Статьи

Исламский фактор в российском Крыму

15 января 2017
С момента воссоединения Крыма с Россией прошло почти три года. За это время на полуострове и за его пределами произошли коренные изменения, затронувшие всё крымское общество. Но особое значение эти перемены имели для мусульманского населения Крыма.

Итак, мусульмане Крыма – кто они? В основной массе это крымские татары. Их численность составляет примерно 230-250 тысяч человек или 10-12% от всего населения полуострова. Крымские правоверные традиционно исповедуют суннитский ислам ханафитского толка, которого также придерживается большинство мусульман России.

«На крючке» у зарубежных доноров

Массовое возвращение крымских татар из мест депортации в начале 90-х годов запустило процесс возрождения исламской религии в Крыму. Но у местного мусульманского духовенства не было финансовых ресурсов на строительство и восстановление мечетей, не было и специалистов для организации религиозного обучения в медресе и подготовки молодых богословов.

Как часто бывает в таких случаях, помощь пришла из-за рубежа, но расплатой за неё стало попадание крымской уммы в зависимость от иностранных спонсоров и их интересов.

Наиболее прочные позиции в исламской общине Крыма заняла Турция, что отчасти объясняется её историческими и родственными связями с крымскими татарами. Турция финансировала строительство мечетей и медресе, командировала в Крым своих имамов и специалистов государственного Управления по делам религии, выделяла крымским абитуриентам квоты на бесплатное обучение в турецких мусульманских вузах. Турецкие благотворительные фонды опекали исламские учебные заведения Крыма, где воспитанникам нередко насаждали извращённые формы ислама.

В Крыму подпольно действовали члены турецких сект, таких как «Сулейманджи» и «Нурджулар» (последняя создана оппозиционным турецким проповедником Фетхуллахом Гюленом и больше известна под названием «Хизмет»). По информации российских оперативников, ещё в украинском Крыму члены запрещённой в России и самой Турции гюленовской секты-корпорации тщательно маскировались под бизнесменов и проповедников, а сами занимались сбором информации для турецкой разведки.

Помимо Турции, крымским единоверцам принялись помогать богатые исламские благотворители из нефтяных монархий Персидского залива. Вслед за их щедрыми «пожертвованиями» на полуостров стали проникать проповедники чуждых для Крыма радикальных исламских течений арабского образца. Проводя идеологическую обработку крымско-татарских мусульман в духе агрессивного исламизма, иностранные эмиссары прикрывались желанием помочь братьям по вере возродить утраченные мусульманские традиции и институты.

На Крымском полуострове появилось немало приверженцев ваххабизма, а также организаций «Братья-мусульмане» и «Хизб ут-Тахрир» (признаны террористическими и запрещены в ряде стран мира, включая Россию). Они открыто требовали воссоздания государства-халифата и призывали к джихаду против «неверных».

Митинг сторонников террористической партии «Хизб ут-Тахрир» на центральной площади крымской столицы. Октябрь 2013 г.


Тем не менее, серьёзным барьером на пути распространения опасных псевдоисламских ересей в мусульманском сообществе Крыма остаётся приверженность крымских татар суннитскому ханафитскому исламу и то, что национальная идентичность для них стоит выше религиозной. Призывы к установлению халифата и законов шариата не находят у них широкого отклика.

Однако деструктивным исламистским сектам удалось завоевать симпатии в среде крымско-татарской молодёжи, сельских жителей, малообеспеченных мусульман. Радикалы объединялись в отдельные мусульманские общины и активно продвигали «своих людей» на должности имамов в мечетях.

Между крымским мусульманским духовенством и религиозными экстремистами шло противостояние с элементами жёсткой конкуренции за умы верующих. Порой вспыхивали конфликты за контроль над культовыми сооружениями. Были случаи, когда исламисты захватывали мечети и избивали имамов, придерживающихся традиционного толкования ислама.

Несмотря на то, что Крым свыше 20 лет находился под контролем Украины, киевское правительство предпочитало не замечать опасных процессов в исламской общине полуострова. Они были пущены на самотёк и хронически усугублялись.

Нейтрализация подполья и профилактика экстремизма

После принятия Крыма в состав России некоторые адепты радикальных исламистских организаций уехали на Украину, в первую очередь лидеры и участники вооружённых конфликтов. Но в Крыму осталось немало их соратников, которые объединились в «спящие» ячейки и «залегли на дно». Таким образом, Россия получила в придачу к Крымскому полуострову проблему экстремистского подполья. Но в отличие от Киева, Москва имела соответствующий опыт и твёрдое намерение решать эту проблему.

В российских реалиях воинствующие исламисты лишились возможности свободно вести прежнюю подрывную деятельность в Крыму, спецслужбы вплотную занялись нейтрализацией их структур. Параллельно проводятся информационно-разъяснительные мероприятия среди мусульманского населения Крыма, принимаются меры по выявлению и постановке под контроль сторонников деструктивных псевдоисламских сект. В Крыму реализуется Комплексный план противодействия идеологии терроризма.

Ведётся активная работа по пресечению пропаганды радикального исламизма и призывов бороться с «неверными» в Интернете. К примеру, в 2015 году за это крымские правоохранители привлекли к уголовной ответственности 9 интернет-блогеров. Кроме того, были выявлены и поставлены на учёт 1412 человека, распространявших экстремистскую религиозную идеологию на территории Крыма.

