Новости

Интервью Перенджиева ИА "Невские Новости": Команда единомышленников - это коррупциогенный фактор.

29 октября 2016

В четверг, 28 июля Президент России Владимир Путин произвел масштабные кадровые перестановки в структурах власти. Он сменил руководство пяти федеральных округов, четырех регионов, Федеральной таможенной службы, а также посла России на Украине.

Однако вопросам формирования эффективного государственного аппарата по-прежнему уделяется не так много внимания, считает постоянный эксперт «НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ», военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Александр Перенджиев. Он убежден в том, что назрела необходимость принятия комплексного закона о государственной кадровой политике в стране.

«Россия столкнулась с серьезными вызовами, против нас фактически идет гибридная война. Например, последний случай с нашими спортсменами, которых в урезанном составе допустили для участия в Олимпиаде. Страна нуждается в высокопрофессиональных чиновниках, которые могут просчитывать риски, прогнозировать ситуацию наперед и вовремя, четко принимать те или иные меры на предупреждение различных вызовов. К сожалению, я считаю, что на этот момент практически никто не обращает внимания.

Существует необходимость в выработке четких, ясных правил формирования государственного аппарата. Конечно, есть законы, Конституция устанавливает правила решения кадровых вопросов. Тем не менее, требуется принятие комплексного закона о государственной кадровой политике в Российской Федерации».

К такому выводу уже пришли и специалисты Минэкономразвития. В «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» они говорят о том, что в настоящее время необходим переход к другой системе. Инновационный и форсированный сценарии предполагают значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. По мнению разработчиков Прогноза-2030 основные барьеры вызваны дефицитом профессиональных кадров.

Таким образом, говорит военный политолог, в Прогнозе-2030 признается неспособность нынешних управленцев, находящихся на различных ответственных государственных и муниципальных должностях, противодействовать вызовам постиндустриального общества и решать насущные задачи по модернизации современной России. Во-вторых, обозначена проблема неэффективности существующей государственной кадровой политики. В-третьих, специалисты Минэкономразвития, по сути, говорят о необходимости возрождения лозунга: «Кадры решают все!» в сфере социально-экономического развития страны.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев в своей сентябрьской статье от 2013 года «Время простых решений прошло» также был вынужден признать неподготовленность кадров на госслужбе и в бизнесе к выполнению поставленных задач.

«Ведь сегодня, к сожалению, практически каждый проект спотыкается о вопрос - а кто будет работать? Готов ли сегодня среднестатистический россиянин соответствовать современным требованиям на рынке труда? Ответ на этот вопрос мы знаем, и он, к сожалению, не всегда положительный», - отмечает Медведев.

Глава администрации Президента Сергей Иванов в своем интервью одному из телеканалов в декабре того же года замечает, что «проблемы с кадрами есть».

«Мы видим, что часто те или иные должности – не обязательно самые высокие, например, глава муниципалитета или района – занимают случайные люди», - говорит он.

Неоднократно государственный деятель отмечал, что кадровая политика в стране «разрушена» и ее «надо возрождать».

«Многие говорят о том, что чиновники вороваты. Казалось бы, законы в сфере противодействия коррупции принимаются, но речь не только об этом. Мы говорим о том, что некоторые чиновники не могут работать в современных и непростых для России условиях, но государственный аппарат должен быть высокопрофессиональным», - продолжает в свою очередь господин Перенджиев.

Но когда дело доходит до законодательной деятельности высшего парламента, то «он занимается нужными вещами, но совершенно не затрагивает государственный аппарат и кадровую политику», а только «прикасается», отмечает эксперт.

«Вот, например, образование. От преподавателей требуют сформировать у студентов определенные компетенции. Чтобы он обладал определёнными знаниями, умениями при выпуске. Вопрос: вот какие знания и умения у наших чиновников?

Сами представители госаппарата, не сомневаюсь, мне скажут, что за ерунда, у нас есть определенная система, аттестационные комиссии и есть подбор на конкурсной основе. Наверное, есть проблемы и с этим. Насколько эти конкурсы открыты и вообще, как у нас идет система продвижения по службе, каких людей подбирают».

По мнению военного политолога, именно опыту работы чиновников на предыдущих должностях должно уделяться основное внимание.

«Скажем, требования к каким-то другим профессиям повышаются со стороны тех же самых чиновников. В частности, к преподавательскому составу. Но не тому, что чиновник тоже должен обладать какими-то знаниями, чтоб он проходил какие – то ступеньки четкие, ясные. То есть не просто взлетал, как ракета. Я не против молодого поколения. Я за то, чтобы они были с опытом и понимали, что там «внизу» происходит. Чтобы молодежь выходила с низов, прежде чем попасть наверх. А не так, что они в роли помощников, а потом их выдвигают на высокие должности ибо они «свои». Не должно быть такого, когда руководитель занимает место и начинает подбирать команду единомышленников».

Именно такое понятие как «команда единомышленников» и есть коррупциогенный фактор, считает эксперт. Получается, что отношения строятся не по принципу профессионализма, а по принципу «свой-чужой».

«Это очень плохо для эффективности работы государственного аппарата. Хотя многие доказывают, что это хорошо, когда команда едина. Но она может и единая, но не профессиональная. Исполнительная, верная, но по принципу «чего изволите». Самостоятельно инициативу проявлять они не в состоянии. Предлагать свои проекты, решение проблем не тогда, когда им дадут команду, а сами – они не способны. Поэтому у нас существуют провалы во внешней политике, по защите наших граждан. Я считаю, что и в развитии спорта должен стоять вопрос прогнозирования рисков, чтобы не было таких случаев, как с футболистами, которые опозорились. Все должно работать на эффективность».

В 2012 году премьер-министр Дмитрий Медведев создал «Открытое правительство» -систему механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и гражданского общества. Предполагалось, что проект повысит качество работы госаппарата, качество жизни граждан и формирования новой для страны культуры взаимодействия, поиска компромиссов и взаимовыгодных решений.

Теперь получается, что «есть чиновники, которые исполняют и эксперты, которые выдвигаю идеи». «Но хорошо ли это для работы государственного аппарата?», - задается вопросом военный политолог.

«Поэтому я полагаю, что должны быть сформированы законы о том, каким должен быть государственный служащий. Требования и к образованию, к вопросам его интеллектуального развития. Сколько предложений он внес и каких результатов достиг.

Иными словами, чиновник должен «вырастать» из определенной системы, чтобы все понимали, что если человек поднялся вверх, то за ним огромнейший опыт».

Важно, что бы должности занимали «люди мыслящие», способные выполнять задачи именно в рамках инновационного и форсированного сценария развития страны. Потому что защита интересов страны на международной арене требует высокого профессионализма, заключает господин Перенджиев.

Таким образом он обращается к кандидатам в депутаты Государственной Думы. Чтобы именно они, приступив к работе уже осенью, обратили внимание на этот вопрос «как на один из важнейших вопросов общегосударственной российской политики в целом».

«Не надо стесняться сталинского лозунга «кадры решают все», к которому снова надо возвращаться. Мы нуждаемся в эффективной государственной кадровой политике. И на это должны быть направлены усилия Госдумы, Президента, и правительства, всех высших органов государственной власти».

Комментариев пока нет