Есть мнение Новости

Интернет как главный мобилизационный ресурс

29 октября 2016

Интернет уже несколько лет привлекает к себе внимание как инструмент управленческого ресурса.  Мы видим, как он превратился в поле борьбы за реализацию различных политических интересов. Информационные технологии стали технологиями политическими. Этому есть огромное количество подтверждений – тысячи политиков со всего мира используют Twitter для прямого общения с населением, используют социальные сети Facebook и Вконтакте для агитации своих политических курсов. Интернет стал всерьез восприниматься как инструмент политической пропаганды. Президент РФ Владимир Путин в своей статье «Россия и меняющийся мир» отмечает: «Интернет и социальные сети превратились в эффективный инструмент политики и часто используются для манипулирования общественным сознанием и прямого вмешательства во внутренние дела суверенных государств»[1].

Однако не стоит забывать, что у интернета есть своя особая специфика – его невозможно монополизировать, чего, например, нельзя сказать о телевидении. К тому же уровень влияния интернета в России пока что не так высок, основные пользователи сети находятся только в крупных развитых городах. Доступ к интернету в регионах по-прежнему затруднен.

Но что же такое «политическая мобилизация»? Мобилизация – это процесс, при котором лидеров партий, политиков, активистов и различные политические группировки и организации побуждают к участию в «политике» с целью победы на выборах, принятия законопроектов, изменения существующей политической ситуации или существующих решений. Цель мобилизации – влиять на политику. А предполагаемые участники политической мобилизации должны быть хорошо информированы. Западные аналитики разделяют прямую и косвенную мобилизацию. К прямой относится агитация на улицах, проведение дебатов и политической кампании в целом, письма и телефонные звонки. Косвенная мобилизация проходит через социальные сети.

Интерес правительства к социальным сетям объясняется всепроникновением последних. Количество интернет-пользователей постоянно растет, особенно среди молодежи. А молодежь – основная политически активная сила сегодня. Интерес власти к политическому потенциалу интернета так же можно связать с возросшей митинговой активностью населения. Только за последние 3 года Россия, и Москва в частности, пережила несколько десятков митингов, движений, маршей оппозиции. Основную часть среди митингующих составляют молодые люди 18-25 лет, и они же являются самыми активными интернет-пользователями. Самые предприимчивые и дальновидные политики поняли это еще на заре 2000, стали заводить собственные блоги и регистрироваться на всех популярных сайтах. Но настоящий бум пришелся на долю Twitter. Привлекательность Twitter легко объяснить: во- первых, краткость - сестра таланта. Ограничение в 140 символов не оставляет места для больших дискуссий, сказать можно только самое главное. Во-вторых, это быстро и удобно, Twitter встроен в большинство смартфонов, и доступ к нему есть у каждого. В-третьих, Twitter значительно увеличил скоростью передачи информации. Так например, о теракте в Домодедово впервые упомянули в твиттере, что позволило моментально среагировать на трагедию (многие люди предлагали бесплатно развозить пострадавших, в то время как официальные такси установили безумные цены свыше 5 тысяч рублей). Телевидение же среагировало последним, спустя несколько часов.

Можно привести множество примеров использования Twitter как мобилизационного ресурса. Например, Илья Яшин[2], российский политик или известный оппозиционер Алексей Навальный часто призывают в своих Twitter к активности, к собранности и общности населения. Наверное, одна из причин такой политической активности сегодня – это влияние оппозиционных сил через сеть Twitter.

Однако интернет может использоваться не только как координатор массовых действий, но и как информационная площадка. Ярким примером такой деятельности может служить известный сайт Wikileaks. Это международный сетевой проект, целью которого была публикация и анализ документов, ставших доступными вследствие утечки информации.  Многие страны и преимущественно США обвиняют сайт Wikileaks, и, прежде всего, его создателя Джулиана Ассанжа в предоставлении угрозы национальной безопасности страны. Однако есть и страны, которые поддерживают проект Ассанжа, например Исландия. Джулиан Ассанж перенес штаб-квартиру в Исландию и исландское правительство даже издало закон в защиту и поддержку Wikileaks. Россия же, в лице министра иностранных дел Сергея Лаврова, выразила свое отношение к публикации засекреченной информации: “Нам это неинтересно. Наших документов нет”[3].