Если в последние годы пребывания Крыма под юрисдикцией Украины самая влиятельная исламистская структура на полуострове («Хизб ут-Тахрир») насчитывала около 10 тысяч последователей, то теперь их численность сократилась в десять раз. Правоохранители утверждают, что все исламские фанатики известны поимённо и находятся «под колпаком».

Влияние деструктивных исламских движений в Крыму с момента воссоединения с Россией кардинально снизилось, но ещё не сведено к нулю. По сей день периодически приходят сообщения о выявлении и аресте в Крыму активистов вышеупомянутой «Хизб ут-Тахрир».

В течение 2015-2016 гг. в ходе спецопераций службы безопасности нейтрализовали в Крыму ряд подпольных ячеек этой запрещённой террористической группировки, арестовав около 20 её активных членов. Все они обвиняются по статье 205 части 5 Уголовного Кодекса РФ «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации». Это предусматривает наказание от 15 до 20 лет лишения свободы либо пожизненное заключение.

Тему искоренения террористического подполья в Крыму активно эксплуатирует официальная украинская, турецкая и западная пропаганда в информационной войне против России. Они изображают зачистку Крыма от радикальных исламистов как репрессии российской власти против обычных крымских мусульман, которые якобы просто собирались вместе и читали Коран. Эта ложь используется как повод для давления на Россию на международной арене и обоснование для различных антироссийских действий – например, с целью сохранения и расширения санкций.

Что угрожает крымскому исламу сегодня?

На сегодняшний день существуют внешние вызовы, которые могут пагубно повлиять на исламское сообщество Крыма.

Одним из них является сам факт существования террористического «Исламского государства» и присутствие в его боевых рядах выходцев из Крыма. По официальным данным за 2015 год 106 крымчан воюют в Сирии на стороне ДАИШ. Не исключено, что выжившие крымские джихадисты попытаются вернуться домой через Украину, а эмиссары ДАИШ попробуют «зайти» в Крым с Северного Кавказа. Российские силовые ведомства наверняка просчитывают и пресекают эти угрозы.

Отряд крымских джихадистов в Сирии присягает на верность террористической «Аль-Каиде»


Значительная опасность исходит от Турции, которая оказывает поддержку «умеренным террористам» в Сирии и покупала нефть у «Исламского государства». Ещё одной тревожной тенденцией является религиозная радикализация населения Турции по инициативе руководства страны. К тому же общеизвестно, что Турция давно служит покровителем и пристанищем для моджахедов Кавказа и Средней Азии.

Есть данные, свидетельствующие о том, что Анкара помогала запрещённому в России «Меджлису крымско-татарского народа» создавать на юге Украины так называемый мусульманский добровольческий батальон. Имеется в виду поставка военной амуниции, а также отправка турецких военных инструкторов и сирийских головорезов в помощь крымско-татарским «борцам». Примечательно, что в середине декабря 2014 г. лидеры татарских экстремистов Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров отправились именно в Турцию выпрашивать финансирование для своего незаконного вооружённого формирования.

Боевики мусульманского батальона, развёрнутого возле границ Крыма


Все эти исламисты и крымско-татарские националисты, сосредоточившиеся в соседней с Крымом Херсонской области Украины, представляют существенную угрозу единству и спокойствию крымской уммы. Их основным занятием стало осуществление различных провокаций против российского Крыма – от разжигания межнациональной вражды до диверсионно-террористических акций.

Сброд религиозных фанатиков и продажных политиканов призывает крымских правоверных не признавать легитимного муфтия Крыма, вступать в преступные вооружённые группировки и вести «священную войну» против «российских захватчиков». Самой недавней попыткой этих злопыхателей расколоть мусульман Крыма стало учреждение в Киеве некоего крымского муфтията в изгнании – клона общепризнанного исламского духовного учреждения Крыма.

Со своей стороны, Духовное управление мусульман Крыма старается оградить своих единоверцев от воздействия деструктивных идей и призывов.

Российский подход к крымским мусульманам

Помимо зачистки радикального исламского подполья, после возвращения Крыма перед Москвой встала задача выстроить отношения с местной исламской общиной. Проблема заключалась в том, что мусульмане Крыма, будучи в подавляющем большинстве крымскими татарами, имели негативные предубеждения и стереотипы в отношении России. Эти стереотипы были сформированы сложной историей взаимоотношений России с крымскими татарами и агрессивной русофобской пропагандой меджлиса, но Москва принялась их преодолевать.

Несмотря на определённые трудности, в Крыму при российской власти положение мусульман меняется к лучшему. Вот тому конкретные примеры. Исламские праздники Курбан-Байрам и Ураза-Байрам объявлены в Крыму выходными днями. В Симферополе полным ходом идёт строительство грандиозной Соборной мечети Крыма, а в Бахчисарае планируется открыть исламский университет, который будет готовить крымских мусульманских богословов. По сравнению с украинскими временами мусульмане Крыма по российским квотам получают существенно больше пропусков для хаджа в Мекку (в 2015 г. туда отправились свыше 300 человек), а власть помогает паломникам с оформлением загранпаспортов и оплатой авиаперелётов.

Серьёзное отношение России к проблемам крымских мусульман резко контрастирует с позицией Украины, которая не желала вникать в исламские процессы в регионе, пресекать реальные угрозы и решать насущные проблемы мусульман. Образно говоря, Россия сейчас приводит в порядок мусульманский сад Крыма, который за последние двадцать с лишним лет густо зарос колючими сорняками.

Источник: Politinform.SU

Комментариев пока нет