Информационно-критические элементы политической структуры как объекты манипуляционного воздействия через Internet.

Одним из основных принципов воздействия на какую-либо структуру (техническую, военную, информационную и т.п.) с целью нанесения ей максимального ущерба при минимальных затратах является принцип структурного поражения. Сущность этого принципа заключается в том, что сначала определяются критически важные элементы (объекты) структуры, а затем на эти элементы оказывается массированное воздействие. При этом под критически важными объектами обычно понимают объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, необратимому негативному изменению (или разрушению) структуры. Обычно принцип структурного поражения предполагает физическое воздействие на выбранные элементы. Вместе с тем с учетом роста значимости информации и ее разрушительной силы в современном информационном обществе имеет смысл вести речь о структурном манипуляционном воздействии на организационно-социальные структуры. К такому типу структур следует отнести политическую систему страны. В самом общем виде в состав политической системы входят:

– институциональная подсистема, включающая в себя государство, партии, общественные объединения, группы давления, клиентелы, средства массовой информации (СМИ), церковь;

– нормативная подсистема, включающая в себя политические, правовые и моральные нормы, обычаи, традиции, символы;

– коммуникативная подсистема, включающая в себя формы взаимодействия власти, общества, индивида (встречи, выступления, пресс-конференции, СМИ и т.д.);

– культурно-идеологическая подсистема, включающая в себя систему ценностей, ментальность (характер и способ мышления), идеологию, религию;

– функциональная подсистема, включающая средства и способы реализации власти (принуждение, убеждение, авторитет, поощрение, насилие, и т.д.). [Теория государства… 2014; Правовое государство…].

Перечисленные элементы политической системы имеют различные организационные, технические, информационные и другие связи, образуя соответствующую структуру системы. В связи с существенным ростом значимости информационных процессов в настоящее время все больше внимания уделяется обеспечению эффективности функционирования информационных структур. При этом в качестве критических элементов информационной инфраструктуры обычно рассматривают «информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети государственных органов, а также информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления технологическими процессами, функционирующие в оборонной промышленности, области здравоохранения, транспорта, связи, кредитно-финансовой сфере, энергетике, топливной промышленности, атомной промышленности, ракетно-космической промышленности и химической промышленности» [1]. В связи с тем, что в политической структуре существенное значение имеет также информационно-психологическое воздействие на отдельные личности (в первую очередь политически и социально значимые), общественные и социальные группы, а также на все население в целом, понятие критически важных объектов необходимо расширить на этот вид воздействия следующим образом.

Под информационным критически важным элементом политической структуры будем понимать такой элемент ее институциональной, нормативной, коммуникативной, культурно-идеологической, функциональной подсистем, а также такой элемент ее информационной инфраструктуры, акт информационно-манипуляционного воздействия в отношении которых или нарушение (или прекращение) функционирования информационного компонента которых приводит к потере государственного или политического управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта РФ либо административно-территориальной единицы или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный срок.

В соответствии с данным определением к информационным критически важным элементам политической структуры РФ можно отнести:

– государственных, политических, общественных деятелей, оказывающих существенное значение на развитие политической системы страны;

– значимые общественно-политические объединения (политические партии, профессиональные союзы, молодежные ассоциации, творческие союзы, национально-культурные общества и иные общественные организации, массовые движения, религиозные и другие объединения), осуществляющие деятельность по реализации и защите гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развитию активности и самодеятельности граждан, их участию в управлении государственными и общественными делами, удовлетворению профессиональных и любительских интересов, развитию научного, технического и художестве иного творчества, охране здоровья населения, участию в благотворительности, охране природы, памятников истории и культуры, а также в другой деятельности, не запрещенной законом [2];

– социально-демографические группы, являющиеся опорой политической системы, в первую очередь правящая политическая и экономическая элита;

– крупных и средних собственников, директоров крупных и средних приватизированных предприятий, менеджеров, специалистов бизнес-профессий;

– государственные информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети государственных органов и т.п., в которых должны быть обеспечены достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защита указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий [3];

– другие элементы.

Определение информационно критических элементов политической структуры может осуществляться двумя основными способами.

1.Путем проведения экспертного опроса [Орлов 2002]. Метод экспертных оценок является хорошо апробированным методом для прогнозирования поведения сложных объектов и процессов, к которым в полной мере относится политическая деятельность.

Особенностью применения метода экспертных оценок в рассматриваемом случае является необходимость формирования экспертной группы, в которую входят эксперты, занимающие объективную, независимую позицию по отношению к происходящим в стране событиям.