Wikileaks может служить отличным примером того, как интернет может выступать в качестве мобилизационного ресурса. Несколько десятков стран объединялись в попытках прикрыть этот сайт и засадить Ассанжа за решетку. Другие же объявляли его национальным героем и всячески протестовали против любого наказания для него.

Западные аналитики и политологи особо отмечают такую социальную сеть, как YouTube. YouTube – это сервис, позволяющий выкладывать различные видео, что в свою очередь, породило такие явление как «веб-блоги» или просто «влоги».  Это не требует никаких особых программ или технических навыков, что делает «веб-блоги» простым и быстрым способом распространения своих идей. И простым людям нравится смотреть видео-обращения политиков, это создает иллюзию «близости» к народу.

О том, что интернет воспринимается как главный инструмент политического влияния, говорят нам суммы, вкладываемые в него известными медиамагнатами и политиками. Каждое маломальское известное печатное издание или телеканал имеют свою интернет версию, свой Twitter и свою страничку на Facebook. Но не стоит забывать об осторожности – интернет не раз доказал, что не признает границ, в нем не может быть секретов, все тайное, рано или поздно становится явным. История с Wikileaks демонстрирует это как нельзя лучше. Мы используем сеть Интернет для мобилизации и управления людьми, однако, массы легко могут выйти из под контроля и влияния.  Сегодня мы склоняем людей выйти на площадь, чтобы опротестовать прошедшие выборы, а завтра мы можем получить полноценную революцию.

Особенно хочется продемонстрировать влияние интернета на недавних событиях на Украине. Политический кризис был вызван в ноябре 2013 года решением украинского правительства приостановить процесс подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Это решение привело к массовой акции протеста в центре Киева, а также в других городах Украины, получившей в социальных сетях и СМИ название «Евромайдан».

Тысячи людей вышли на главную площадь Киева с требованием освобождения арестованных евромайдановцев и всех политзаключенных; отставки министра внутренних дел Виталия Захарченко, других чиновников, а также введения санкций против украинской власти у международной общественности и возвращения «украденных украинских денег из-за границы». Многие украинские политики на своих страницах в Facebook призывали и призывают украинский народ к тем или иным действиям. Так, например, Юрий Луценко, бывший министр внутренних дел, написал следующее: «Мы призываем жителей Луганска, Донецка, Харькова, Николаева, Херсона, Запорожья, Днепропетровска, Симферополя, Одессы, выйти 5 марта на антивоенные митинги. Мы должны победить, даже отвоевать свою независимость»[4].

Олег Ляшко, народный депутат Украины, назвал последние события в Донецке и Луганске 6 апреля «очередной агрессией со стороны России».[5] Анатолий Гриценко, депутат Верховной Рады Украины от партии «Наша Украина – Народная Самооборона», собирается баллотироваться в президенты Украины на выборах в мае 2014, на своей странице в Facebook активно призывает людей голосовать за него и вкладывать деньги в его политическую кампанию. [6]

На этих примерах мы видим, как именно работает инструмент политической мобилизации. Украинские политики, активисты, СМИ и просто медийные люди активно участвуют в процессе управления массовым сознанием через интернет и социальные сети. Их высказывания на их личных страницах в  Facebook и Twitter вызывают острые дискуссии и споры, заставляют людей думать и действовать.

В заключении, хочется еще раз отметить огромную растущую роль интернета. Прогресс нельзя остановить, и еще ближайшие несколько лет мы будем наблюдать за таким явлением, как политическая мобилизация в киберпространстве. Изменяться только способы и методы, но суть останется та же – люди продолжат использовать интернет как основной источник информации и основную силу, координирующую их действия.


[1]В. В. Путин “Россия и меняющийся мир” http://www.mn.ru/politics/20120227/312306749.html

[2]https://twitter.com/IlyaYashin/status/398733432043618304

[3]http://lenta.ru/news/2010/12/06/keine/

[4]Юрий Луценко https://www.facebook.com/photo.php?fbid=214224312110085&set=a.132856146913569.1073741833.100005675529100&type=1&stream_ref=10

[5]Олег Ляшко

https://www.facebook.com/O.Liashko/posts/623560751045859?stream_ref=10

[6]Анатолий Гриценко

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=524437361010042&id=100003313481489&stream_ref=10

 

Комментариев пока нет