старики» Л. Быкова, «Восхождение» Л. Шепитько, «Иди и смотри» Э. Климова, «Семнадцать мгновений весны» Т. Лиозновой,  «Горячий снег» Г. Егиазарова, «Батальоны просят огня» В. Чеботарева, А. Боголюбова, «Завтра была война» Ю. Кары, «Я – русский солдат» А. Малюкова и др.

Стали популярными остросюжетные фильмы «Сильные духом» В. Георгиева, «Щит и меч» В. Басова, «Приказ: перейти границу» Ю. Иванчука, «В двух шагах от «рая» Т. Залоева, «Вариант «Омега» Антониса-Яниса Воязаса, «Женя, Женечка и катюша» В. Мотыля, «По тонкому льду» Д. Вятича-Бережных, «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна», «Бой после победы» В. Азарова, «Пламя» В. Четверикова, «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» И. Гостева, трилогия «Дума о Ковпаке» Т. Левчука и др. 

Не случайно по некоторым из них с переменным успехом начали снимать римейки, с режиссерами и артистами уже ХХI века (например, ленты «Звезда», «А зори здесь тихие» и т.д.).

Делаются попытки охватить все рода войск, типы соединений и частей, найти новые формы, сюжеты, неизвестные аспекты, менее известных героев в фильмах и сериалах «Штрафбат» Н. Досталя, «Мы из будущего», «Мы из будущего-2» и «Диверсант» А. Малюкова, «Диверсант. Конец войны» И.Зайцева,  «И была война» А. Феоктистова, «Туман» И.Шурховецкого и А.Аксененко, «Туман-2» И. Шурховецкого, «Знак беды» и «В августе 44-го» М. Пташука, «Смертельная схватка» и «В июне 1941-го» А. Франскевича-Лайе, «Не покидай меня» А. Франскевича-Лайе и А. Дудорева, «Сталинград» Ф.Бондарчука, «Снайпер. Тунгус» и «Снайпер-2. Тунгус» О. Фесенко, «Точка взрыва» Д. Кузьмина, «Кукушка» А. Рогожкина, «Белый тигр» К. Шахназарова, «Последний бронепоезд» З. Ройзмана, «Три дня лейтенанта Кравцова» и сериал «СМЕРШ» А.Даруга, «Приказано уничтожить. Операция «Китайская шкатулка» С. Боброва, «Охота на Вервольфа» У. Митрофанова и Е.Ходаковской, «Предстояние», «Цитадель» Н.Михалкова, «Без права на выбор» Л. Белозоровича, «Операция «Горгона» В. Котта, «Наркомовский обоз» Влад. Фурмана, документальный фильм «Дети-диверсанты» Е.Румянцева и др. Они захватывают зрителей высокими качествами, мужеством и героизмом наших соотечественников, остротой конфликта и трагизмом военных событий.

Не все фильмы были позитивно встречены общественностью, а некоторые из них, как «Сволочи» А. Атанесяна, вызвали жесткую критику. Но это – естественный процесс для литературы и искусства.

Немало вышло интересных фильмов о первых послевоенных годах и десятилетиях, таких, как «Председатель» А. Салтыкова (1964), «Никто не хотел умирать» В. Жалакявичуса (1966), «Белорусский вокзал» А. Смирнова (1970), «Место встречи изменить нельзя» (1979) и «Ворошиловский стрелок» (1998) С. Говорухина, «Холодное лето пятьдесят третьего» А. Прошкина (1987) «Ликвидация» С. Урсуляка (2007), «Три дня в Одессе» А. Пиманова (2007), «Ленинград-46» И. Копылова (2014) и др. По отмеченным неравнозначным фильмам можно увидеть разность подходов, расширение охвата проблем, углубление осмысления жизни после войны, судеб фронтового поколения и др.

В культурных пластах Великой Отечественной войны, в том числе и в изобразительном искусстве, различимы проявления не только строгого реализма, натурализма, но и таких мировых течений, как экзистенциализм, сюрреализм и др.

В киноискусстве наблюдается огромное жанровое разнообразие произведений о войне: эпопея, баллада, сага, притча, драма, мелодрама, трагедия, трагикомедия, приключенческий, психологический детектив, военный боевик, фантастика и т.д. К сожалению, некоторые из них порой напоминают компьютерные игры. И все же, на наш взгляд, в уважительном отношении к России и истории такие поиски допустимы!

Продолжается отражение военной тематики в изобразительном искусстве, прежде всего, как в живописи, графике, так и скульптуре, особенно в монументальных формах. Свое место занимает она и в музыкальном искусстве. Это предмет особого разговора, здесь также немало новых, интересных явлений, тенденций, творческих экспериментов.

В целом, есть основания полагать: те теоретики и критики, которые считают, что военная тематика постепенно сойдет «на нет», глубоко ошибаются. Тем более, категорически невозможно согласиться с мнением продвинутых либералов-западников, оценивающих военно-патриотическое воспитание как ошибку или даже преступление. Полагаем, наоборот, преступление – это когда калечат социальную память, «лоботомируют» и «зомбируют» новые поколения, пытаясь лишить их уважения к своему прошлому, национального достоинства, гордости за свою страну.

Да, конечно, история войны не может быть центральной на все времена (понятие «всегда» – вообще не научная категория). Но это рубежное событие для России и всего мира, ее содержание неисчерпаемо, а последствия, влияние будут ощущаться еще очень долго.  Они останутся в мировой истории. Нелепо требование к россиянам перестать быть россиянами! Как свидетельствует более чем тысячелетняя история страны, они умеют держать удар, стойко переносить невзгоды, испытания, защищаться и побеждать.

Думая о России, дорожа своей Родиной, все новые и новые поколения будут вспоминать об этой войне, даже не сознавая отчетливо, как она соотносится с их национальной идеей. Не всегда высказываемой. Но можно быть уверенными, что Великая Россия немыслима без памяти о Великой Отечественной войне и нашей Великой Победе!

Литература

1.            Афанасьев Ю.А. «Опасная Россия. История и память». М., РГГУ, 2001.

2.            Гафутулин Н.Сильная армия – основа прочного мира // Красная звезда. 2001. 27 февр.

3.            Пономарева Е. Моя страна должна быть, и должна быть всегда. svom.info/entry/290-moya-strana-dolzhna-byt-i-dolzhna-byt-vsegda.

4.            Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. М., 1989.

5.            Сулакшин С.С.  Национальная идея России. Программа действий // Национальная идея и жизнеспособность государства. Постановка задач. Вып. 2.  М.,  2009.

6.            Философская энциклопедия / под ред. В. Кемерова. М.: Панпринт, 1998.

Марат Ямалов, доктор исторических наук, профессор Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.

Источник: «Экономика и управление», № 2 за 2015 год

Комментариев пока нет