Сложность решения этой задачи заключается:

а) в том, что, как правило, большинство специалистов в области политологии занимают четко обозначенную, порой противоположную позицию по вопросам политической организации страны, что, в конечном итоге, не позволит получить консолидированную оценку рассматриваемого процесса или, наоборот, обеспечит доминирование одних взглядов над другими. Так, например, в настоящее время в вопросах развития страны существует несколько диаметрально противоположных взглядов на дальнейшее развитие политической системы России: стратегия развития России до 2024 года (Центр стратегических разработок под руководством бывшего министра финансов А. Кудрина [4]; «стратегия роста» (глава наблюдательного совета Института экономики роста, бизнесомбудсмен Б. Титов [5]), стратегия «12 шагов» (академик РАН С. Глазьев [6]) и др. В свою очередь, в прошлом, до 1991 г., доминировали социалистические взгляды на развитие страны, которые затем резко изменились в сторону либерализации цен, либерализации внешней торговли и приватизации бывших союзных госпредприятий; б) эти эксперты сами являются объектами информационно-политических манипуляций и могут под их воздействием приходить к сомнительным выводам и поступкам: например, бывший «красный директор» В. Черномырдин – проводник либеральных реформ 1990-х гг. в России, бывший редактор и заведующий отделом экономической политики в журнале ЦК КПСС «Коммунист» Е. Гайдар – впоследствии российский либерал-реформатор и т.п.;

 в) реализация метода требует значительных временных затрат, что в условиях высокой динамики информационно-политической обстановки не отвечает требованиям оперативности.

2. Путем проведения математических расчетов на графовой структуре политической системы. Этот метод учитывает формальное влияние связей между элементами любой, в т.ч. политической, структуры [Зыков 2004]. К числу его достоинств можно отнести: во-первых, наличие апробированного методического аппарата, позволяющего математически точно определить ключевые элементы любой структуры; во-вторых, решение этой задачи легко автоматизировать. Основной недостаток этого и других математических методов заключается в том, что они не учитывают изменение важности элементов графа, их волатильность в зависимости от складывающейся обстановки (в рассматриваемом случае – манипуляционного информационного воздействия в Internet).

Таким образом, при определении информационно критических элементов политической структуры целесообразно использовать комбинированный метод, который частично устраняет отдельные недостатки каждого из рассмотренных методов.

Возможность воздействия на информационные критические элементы политической структуры обеспечивается наличием у них инфокоммуникационных средств, входящих в состав информационной инфраструктуры. Важнейшим элементом этой инфраструктуры является Internet – всемирная информационная компьютерная сеть, связывающая между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных компьютеров для обмена информацией [7]. В настоящее время эта сеть становится наиболее действенным фактором, под влиянием которого формируется в т.ч. политическое пространство общества: у партий и органов власти, а также отдельных государственных деятелей появились собственные электронные представительства в сети. Интерактивный характер Internet способствовал созданию мощного дополнительного канала презентации людьми своих социальных потребностей, механизма давления на власть и использования потенциала политики для выражения своих потребностей [8].

Мониторинг российского сегмента Internet, социальных сетей и блогосферы позволяет определить точки их уязвимости, психологические особенности восприятия информации различными группами и слоями российского виртуального населения (технологии медиапсихологии), выявить «лидеров мнений» и организовать с их помощью целенаправленную работу с ними в виртуальном пространстве. В качестве одного из многих примеров такой деятельности можно привести деятельность голландского отделения международного сообщества писателей, блоггеров и цифровых активистов «Глобальные голоса» (Global Voices), которое стремится перевести и сообщать о том, что говорится в гражданских СМИ во всем мире. При финансовой поддержке фонда Дж. Сороса осуществляется проект под названием «Эхо Рунета», целью которого является формирование протестных настроений в отдельных слоях общества и реализация пропагандистских акций. Особое внимание уделяется изучению националистических движений в России и проводимых политических PR-кампаний [Мухин].

Наличие воздействия на информационно критические элементы политической системы России через Internet подтверждается следующими признаками.

Во-первых, ростом информационных контентов, направленных на конкретные информационно критические элементы политической структуры, анализом их содержания и интенсивности. Так, например, резко возросла интенсивность негативного информационного контента в отношении президента России В.В. Путина, распространяемого через Internet, после объявления им готовности участвовать в выборах главы государства в 2018 г. Прилагаются серьезные усилия для внушения населению, что современная Россия («путинское государство») является тоталитарным, мафиозным государством блатного капитализма, криминальной клептократией, полицейским государством или традиционной системой самовластия и что виноват в этом именно В.В. Путин [9]. Контент-анализ публикаций в зарубежных СМИ, распространяемых в русскоязычной части Internet, свидетельствует о развитии таких направлений информационно-политической манипуляции в предвыборный период, как упор на безальтернативность выборов и, следовательно, их недемократичность; снижение явки на выборы путем их бойкотирования (особенно молодежью и активной частью общества), что породит сомнение в их легитимности; порочность несменяемости власти и возможность ее сохранения после 2014 г. со всеми сложившимися «негативными» явлениями и т.п.

