Ислам в межконфессиональном пространстве южнороссийского региона

29 октября 2016

Ислам – одна из традиционных конфессий России, в том числе у народов Кавказа. Республика Адыгея, территориально расположенная в Южном федеральном округе, – один из регионов, в котором значительная часть коренного населения – адыги – являются приверженцами ислама.

В статье приведены результаты социологического опроса, проведенного в Республике Адыгея сотрудниками отдела философии и социологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Т.М. Керашева.

При проведении исследования ставилась цель выявить знание опрошенными, считающими себя мусульманами, основополагающих норм ислама, постулатов конфессии, источники получения ими знаний об исламе, знание и выполнение культовых норм ислама.

Была подготовлена анкета, включающая 43 вопроса.

В опросе участвовали 74 мужчины и 166 женщин. Возраст опрошенных: до 21 года – 17,3%, 22-35 лет – 24,4%, 36-50 лет – 28,3%, 51- 65 лет – 20,9%, старше 65 – 4,3% респондентов. (Обращаем внимание, что в результате обработки анкет часть из них была технически забракована, например, по указанному вопросу программой обработки анкет было принято 233 анкеты, поэтому в процентном отношении может быть меньше 100%, так как рассчитывалось к общему количеству опрошенных. Также программа обрабатывала анкеты по каждому вопросу. Поэтому по многим вопросам количество ответов менее 100%.)

Образовательный уровень большинства участвовавших в опросе довольно высок: с высшим и неоконченным высшим образованием – 69,3% опрошенных, со средним и среднеспециальным – 17,3%, начальным и неполным средним – 5,1%. Из них 17,3% – учащиеся или студенты дневной формы обучения, 5,1% – временно неработающие, 68,9% – работающие, 4,7% – пенсионеры. 148 На вопрос: «Считаете ли Вы себя мусульманином?» дали утвердительный ответ 78,0% респондентов. Вместе с тем результаты опроса свидетельствуют: только 9,1% опрошенных регулярно посещают мечеть, ответ «иногда» дали 20,9% из числа всех ответивших на вопросы анкеты, не посещают мечеть 66,9% респондентов. Регулярно совершают намаз, как свидетельствуют ответы участников опроса, лишь 8,3% из числа всех респондентов, ответивших на вопросы анкеты. Ответ «иногда» дали 9,8% участвовавших в опросе, не совершают намаз – ответ «нет» – 68,5% опрошенных.

Таким образом, несмотря на позиционирование себя как мусульманина (мусульманки), посещают мечеть и совершают намаз незначительная часть (9,1% и 8,3%) верующих. При этом на вопрос «Что отличает мусульманина от неверующего?» 45,5% участвовавших в исследовании ответили: «Совершение намаза». 4,1% опрошенных считают, что это ношение бороды. По мнению 11,6% респондентов, это признание Шихады. 11,6% из числа опрошенных нами считают, что это одежда, 18,5% – вера, 0,3% – строгость во всем, 8,2% уча ствовавших в опросе уверены, что это образ жизни.

Не соблюдают пост в месяц Рамадан 44,5% опрошенных нами мусульман. Иногда соблюдают 20,5% участвовавших в анкетировании. На вопрос, в каком возрасте начали соблюдать пост в месяц Рамадан, 4,3% из числа опрошенных ответили, что до 15 лет; после 15-ти лет – 18,1%; не помнят, в каком возрасте начали соблюдать пост в Рамадан, 20,5% респондентов.

Вопрос об источниках знаний об исламе значительная часть опрошенных: 73,2% ответивших на этот вопрос узнали об исламе от своих родителей, бабушек, дедушек. 27,2% респондентов черпали знания об исламе из средств массовой информации (телевидения, радио, газет, журналов). Коран был основным источником знаний об этой религии для 18,9% респондентов. Мусульманская литература стала основным источником знаний об исламе для 19,7% опрошенных мусульман. Знания об исламе получают во время проповедей в мечети 7,1% респондентов, в школе при мечети – 3,5% мусульман, участвовавших в опросе. (Для вопроса об источниках знаний об исламе была предусмотрена возможность нескольких ответов, поэтому сумма ответов превышает 100 процентов).

На вопрос, постараются ли опрошенные воспитать своих детей как мусульман, дали ответ «да» 48,0% респондентов, «нет» – 13,4% опрошенных, остальные затруднились с ответом.

О том, что знания об исламе многих опрошенных неглубоки, носят весьма поверхностный характер, свидетельствуют ответы на вопрос, какого направления в исламе они придерживаются. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Последователем какого из нижеперечисленных мазхабов (направления в исламе) вы считаете себя?» 77,6% мусульман, участвовавших в опросе, затруднились ответить. Результаты опроса, проведенного среди мусульман Адыгеи, дают основание для вывода: такая традиционная конфессия, как ислам, в Республике Адыгея, в отличие от многих республик Северного Кавказа, значительно менее укоренена; многие верующие, считающие себя мусульманами, не знают в полной мере культовых норм ислама и не выполняют их.

Людмила Делова, к.соц.н., в.н.с., Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева

Источник: Россия как традиционное общество: история, реалии, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / ГБНУ ИГИ РБ. – Уфа: Мир печати, 2015.

 

Комментариев пока нет