Использование онлайн-ресурсов в политической практике современной России

29 октября 2016

Говоря о перспективах использования Интернет-ресурсов в политических кампаниях в России, важно заметить, что, несмотря на значительные успехи в использовании современных технологий и площадок для массовой политической коммуникации за рубежом, нельзя забывать о том, что в отличие от США, где основная масса населения является активными пользователями Интернета, Российская интернет-аудитория не такая массовая, имеет свою ярко выраженную социально-демографическую специфику, основные электоральные группы ( в первую очередь пенсионеры и лица пожилого возраста, характеризующиеся высокой электоральной активностью, рабочие, военные, бюджетные работники и т.д.) ориентируются на традиционные СМИ, и оказывать необходимое информационное и PR-воздействие на данные электоральные группы с помощью онлайн-ресурсов на сегодняшний день не всегда представляется возможным.

По данным проведенного мной опроса, преимущественно Интернет-ресурсами пользуется молодежь в возрасте от 18 до 25 лет (77,7% опрошенных). 78,72% респондентов отдают предпочтение социальным сетям, таким как Facebook или Twitter, как основному источнику для получения информации. 35,11% опрошенных предпочитают пользоваться электронными версиями печатных изданий, или используют приложения на мобильном телефоне  (21,28%). Телевидение и газеты уходят в прошлое, о чем свидетельствует малое количество опрошенных, выбравших этот вариант – всего 10,64 и 4,26 соответственно. Далее я провела исследование на степень доверия респондентам нашим и зарубежным СМИ и результаты показали следующее: 83% опрошенных доверяют информации, опубликованной на новостных порталах лишь частично, 10% не доверяют совсем, и 7% доверяют абсолютно. 80% не доверяют зарубежным источникам массовой информации так же, как отечественным, и лишь 20% предпочитают иностранные СМИ. На вопрос «Читаете (смотрите) ли одну и ту же новость на разных источниках или только на одном?» больше половины опрошенных (61,62%) ответили положительно, так же как и на вопрос «Читаете ли (смотрите) Вы новости на других языках?». Из этого можно сделать вывод, что подавляющее число ответивших желает получить разностороннюю информацию, узнать различные точки зрения по теме, и получить полную картинку происходящего. Однако, 70,71% респондентов заявили, что не читают блогов известных политиков и персон, и, если читают, то написанное никогда не побуждает на проявление активных гражданских действий. (72,73%). Это объясняется тем, что примерно половина ответивших предпочитает держать себя в курсе происходящих событий, однако не слишком углубляться в тему (45,45%).  Значительная часть респондентов отметила, что практически не интересуется политикой (37,37%).[1]

На основе проведенного мной опроса, можно сделать вывод, что  политическая активность пользователей Интернета хоть и растет, но отношение к политике в целом и к конкретным политическим силам в частности (а следовательно, и к возможностям какой-либо горизонтальной коммуникации с ними) в большинстве своем у россиян скептическое либо отрицательное. Причин тому несколько.

    Одна из них - традиционная технологическая отсталость в сфере внедрения информационных технологий, в том числе широкополосного доступа в Интернет. Мировые тренды доходят до России весьма существенным отставанием.

    Другая не менее важная причина-уровень проникновения Интернета. Ведь до сих пор в России основной аудиторией онлайн-ресурсов являются жители крупных городов из-за недостаточной развитости коммуникационной инфраструктуры, а так же дороговизны Интернета, особенно в регионах Дальнего Востока. Сегодня с трудом можно представить немолодую женщину из Тамбовской глубинки, задающую в Интернете вопрос своему губернатору и получающую при этом оперативный и обстоятельный ответ. [2]

    По уровню проникновения Интернета Россия значительно отстает от ведущих мировых держав. К примеру, по показателю проникновения Интернета в мире лидирует Австралия: здесь 80% населения выходят в Интернет хотя бы раз в пол года. В Великобритании, Японии, США и Испании этот показатель составляет 72-76%. Показатели Франции и Германии 66-69%, в Италии-52%. В России уровень проникновения Интернета лишь 37%. При этом основное число пользователей сосредоточено в Центральном федеральном округе.