Во-вторых, изменением в ту или иную сторону поведения элементов политической системы после реализации выявленных информационно-политических угроз. Так, например, информационная атака на А.Усманова – известного российского предпринимателя и мецената, миллиардера, основателя USM Holdings, имеющего значительные заслуги перед отечеством за плодотворную работу по сохранению взаимного согласия в обществе, заслуги в укреплении мира, дружбы и сотрудничества между народами, внесшего большой вклад в дело развития и укрепления отношений дружбы и сотрудничества между народами, ведущего активную благотворительную деятельность и оказавшего народу Республики Южная Осетия поддержку в строительстве социально значимых объектов, внесшего большой вклад в российско-итальянские отношения, т.е. на значимую фигуру в политической системе России [10], со стороны фонда борьбы с коррупцией закончилась судебным проигрышем со стороны руководителя фонда и сохранением политической стабильности в стране. С другой стороны, поддержка западных политических структур и структур информационного противоборства в форме восхваления и одобрения стремления президента СССР М. Горбачева понравиться всему миру своими реформами и «прогрессивными» взглядами на налаживание отношений с США и странами Западной Европы путем необоснованных уступок привела к жесточайшему кризису политической системы страны и затем к ее распаду. При этом каждый факт уступок был нагляден, особенно после встреч с лидерами ведущих зарубежных стран, однако реакции политического сообщества на это не последовало.

В-третьих, ростом информационных контентов, направленных на тесно связанных с конкретными информационно критическими элементами политической структуры лиц (объекты, процессы), анализом их содержания и интенсивности. Например, со стороны западных информационных агентств наблюдаются попытки внушить представителям деловых кругов России мысль о неизбежности появления у них финансовых трудностей в случае поддержки действующего президента РФ. Так, в январе 2018 г. министерство финансов США опубликовало список политиков, чиновников и олигархов, имеющих связи с В. Путиным, что может побудить банки и другие организации в США и Европе не вести с ними бизнес. В этом списке перечислены не только высокопоставленные чиновники и руководители госкомпаний, но и успешные бизнесмены (например, Е. Касперский, Р. Абрамович, С. Галицкий и др.). Цель этого информационно-политического воздействия – вызвать крайне негативное отношение к руководству России, президенту, создать трудности в преддверии выборов [11].

В-четвертых, усилением интенсивности появления в Internet-пространстве положительных (хвалебных) оценок деятельности отдельных информационных критических элементов политической системы со стороны политических конкурентов, например, присвоение почетных званий «лучший немец», «лучший банкир», «лучший министр иностранных дел» и т.п. Так, в 2010 г. британский журнал Euromoney назвал Алексея Кудрина лучшим министром финансов года. В сопроводительной статье Euromoney говорилось, что Кудрина правомерно называют менеджером высшего разряда и правомерно хвалят за его «приверженность налоговой и бюджетной реформам в России, стремлению России присоединиться к Всемирной торговой организации и продолжению прогресса в области приватизации»[12]. Однако в сентябре 2011 г. А. Кудрин был отправлен в отставку из-за разногласий по экономической политике с действующим президентом [13]. Кроме президента, экономическую политику А. Кудрина критиковали многие эксперты (Б. Титов, С. Степашин, А. Бунич и др.) [14]. Другим примером является Э. Шеварднадзе, которого многие считают одним из главных участников развала СССР и о котором после его ухода в 1990 г. со своего поста газета New York Times писала: «Ушел лучший министр за всю историю СССР» [15].

Таким образом, к числу информационно критических элементов политической системы относятся как одушевленные, так и неодушевленные объекты. В перечень этих объектов входят государственные, политические, общественные деятели, значимые общественно-политические объединения, социальнодемографические группы, крупные и средние собственники, директора крупных и средних приватизированных предприятий, менеджеры, специалисты бизнес-профессий, государственные информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети государственных органов и т.п., взгляды и поведение или техническое состояние которых существенно влияют на формирование внешней и внутренней политики страны. Конкретный состав этих элементов зависит от складывающейся внешнеполитической и внутриполитической обстановки.

Каждый из этих элементов является первоочередным объектом массированного информационно-манипуляционного воздействия, чему во многом способствуют потенциальные возможности Internet. Наличие такого воздействия на информационно критические элементы политической системы России подтверждается ростом целевых (направленных на конкретный элемент, его связи и его окружение) информационных контентов как негативного, так и прославляющего характера, а также изменением характера принимаемых решений после непосредственного контакта с субъектом воздействия (на саммитах, форумах, неформальных встречах и т.п.) или нарушением режима функционирования информационных систем (хищение информации, ее модификация и т.п.), обусловленных вмешательством, эксплуатируемых лицами, подвергшимися информационно-политическому воздействию.

 

Список литературы:

[1] Зыков А.А. 2004. Основы теории графов. М.: Вузовская книга. 664 с.

[2] Мухин А. Влияние США на политическую обстановку в России на период проведения выборов в Государственную Думу в 2016-м году и на перспективу: аналитический доклад. Доступ: http://www.polit-info.ru/images/data/ gallery/0_6954__v_vibori.PDF (проверено 13.02.2018).

[3] Орлов А.И. 2002. Экспертные оценки: учебное пособие. М.: ИВСТЭ. 31 с.

[4] Правовое государство и гражданское общество. Доступ: http://kursak.net/ pravovoe-gosudarstvo-i-grazhdanskoe-obshhestvo/ (проверено 02.03. 2018).

[5] Теория государства и права (под ред. В.К. Бабаева). 3-е изд., перераб. и доп. 2014. М.: Юрайт. 715 с.

Примечания:

  1. Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 26.07.2017 N 187-ФЗ. Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_220885/ (проверено 02.02.2018).
  2. Общественные объединения и политические партии в Российской Федерации. Доступ: http://isfic. info/ebzeev/konprav23.htm (проверено 02.02.2018).
  3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018). Доступ: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/6b46c7cef112b2df9fc3d7f737c7bb1276e74225/ (проверено 02.03.2018).
  4. «Стратегия Кудрина» предлагает гражданам софинансировать экономический прорыв. Доступ: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/04/24/686996-strategiya... (проверено 02.03. 2018).
  5. Набрать обороты: Титов представил «Стратегию роста» российской экономики. Доступ: https://ria. ru/economy/20170301/1489069739.html (проверено 03.03.2018).
  6. С.Ю. Глазьев: 12 шагов для экономического развития России. Доступ: https://ss69100.livejournal. com/3265229.html (проверено 03.03.2018).
  7. Структура и основные принципы работы сети Интернет. Доступ: http://mir.it-karma.ru/set-internet/ lekcii/struktura-i-osnovnye-principy-raboty-seti-internet (проверено 03.03. 2018).
  8. Политическая роль интернет-технологий. Доступ: https://textbooks.studio/uchebnik-geopolitika/ politicheskaya-rol-internet-23380.html (проверено 13.02. 2018).
  9. Джон Сайфер (John Sipher). Владимир Путин не такой русский, как кажется. Доступ: https:// inosmi.ru/politic/20171207/240952194.html (проверено 13.03. 2018); Корнилов В. Как западные СМИ отреагировали на выдвижение Путина в президенты. Доступ: https://www.discred.ru/2017/12/07/kakzapadnye-smi-otreagirovali-na-vydvi... (проверено 03.02. 2018).
  10. Биография Алишера Усманова. Доступ: https://www.discred.ru/2017/12/07/kak-zapadnye-smiotreagirovali-na-https... (проверено 05.02. 2018).
  11. В «кремлевский доклад» США вошли 210 политиков и бизнесменов. Доступ: http://www.bbc.com/ russian/news-42857084 (проверено 05.02.2018).
  12. Euromoney назвал Кудрина лучшим министром финансов. Доступ: http://www.bbc.com/russian/ russia/2010/10/101010_us_imf_kudrin_award.shtml (проверено 05.03.2018).
  13. Кудрин ушел с поста министра финансов. Доступ: https://topwar.ru/7144-kudrin-ushel-s-postaministra-finansov.html (проверено 15.03.2018).
  14. Эксперты о деятельности Кудрина на посту министра финансов РФ. Доступ: https://ria.ru/ spravka/20110926/444159624.html (проверено 15.03.2018).
  15. Эдуард Шеварднадзе: достижения и неудачи «Белого лиса». Доступ: https://sputnik-georgia.ru/ reviews/20170125/234640785/Jeduard-Shevardnadze-dostizhenija-i-neudachi-Belogo-lisa.html (проверено 15.03.2018).

 

Авторы: Борщенко В.В. – преподаватель факультета профессионального образования и довузовской подготовки Северо-Западного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Левкин И.М. – доктор военных наук, профессор кафедры международных отношений Северо-Западного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

 

Источник: Журнал «Власть», 2018, №6, С. 55-61.