Бронников И. в своей статье «Особенности сети Интернет как формы политической коммуникации» отмечает, что: «Уже более 46% от общего населения страны потенциально используют Интернет в процессе своей жизнедеятельности. По состоянию на март 2011 г., самыми популярными видами сетевой активности пользователей Рунета являются: новости (77,4%), e-mail (62,3%), прогноз погоды (60,5%), поисковые сервисы (48,5%). Однако столь высокий интерес пользователей к новостным сайтам в Интернете не отражает существующее отношение к политике на самом деле. Пользователи изучают новостную информацию зачастую поверхностно, не вдаваясь в подробности и анализ, а чтобы просто знать повестку дня, более того – на новостных сайтах размещается много дополнительной информации (прогноз погоды, курсы валют, спорт), на которую и тратится основное время».[4] Снижение интереса граждан к политике свидетельствует об общей де- политизации населения. Интернет в сфере политики используют в основном люди, относящие себя к среднему классу, с хорошим образованием, с потребностью самостоятельно разбираться в происходящем.

 

Еще одна причина заключается в традиционной тяге к закрытости, не публичности большинства чиновников и политиков, которые рассматривают свои должности в отрыве от обязанности общаться с гражданами, отчитываться перед теми, ради кого они, по сути, и работают. Несмотря на все инициативы Президента РФ Дмитрия Медведева, большинство представителей власти с большой неохотой соглашаются быть публичными и доступными для населения. В том же Твиттере свои микроблоги создали лишь 22 главы субъектов Российской Федерации (и в основном после того, как в этом сервисе зарегистрировался Президент России Дмитрий Медведев).

    Попытки взаимодействия с целевыми аудиториями в российской политической практике носят достаточно разрозненный характер и являются, скорее, исключением. Тенденция использования онлайн-ресурсов в качестве инструмента прямой демократии, а также инструмента обратной связи с избирателями, работа с которыми и является приоритетом любой политической силы, пока не просматривается.

    Отсутствие массового общественного запроса на политическую коммуникацию с властью-один из важнейших факторов, существенно сдерживающих применение современных онлайн-технологий и ресурсов в политической практике.

    В связи с этим всегда следует помнить, что на сегодняшний день, несмотря на достаточно массовую аудиторию Интернета в России, организовать в ней работу со всеми целевыми группами политической кампании весьма проблематично, и наиболее эффективным представляется подход, в соответствии с которым информационная работа с населением строится путем сочетания традиционных средств массовой информации и онлайн-ресурсов, предназначенных для работы лишь со специфической интернет-аудиторией.  Шершнев И. Л., президент Фонда общественной дипломатии, в своей статье «Сетевое мироустройство и Россия: идеология, технологии, перспективы» пишет: «В последние годы стало заметным все более внимательное отношение российских властей к социальным сетям, к проходящим в них дискуссий, обменам мнений, экспертным оценкам. У некоторых высших чиновников замечены даже специальные технические средства для отслеживания информационных потоков в сетях и блогах. Но, к сожалению, у чиновников все еще не сложилась система отбора информации, они просто тонут в ней. Нет умения находить в сетях ответы на многие актуальные вопросы, чтобы своевременно вносить коррективы в принимаемые решения. Следует отметить, что попытки регулировать Интернет-пространство могут оказаться несостоятельными в силу большой технической сложности осуществления этого процесса и протестных выступлений пользователей Сети. Инициатива партии власти в этом плане бумерангом может ударить по ней самой, так как она сама широко использует социальные сети в своих интересах».[5]

    Безусловно, со временем, по мере развития соответствующей инфраструктуры и проникновения Интернета в жизнь каждого человека в России, возможности использования онлайн-ресурсов существенно расширятся, они станут традиционными, однако в настоящее время при проведении политических кампаний следует четко понимать, что возможности работы с целевыми группами в онлайн-пространстве в значительной степени ограничены достаточно специфичной сетевой аудиторией, и ориентация в работе ( за исключением работы с молодежью и людьми среднего возраста в крупных городах) преимущественно на онлайн-ресурсы вряд ли целесообразна.

    Кроме того, в нашей стране практически нет опыта организации и проведения крупных политических кампаний в Интернете на федеральном уровне, и многие потенциальные возможности для работы с интернет-аудиторией в рамках отечественных политических кампаний еще только предстоит научиться использовать.


[1] https://ru.surveymonkey.com/s/3MJ7R2H

[2] Володенков С.В. Управление современными политическими кампаниями.- М.: Издательство Московского университета, 2012.

[4]  Бронников И., «Особенности сети Интернет как формы политической коммуникации», журнал «Дипломатика», №4, 2012 г., С. 46-47

[5] Шершнев И. Л., «Сетевое мироустройство и Россия: идеология, технологии, перспективы», журнал «Дипломатика», №4, 2012 г., С. 5-7

 

 

Комментариев пока нет